Родственники в ответе?! Давление на семью Мусаевых со стороны силовых структур
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В представительство ПЦ "Мемориал" в г. Грозный обратилась семья Мусаевых, проживающих в с. Автуры Шалинского района Чеченской Республики. В своем заявлении они сообщают о том, что последние три года их семья подвергается преследованиям со стороны сотрудников различных силовых структур. Как утверждают Мусаевы, за это время у них дома 61 раз проводились обыски и проверки. Как правило, обыски сопровождались угрозами, нецензурной бранью и уничтожением имущества, несанкционированными обысками.
Причиной столь пристального внимания к этой семье со стороны "силовиков" является тот факт, что один из членов этой семьи, Аслуди Ломалиевич Мусаев, 1977 г. р., боевик.
Мусаевы неоднократно заявляли представителям власти, что они на протяжении нескольких лет не имеют никакой связи с Аслуди. Несмотря на это, от них постоянно требуют предоставить информацию о его местонахождении.
В своем заявлении Мусаевы приводят факты противоправных действий против них со стороны сотрудников силовых структур.
23 августа 2005 года в день переклички учащихся школы с. Автуры одним из командиров местного АТЦ (антитеррористический центр) по имени Висит был похищен ученик этой школы, Ахмад Мусаев, 15 лет. Более суток подростка продержали в сыром темном помещении с целью получения сведений о его дяде Аслуди Мусаеве.
20 октября 2005 года тот же Висит без всяких на то законных оснований забрал в с. Автуры паспорта у братьев Мусаевых: Юсупа и Исы. Документы вернули только через 2,5 месяца. Все это время, не имея на руках паспортов, Мусаевы подвергались риску быть задержанными во время проведения паспортной проверки.
В ночь на 12 января 2006 года в с. Автуры в дом Дагман Идрисовой (Мусаевой, по мужу) ворвалась группа сотрудников силовых структур (до 12 человек), разговаривавших по-чеченски. Они были одеты в камуфляжную форму, вооружены автоматами и пистолетами с глушителями. Они не представились и ничего не объяснили - просто облили дом керосином и подожгли его.
22 февраля 2006 года по данному факту было подано заявление в прокуратуру. На него был получен ответ от заместителя прокурора Шалинского района Ш.Д. Хамидова, из которого следует, что Идрисовой отказано в возбуждении уголовного дела против сотрудников шестой роты полка им. А. Кадырова, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. В части поджога домовладения сообщается, что 28 января 2006 года возбуждено уголовное дело. На декабрь 2006 года Идрисова ничего не знает о состоянии этого уголовного дела.
16 октября 2006 года в с. Автуры в дом к Харону Мусаеву, 1953 г. р., старшему брату Аслуди Мусаева, пришел Илес Докуев, уроженец Автуров, проживающий в с. Джалка Гудермесского района. Докуев представился правозащитником и предложил свои услуги по возвращению Аслуди к мирной жизни. При этом он сослался на действующую амнистию. Докуев уверял Мусаева в том, что у него хорошие связи во властных структурах и что, используя их, он может оказать помощь в амнистии Аслуди. Докуев сказал так же, что, по его данным, у властей нет информации о причастности Аслуди к тяжким преступлениям, т.е. убийствам людей. В свою очередь Харон Мусаев объяснил ему, что больше всех желает вернуть Аслуди к нормальной жизни, прекратив, тем самым, произвол в отношении семьи со стороны "силовиков", но не имеет связи с Аслуди.
На следующий день 17 октября к Харону Мусаеву пришли трое оперативных работников ФСБ (так представились, но удостоверений не предъявили). Они так же говорили о возможной амнистии Аслуди. Сотрудники ФСБ сказали, что это последний шанс для него вернуться и изменить свою жизнь. Вместе с тем, они дали понять, что Аслуди придется некоторое время сотрудничать с ними. В противном случае, они пригрозили его физическим устранением. По их утверждению, это устранение - дело времени.
18 октября к Харону Мусаеву снова пришел Илес Докуев и сообщил, что у него состоялся разговор с Адамом (по всей вероятности с Адамом Делимхановым, вице-премьером ЧР, курирующим силовой блок) по поводу амнистии Аслуди. По его словам, Адам обещал помочь, если на нем нет человеческой крови. Докуев сообщил так же Харону слух о том, что якобы один из братьев готов организовать встречу с Аслуди представителям российских спецслужб за 10 тысяч долларов. Харон опроверг эту информацию, заявив, что это клевета, не имеющая под собой никакой почвы и что это специально кем-то распространяемые слухи с целью дискредитации семьи.
19 октября к Харону Мусаеву приехали на автомашине пять вооруженных военных в камуфляжной форме. Один из них представился Хизиром - командиром шестой роты полка имени А. Кадырова. Он начал разговор об Аслуди. "Кадыровцы" говорили грубо. Высказывали угрозы примерно такого содержания: "Мы его убьем, а вам жить не дадим". Харон попросил Хизира быть немного корректнее. "Кадыровец" обматерил Харона и, уезжая, поклялся священным месяцем Уразы убить троих братьев Аслуди, если последний что-нибудь сделает его сослуживцам.
4 ноября 2006 года в дом к Харону Мусаеву, пришли три вооруженных сотрудника местных силовых структур. Один из них, по имени Мусса, заявил Харону, что у них есть информация о готовящемся теракте против их командира. По его словам, информация исходила от спецслужб и, что этот теракт готовит Аслуди Мусаев.
"Мы с моим командиром - братья по клятве. Если с ним что-нибудь случится, то я объявлю тебе кровную месть" - предупредил Муса и ушел вместе со своими сослуживцами.
12 декабря 2006 года, около 13.00, во двор Харона Мусаева ворвались около 20 военных. Они приехали на трех автомашинах УАЗ и грузовике "Урал". Часть военных была в масках. Командовал операцией военный без маски, славянской внешности. Были среди военных и чеченцы. Не ответив на просьбу представиться, командовавший этой группой, потребовал информацию об Аслуди Мусаеве. Такое требование сопровождалось угрозами расправы и создания неприятностей Харону и другим членам его семьи.
Тем временем, военные в масках вошли в дом и провели несанкционированный обыск. Искали в доме и в хозяйственных постройках во дворе. Во время обыска был учинен погром - поломана мебель, разбросаны и испорчены другие вещи. Все происходящее военные снимали на камеру. На просьбу хозяйки дома закрыть дверь, так, как детям холодно, командир заявил: "Не дадим жить ни вам, ни вашим детям, будем вас давить!".
Аналогичные обыски в тот же день были проведены и у других родственников разыскиваемого Аслуди Мусаева: у его матери, Дагман Идрисовой (ул. Черкесская, 55), у дяди - Алауди Идрисова (ул. Ленина), у зятя - Нохи Адагаева (ул. Сутаева).
В ночь на 13 декабря в дом Дагман Идрисовой, в котором она живет с дочерью и семьей сына (пять человек) Юсупа Мусаева, инвалида второй группы, ворвалась группа вооруженных людей (до 15 человек) в камуфляжной форме. Они приехали на трех машинах "Жигули". Два человека в масках обыскали жилой дом, котельную и подвал. Неизвестные искали Аслуди Мусаева.
14 декабря в дома Харона Мусаева и Юсупа Мусаева снова пришли с проверкой люди в камуфляжной форме. Как обычно, они, не представившись, провели обыск и ушли.
Давление на семью Мусаевых продолжилось и в этом году. Так, 1 января 2007 года сотрудниками 6 роты Полка милиции специального назначения, дислоцирующегося в с. Автуры, был проведен незаконный обыск в доме Харона Мусаева и в доме его матери, Догман Идрисовой.
6 января были проведены досмотры в домах и подворных помещениях Мусаевых, а также в домах дяди - Алауди Идрисова и их зятя, Нохи Адагова.
Во время последнего "визита" семье Мусаевых был поставлен ультиматум: в течение недели выдать Алауди Мусаева. В противном случае, им пригрозили забрать всех мужчин.
17 января 2007 года
источник: Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва)
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21