В Кабардино-Балкарии родители погибших боевиков требуют отменить закон, позволяющий не выдавать тела погибших
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Конституционный суд РФ рассмотрел 14 июня обращение жительниц Кабардино-Балкарии о соответствии Конституции РФ ст.14.1 Закона РФ "О погребении и похоронном деле". В соответствии данной нормой, им было отказано в выдаче для захоронения тел их сыновей, погибших во время отражения нападения вооруженной оппозиции на силовые структуры в Нальчике 13-14 октября 2005 года.
Девятнадцать судей заслушали аргументы представителей заявителей, адвокатов из Нальчика Ларисы Дороговой и Татьяны Псомиади, и их многочисленных оппонентов из Госдумы, Совета Федерации, правительства России, МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Минюста.
Адвокаты родителей погибших требовали отменить норму законодательства, позволяющую не выдавать тела погибших в результате предотвращения террористических актов, говоря, что они противоречит ст.ст. 2, 15, 17, 21, 28, 49, 55 Конституции РФ.
По мнению Л. Дороговой и Т. Псомиади, ст. 14.1 Закона РФ "О погребении и похоронном деле" нарушает нематериальные права детей заявительниц, а также их конституционные права. Они считают, что право быть погребенным с соблюдением своих религиозных и национальных обычаев прямо вытекает из гарантированного Основным законом страны права на свободу мысли, совести и религии.
Представители заявителей утверждают, что отказ в выдаче родным тела для погребения с соблюдением своих религиозных и национальных обычаев - серьезное ограничение неотчуждаемых нематериальных прав гражданина. Этот отказ носит характер санкции, налагаемой на преступника. Применение такого наказания к подозреваемым, в т. ч. к неопознанным лицам, не являющимся фигурантами уголовного дела, возбуждаемого по факту преступления - грубо нарушает несколько фундаментальных принципов правосудия, гарантированных ст. 49 Конституции РФ: невозможности признания виновным без суда и презумпции невиновности.
Заявители считают, что отказ в выдаче родным тела для погребения, является коллективным наказанием и устрашением родственников погибших, а их религиозные и этические чувства оказываются жестоко оскорблены и унижены.
Противная сторона возражала авторам жалобы, убеждая суд, что оспариваемая норма закона не противоречит Конституции и международному праву и практике.
Так, по мнению представителя Госдумы РФ Елены Мизулиной, невыдача тел террористов способствует уменьшению количества терактов. По ее словам, принимаю такой закон, законодатель преследовал цель не допустить поклонения могилам террористов, дабы не создавать из них образов "мучеников за веру".
"Никто не может гарантировать, что раскрытие мест захоронения террористов не будет способствовать пропаганде идеологии терроризма и разжиганию национальной розни", - заявила Мизулина, передает РИА "Новости".
Она напомнила, что сам Конституционный суд в определении от 27 декабря 2005 года отметил, что государство должно мобилизовать все силы и средства для пресечения терактов.
"В общей системе превентивных мер по борьбе с терроризмом норма о невыдаче тел террористов способствует тому, что случаи терроризма сокращаются", - убеждена представитель Госдумы.
По ее данным, подобная практика существует за рубежом. В частности, власти США не выдают тела террористов, которых хоронят в обстановке строгой секретности. В Нидерландах, если существует угроза пропаганды терроризма, тела боевиков, якобы, также не выдаются.
Власти Германии, мол, могут задержать выдачу тел террористов на неопределенное время, а в Испании этот срок ограничен двумя годами.
Представитель МВД Надежда Тузлукова сообщила, что в России были случаи, когда места гибели террористов становились культовыми. По ее словам, на месте гибели президента самопровозглашенной Ичкерии Джохара Дудаева воздвигнут мемориал, где совершались обряды, участники которых приносили клятвы отомстить за его смерть и продолжить его дело.
Позицию Тузлуковой поддержал представитель правительства РФ Михаил Барщевский. Однако он не исключил возможности проводить похороны террористов с учетом их вероисповедания.
Представители заявителей Татьяна Псомиади и Лариса Дорогова, заявили корреспонденту "Кавказского узла", что аргументы оппонентов необоснованны, т. к. в исламе нет традиции поклонения могилам. Они выразили надежду, что суд удовлетворит их требование. Адвокаты из Нальчика были удовлетворены компетентными вопросами и замечаниями, которые судьи высказывали в ходе заседания.
Выслушав мнение сторон в практически пустом зале, в присутствии небольшого количества журналистов, председатель КС РФ суд закрыл. Валерий Зорькин объявил, что о принятом решении стороны и общественность уведомят позднее. Как пояснил в кулуарах журналистам представитель правительства РФ Михаил Барщевский, как правило, на принятие решения уходит примерно месяц.
Как сообщалось ранее, Конституционный суд РФ принял решение о рассмотрении заявления с участием сторон. Однако родители, обратившиеся с заявлением, отказались от поездки, направив в Конституционный суд сообщение следующего содержания:
"Просим Вас рассмотреть нашу жалобу №7055 в наше отсутствие, в связи с тем, что мы не имеем возможности приехать и присутствовать на заседании. Причина нашего неприезда - наше моральное состояние в связи с полученным на днях известием о состоявшейся в июне прошлого года кремации тел наших сыновей. На наш взгляд, произошла непоправимая ошибка, которая не должна повториться".
В интервью "Кавказскому узлу" Лариса Дорогова сказала:
"Сразу после того, как стало известно о факте кремации, родители были в шоке и даже подумали отказаться от дальнейших судебных разбирательств. Но, когда шок прошел, решили - до каких пор можно терпеть эти беззакония. Почему какая-то группа чиновников из силовых ведомств решила, что государство - это они".
"Я считаю, что лучший метод борьбы с терроризмом - соблюдение прав человека. Только маньяк совершает преступления беспричинно, - сказала Лариса Дорогова. - Но даже если бы погибшие ребята были на самом деле террористами - не выдавать трупы - это безнравственный и бесчеловечный закон, противоречащий всем нормам морали".
Напомним, что Европейским судом по правам человека также принята к рассмотрению жалоба родителей погибших боевиков об отказе выдачи тел для погребения. Ранее Европейский суд по данному вопросу направил меморандум правительству России.
В ответе правительства России от 29 мая этого года говорится, что "тела погибших в связи с событиями 13 октября 2005 года в Кабардино-Балкарии 95 боевиков были кремированы 22 июня 2006 года".
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" присутствовавший на заседании КС РФ директор по юридической работе "Правовой инициативы по России" Румер Лемэтр, в случае, если Страсбургский суд не будет больше посылать запросов сторонам, участвующим в деле, то дата вынесения решения может быть назначена уже через месяц и к концу года можно ожидать вердикт.
Как сообщал ранее "Кавказский узел", 13 октября 2005 года на силовые структуры Кабардино-Балкарии, всего 11 объектов, было совершено вооруженное нападение более 200 вооруженных боевиков, приверженцев радикального ислама. В результате нападения погибли 14 мирных граждан, 35 сотрудников силовых структур и 92 боевика.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08