Эксперты в Азербайджане против идеи создания госоргана по контролю за Интернетом
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Представители гражданского общества Азербайджана критически восприняли прозвучавшее 21 июля заявление министра связи и информационных технологий (МСИТ) Али Аббасова о планировании создания специальной структуры по электронной безопасности с целью предотвращения киберпреступлений.
Так, директор Центра информационных систем и технологий "Мультимедиа", президент Интернет-форума Азербайджана Осман Гюндюз в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" заявил, что необходимости в создания указанной структуры нет. По его словам, на сегодняшний день в Азербайджане уже есть структуры, осуществляющие контроль за электронными информационными ресурсами в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями.
Так, Особая служба охраны государства (ОСГО) при Президенте имеет специальное подразделение, которая ответственна за безопасность Интернет-ресурсов госорганов.
Министерство национальной безопасности (МНБ) обеспечивает в Интернете информационную безопасность и осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, при МВД есть управление по борьбе с киберпреступностью, которое создано в соответствии с обязательствами Азербайджана по Конвенции о борьбе с киберпреступностью.
По мнению Гюндюза, "чем создавать новую структуру целесообразнее было бы усиление в кадровом, финансовом и технологическом отношении действующих служб". Создание же новой структуры привело бы к ненужному параллелизму и дублированию в этой сфере.
Вместе с тем, Гюндюз отметил необходимость приведения в соответствии с международными стандартами законодательства Азербайджана в области оперативно-розыскной деятельности, касающейся сферы Интернета.
Закон об оперативно-розыскной деятельности позволяет следственным органам отслеживать электронные ресурсы и переписку без решения суда. Они должны информировать суд в течение 24 часов после того, как осуществили вмешательство в электронные ресурсы подозреваемого лица. Кроме того, по завершению периода слежки, если подозрения о причастности гражданина к преступлениям не подтверждаются ему не предоставляется информация о том, что за ним была слежка.
"Нет механизма и уничтожения добытых о гражданине сведений, хотя в развитых демократических государствах такая процедура предусмотрена", - отметил Гюндюз. Он не согласен и с привлечением гражданского общества к запретительным мерам в Интернете.
Так, весной этого года был создан Координационный совет по развитию Интернета при МСИТ, и в него приглашены представители гражданского общества. "Но нас настораживает, что в Положении Координационного совета есть пункт, по которому члены этой структуры могут инициировать судебные иски по запрещению Интернет-ресурсов в Азербайджане на основе обращений частных лиц. МСИТ является органом, ответственным за технологическое развитие электронных ресурсов и нецелесообразно наделять подотчетную этому ведомству структуру функциями по контролю за содержанием информации в Интернете", - сказал Гюндюз.
По словам Гюндюза, он говорил на эту тему с главой МСИТ Аббасовым и тот выразил согласие на исключение указанного пункта из Положения, однако до сих пор в документ изменения не были внесены. Эту обеспокоенность Гюндюз выразил в ходе встречи в Баку с содокладчиками Мониторингового комитета ПАСЕ по Азербайджану и в резолюции июньской сессии ПАСЕ 1614 было отмечено, что указанное нововведение может привести к введению цензуры в Интернет.
Однако, ранее начальник отдела развития информационного общества МСИТ Руфат Гюльмамедов заявил, что Координационный совет будет выполнять рекомендательные функции. Так, если поступит жалоба на какой-то источник информации в Интернете, то КС будет помогать жалобщику решать вопрос через суд. Гюльмамедов исключил возможность прямого вмешательства в работу сайтов, отметив, что КС может только рекомендовать принятие тех или иных шагов, сообщает агентство Turan.
В свою очередь, директор Института прав медиа Рашид Гаджилы отметил, что установление контроля над Интернет-пространством "не правильно и неправомерно". На его взгляд, в случае возникновения претензий к содержанию конкретных материалов в Интернете, могут применяться правовые нормы, предусмотренные для СМИ.
В противном случае, установление контроля над Интернет-пространством неизбежно приведет к злоупотреблениям в этой сфере, считает эксперт.
На вопрос насколько правомерным будет установление контроля над электронной перепиской граждан и организаций, Гаджилы сказал, что тайна любой переписки - почтовой или электронной, а также телефонных разговоров, может быть нарушена исключительно решением суда. В проведении оперативно-розыскных мероприятий следственные органы в исключительных случаях могут вмешиваться в тайну переписки и разговоров, если такое вмешательство необходимо безотлагательно.
И то, в этих случаях следственные органы должны сразу после операции обосновать свои действия в суде.
Кроме того, после событий 2001 года был принят закон о борьбе с терроризмом, который предоставил спецслужбам права прослушивать разговоры и вмешиваться в тайну переписки подозреваемых в терроризме, "хотя целесообразность этих норм также вызывает споры", отмечает эксперт.
По данным МСИТ, в Азербайджане Интернетом пользуется уже 1 млн. человек, или 12,5% населения (в России 28%). На каждые 100 человек приходится по 12 Интернет-пользователей и по 4-5 компьютеров. По сравнению с 2006 годом данные показатели увеличились соответственно на 20% и 11,1%.
За последние 4 года скорость подключения внутренней сети к глобальной увеличилась в 40 раз и достигла 6 GB в секунду. В итоге объём информационного экспорта в международную сеть увеличился в 25 раз, а объем импорта - в 17 раз.
В 2008 году к Интернету будут подключены все школы Баку, Сумгаита и Апшерона, а госпрограмма по информатизации школ на 2008-2009 годы предусматривает подключение к Интернету всех школ и других учебных заведений Азербайджана и находится в настоящее время на утверждении в Исполнительном аппарате Президента.
По данным независимых экспертов в Азербайджане средняя скорость dial-up Интернет составляет 56 килобит, в то время как в мире скорость Интернета начинается от 1 мегабит. Тарифы же на Интернет-услуги в Азербайджане составляют 0,15 маната (18 центов) в час, что на порядок выше среднемировых показателей.
-
18 ноября 2024, 06:56
-
17 ноября 2024, 22:41
-
17 ноября 2024, 21:50
-
17 ноября 2024, 20:02
-
17 ноября 2024, 16:42
-
17 ноября 2024, 14:44