Политологи в Волгограде считают поправки в закон о партиях давлением на гражданское общество
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Эксперты и политики Волгограда считают, что поправки в закон о политических партиях, дающие право общественным организациям участвовать в формировании выборных списков, могут отрицательно повлиять на гражданское общество, и власть, таким образом, попытается влиять на общественность.
13 марта 2009 года принят закон "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предоставляющий общественным объединениям, не являющимся политическими партиями, право принимать участие в совместном с политической партией формировании списка кандидатов на выборах в представительные органы муниципальных образований.
Волгоградский политолог Мария Платонова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" пояснила, что в этом случае политическая партия должна включить в свой список кандидатуры, предложенные общественным объединением, но количество кандидатов от всех общественных объединений, с которыми партия заключила соглашения, не может превышать 15 процентов от списка.
"Фактически, данная практика существовала и раньше, но только теперь стала формальной, - отметила Мария Платонова. - Возможно, появление такого закона именно сейчас продиктовано прошедшими 1 марта выборами, которые показали крайне низкую электоральную активность. Привлечением общественных организаций к выборам на муниципальном уровне, на которых активность общества традиционно выше, власть стремится повысить явку на предстоящих осенью выборах".
По мнению волгоградского политолога, очередная инициатива по развитию гражданского общества, идущая "сверху", может привести к политизации гражданского общества. Платонова отметила, что "формально открывая равные возможности для всех общественных объединений, фактически такой закон может привести к неравной борьбе между партиями за наиболее авторитетные и многочисленные организации".
"Очевидно, что партия, имеющая большинство в региональном парламенте и включающая в себя львиную долю чиновничества, которое, фактически, и принимает решения, например, о выдаче грантов, будет являться более перспективным союзником для общественных объединений, - подчеркнула Мария Платонова. - Также принятие такого закона откроет возможности для отстаивания своих интересов национальным общественным объединениям, религиозным организациям и т.д".
В таком случае, по словам Платоновой, может встать вопрос о возникновении нового определения понятия партия и новой их классификации: "Например, на православных коммунистов, мусульман-эсеров, казахских либо украинских "единороссов", ЛДПР-овцев-буддистов". Таким образом, по мнению политолога, закон, направленный на развитие гражданского общества, "фактически может привести к сужению его пространства".
По мнению доктора политических наук, профессора ВолГУ Сергея Панкратова, "реальными игроками на политической арене остаются лишь парламентские партии. Власть обеспокоена тем, что они немногочисленны и не пользуются широкой поддержкой населения. Участие общественных объединений в выборах в органы муниципальных образований - один из возможных шагов по привлечению населения к активной политической деятельности.
По мнению профессора, политические партии не всегда пользуются популярностью и власть пытается через неполитические объединения оказать влияние на электорат.
"Свою роль сыграла и наблюдаемая сейчас демографическая яма. Старшее поколение, которое составляло наиболее активную базу партий, уходит, на смену ему приходит новое поколение, которое более прагматично относится к политике. Со стороны власти это очередной шаг к развитию гражданского общества, но, как всегда, инициатива идет сверху", - сказал Панкратов.
По мнению политолога, "в Волгограде среди партий развернется борьба за привлечение общественных организаций в свои ряды. Вероятно, к "Единой России" отойдет торгово-промышленная палата, ряд бизнес-структур, к КПРФ - ветеранские организации. У ЛДПР есть шанс воздействовать на молодежь. Возможным результатом принятия этого закона станет укрепление молодежных общественных организаций".
Волгоградский политолог Александр Стризое считает, что "идея привлечения общественных объединений к выборам в муниципальные представительные органы власти конструктивна. Во-первых, это попытка продолжить прежнюю линию президента на более активное привлечение в политический процесс политических партий, во-вторых - это способ самоорганизации гражданского общества. На муниципальном уровне активность выше, проблемы муниципалитетов сильнее затрагивают людей".
Относительно того, как распределятся общественные организации между партиями, Александр Стризое отметил, что "возможны любые комбинации. Если эти коалиции будут заключены, это повысит явку, но быстрые перемены маловероятны, так как общественных организаций, пользующихся широкой поддержкой, мало".
По мнению бывшего уполномоченного по правам человека Волгоградской области Михаила Таранцова, "сегодня на выборах любого уровня - начиная от президентских и заканчивая муниципальными - важную роль играет участие социально и политически активных людей. Конечно, принятая норма не нова, так как и раньше представители общественных организаций могли участвовать в выборах. Но именно сейчас произошла попытка формализации уже сложившейся практики. И для правового государства и для гражданского общества важно, чтобы практика привлечения социально активных людей набирала обороты".
"Любая власть должна опираться на организованную общественную инициативу, - отметил Михаил Александрович. - Получение общественными объединениями закрепленного в законе права выдвигать своих представителей под флагами партии позволит установить постоянный диалог между государством и гражданским обществом".
Заместитель секретаря регионального политсовета партии "Единая Россия" Александр Ярославцев отметил, что "сегодня мы стремимся к нормальной политической системе в стране. Принятие нового закона позволит повысить ответственность муниципальных органов власти. Суть изменений состоит в том, что если раньше принять участие в выборах, по сути, могла любая общественная организация, то теперь только та, с которой партия заключит договор. Таким образом, появится фильтр для общественных организаций, что будет, в свою очередь, способствовать повышению активности и ответственности общественных организаций. А партии, в свою очередь, будут внимательнее смотреть на то, кого выдвигают".
По мнению лидера волгоградских членов ЛДПР Александра Потапова, "привлечение общественных организаций к выборам - абсолютно нормальное явление. Это лишь очередная попытка усилить партию технического большинства. Все общественные организации будут постепенно подтягиваться к партии власти".
Как сообщили в волгоградском отделении "Справедливой России", "по сути, ничего нового не произошло. В законе отражена давно работающая модель, которая не открывает никаких новых перспектив".
По данным на 1 декабря 2007 года в Волгоградской области зарегистрировано 4493 некоммерческие организации, из них 2579 общественных объединений, в числе которых 46 национальных общественных объединений, 362 религиозные организации, принадлежащие к 20 вероисповеданиям, 35 организаций социальной направленности и 11 молодежных организаций. На территории Волгоградской области сегодня проживают граждане более 100 наций и народностей, в том числе 23 наиболее многочисленных - русские, украинцы, казахи, немцы, татары, белорусы, чеченцы, ингуши, чуваши, марийцы, азербайджанцы, грузины, армяне, цыгане, мордва, представители народов Дагестана, корейцы, поляки, таджики, узбеки, башкиры, евреи, калмыки.
Самой динамично развивающейся конфессией региона является православие. Среди иных христианских вероисповеданий, прежде всего, следует назвать Римско-католическую церковь, имеющую на территории области пять приходов, а также ряд протестантских церквей. Все 17 мусульманских религиозных организаций области исповедуют традиционный для Нижневолжского региона суннитский вариант ислама. Львиная доля их объединена в Региональное духовное управление мусульман Волгоградской области, входящее в состав Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
10 ноября 2024, 05:49
-
09 ноября 2024, 21:44
-
09 ноября 2024, 14:18
-
09 ноября 2024, 12:20
-
09 ноября 2024, 08:36
-
09 ноября 2024, 06:47