23:54, 28 марта 2009

Калмыки

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 

Самоназвание - хальмг (по-видимому, от тюркского термина, буквально - "остаток", обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в русских официальных документах этноним калмыки появился с конца 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки). Основное население Калмыкии. Живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, небольшие группы в Сибири, Средней Азии, на Кавказе. Численность в Российской Федерации - 166 тысяч человек (1992), в том числе в Калмыкии - свыше 146 тысяч. Относятся к центральноазиатской расе большой монголоидной расы, незначительно отличаясь от монголов и бурят. Язык калмыцкий западной подгруппы монгольской группы алтайской семьи. Письменность с 1925 г. на основе русского алфавита, ранее пользовались общеойратской, т.н. тарокалмыцкой, письменностью тодо бичиг. Верующие - буддисты-ламаисты, часть - православные.

Предки калмыков - ойраты. В начале 17 в. часть ойратских тайшей переселилась в Россию, приняла русское подданство и получила земли для кочевания в низовьях Волги и Урала. Всего к середине 17 в. на этих землях оказалось около 280 тысяч калмыков, включая и другие этнические подразделения ойратов (дербеты, торгуты и др.), сохранявшие свою языковую и хозяйственно-культурную специфику до начала 20 в. В 1771 г. часть калмыцких тайшей, недовольная все усиливавшимся гнетом со стороны правительства России, ушла назад в Джунгарию, уведя с собой около 125 тысяч калмыков. Большая их часть погибла в пути. Калмыки, отколовшиеся и жившие среди казачества на Дону, Урале, Украине, приняли православие. С конца 19 в. в Калмыкии началось развитие капиталистических отношений. В конце 19 в. калмыки консолидировались в единый народ.

В 1920 г. на землях калмыков образована Калмыцкая АО; в 1935 г. преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 г. автономия ликвидирована, калмыки незаконно выселены. В 1957-1958 гг. Калмыцкая АССР была восстановлена, и калмыки смогли вернуться на их этническую территорию.

Основу традиционного хозяйства составляло кочевое скотоводство (преобладали овцы, лошади - их количество зависело от потребностей армии; крупный рогатый скот, козы, верблюды). В середине 19 в. с возникновением стационарных поселков калмыки начали разводить свиней. Рыболовство и земледелие были известны еще ойратам. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгуты и хошуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти 19 в. разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. Были развиты художественные ремесла - вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серег), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков).

Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. С начала 19 в. появились стационарные поселки с линейной планировкой. Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка - это юрта монгольского образца. Землянки и полуземлянки - жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. Вход с южной стороны, северная часть - почетная (для гостей, с домашним алтарем); правая сторона жилища - мужская, левая - женская.

Традиционная мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны, мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем для зимы и холщовыми портянками для лета. Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под ними длинная рубаха и штаны, сапожки. Особое значение придавалось женским вышитым и мужским наборным металлическим поясам, служившим показателем знатности и благосостояния их владельцев. Разнообразны головные уборы мужчин и женщин в зависимости от сезона, состоятельности семьи и т. д. Парадный головной убор с красной шелковой кистью (отсюда прозвище калмыков среди соседних народов "краснокисточные"). Женские украшения - серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценные и полудрагоценные камни; у мужчин - серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета.

Основа питания - мясо и молоко. Предпочитаемое мясо - баранина, говядина, менее употребительны конина, верблюжатина, свинина, дичь. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком; мясо, запеченное в закрытой посуде (в прошлом -туша, запекавшаяся в течение суток без доступа воздуха в яме, присыпанной землей, на которой разводился огонь); лапша с мясом и луком; пельмени; мелко нарезанные внутренности барана. Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло, пенки, кумыс из кобыльего молока, молочный квас и кислый напиток из коровьего молока. Повседневный напиток-чай с молоком, маслом, солью и специями. Мучные изделия - пресные лепешки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста, позднее - заимствованные от русских и украинцев оладьи и баранки.

Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями - джангарчи. Сохранялись элементы общемонгольских добуддийских верований (шаманство, культ огня, воды и т. д.). Развивается профессиональная культура.

 

Литература:
  • Пальмов Н. Н. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — Астрахань, 1922.
  • Бартольд В. В. Калмыки. Соч., т. 5. — М., 1968.
  • Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. — Элиста, 1969.
  • Калмыцкое народное искусство. — Элиста, 1970.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. — М., 1985.
  • Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки, 2 изд. — Элиста, 1980.
  • Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. — Элиста, 1980.
  • Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. — Элиста, 1980.
  • «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. — М., 1980.
  • Культура и быт калмыков (этнографические исследования). — Элиста, 1977.
  • Ашилова Д. О. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). — Элиста, 1976.
  • Сычев Д. В. Из истории калмыцкого костюма. — Элиста, 1973.
  • Золотарева И. М. Антропологические материалы к проблеме этногенеза калмыков // Проблемы алтаистики и монголоведения. — Элиста, 1972.
  • Дарбанова В. П. К этимологии этнонима калмык // Этнонимы. — М., 1970.

    Источники:
  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Темы дня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

21 ноября 2024, 19:52

21 ноября 2024, 19:07

21 ноября 2024, 15:47

21 ноября 2024, 13:50

Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть Абхазия: как Бжания объясняет свои попытки удержать власть НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ "Точка невозврата еще не пройдена", — заявил президент Абхазии, не уточнив, что он имеет в виду. При этом Аслан Бжания согласился подать в отставку при условии, что участники протестной акции разойдутся, в противном случае он отзовет заявление, следует из текста соглашения с оппозицией. Подробнее читайте на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/category/abkhazia_crisis 19 ноября 2024, 01:20 Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов Тбилиси: наблюдатели требуют повторных выборов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Наблюдатели, проводившие мониторинг выборов в парламент Грузии, организовали акцию протеста в Тбилиси. Их протест поддержали оппозиционные партии, которые провели шествие в центре города. Протестующие собрались перед зданием парламента и потребовали провести повторные выборы. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405691 18 ноября 2024, 00:36 Ереван: Тунберг протестует против COP29 Ереван: Тунберг протестует против COP29 НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Перед зданием офиса ООН в Ереване прошла протестная акция "Stop Greenwashing Genocide!" Экоактивисты организовали акцию в ответ на решение ООН провести климатическую конференцию COP29 в Баку. В акции протеста в Ереване приняла участие Грета Тунберг, ранее присоединившаяся к протестующим в Тбилиси, но отказавшаяся ехать на COP29 в Баку. Между тем конференция в Азербайджане стала одним из самых глобальных саммитов на постсоветском пространстве. В Баку прибыли свыше 50 глав государств и правительств, 80 тысяч участников саммита. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405639 15 ноября 2024, 23:49 Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии Протестующие взяли в осаду парламент Абхазии НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Участники протестов против инвестиционного соглашения с Россией прорвались во двор парламента Абхазии. Силовики вытеснили толпу за ограду и перекрыли брешь машиной спецтехники. Протестующие продолжили сносить забор, в ответ силовики начали забрасывать их дымовыми шашками. Позже к участникам протеста вышел глава СГБ и министр МВД. После переговоров силовики отправились передавать требования протестующих президенту. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405616 15 ноября 2024, 15:10 Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки Протесты в Абхазии: перекрытие мостов и массовые драки НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Жесткое задержание противников инвестиционного соглашения с Россией спровоцировало массовые беспорядки в Абхазии. Силовики в Сухуме 11 ноября задержали пять человек, участвовавших в собрании общественности Гудаутского района. С требованием освободить задержанных возмущенная толпа попыталась штурмовать здание Службы госбезопасности. Протестующие перекрыли мосты на въездах в Сухум. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405502 12 ноября 2024, 13:49 Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54