Рябинина: антиэкстремистские законы поощряют бесправие на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Антиэкстремистское законодательство РФ используется для подавления любых проявлений гражданской активности, в том числе и на Северном Кавказе. Об этом говорится в докладе "Российское общество под контролем (злоупотребления в ходе борьбы с экстремизмом и терроризмом)" международной миссии FIDH и комитета "Гражданское содействие".
Доклад был представлен московским журналистам 23 июля этого года. Одним из аспектов документа является то, что на Северном Кавказе совершено множество нарушений прав человека в ходе антитеррористических операций или действий под предлогом антитеррористических мер.
По словам эксперта по работе с беженцами из Центральной Азии комитета "Гражданское содействие" Елены Рябининой, работа над докладом началась в феврале 2008 года, когда миссия FIDH приезжала в Россию: "Они провели огромное количество интервью в Москве с представителями самых разных слоев населения, с пострадавшими от антиэкстремистского законодательства, позволяющего толковать себя как угодно".
Помимо этого были беседы с экспертами. Также миссия посетила Татарстан, где, по словам Рябининой, ярко проявлена кампания по борьбе с так называемым исламским экстремизмом.
"Суть доклада в том, что антитеррористическое, антиэкстремистское законодательство в том виде, в котором оно сейчас существует и действует, далеко от совершенства. Оно позволяет себе расширительное толкование. Этот закон можно использовать для подавления любых проявлений гражданской активности. Практика применения этого закона подтверждает эту мысль", - говорит Рябинина.
Она отмечает, что часто этот закон направлен на общественные движения, которые никакого отношения к экстремизму не имеют. "И это касается не только Северного Кавказа, но и практически всей территории России", - говорит эксперт.
Рябинина добавляет, что часто к уголовной ответственности привлекают людей, которые исповедуют ислам. "Тех, чьи религиозные взгляды с точки зрения спецслужб относятся к так называемому "нетрадиционному исламу". И распространяя свою литературу, совершая обряды, люди рискуют попасть в категорию нетрадиционного ислама. И получить обвинение в причастности к террористическим организациям", - рассказывает она.
За пять лет, что развивается антиэкстремистская кампания, замечает Рябинина, было много процессов. "И те, кто столкнулся с этой репрессивной кампанией, не смог защитить себя правовыми методами. Все это приводит к распространению тех идей, против которых направлена эта кампания, и к радикализации некоторых людей, в частности мусульманского сообщества. Это самая яркая группа тех, кого преследуют по религиозному признаку. Но не единственная. Христиане, например Свидетели Иеговы, также подвергаются репрессиям по обвинениям экстремистского свойства", - говорит Рябинина.
Напомним, что с начала марта этого года из России были депортированы четыре адвоката, защищающих Свидетелей Иеговы на судебных процессах в ЮФО, где рассматривается вопрос о признании литературы религиозной организации экстремистской. В России в настоящий момент проходит семь судебных процессов по делу о запрете литературы религиозной организации Свидетелей Иеговы как экстремистской, четыре из них - в городах Южного Федерального округа - Ростове-на-Дону, Сальске (Ростовская область), Краснодаре и Владикавказе (Северная Осетия).
В связи с притеснениями председатель Руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России Василий Калин обратился к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с открытым письмом от имени российских Свидетелей Иеговы. В. Калин просит генпрокурора "положить конец массовой дискриминации российских граждан, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, по признаку их отношения к религии".
Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в письме генпрокурору Юрию Чайке заметил, что Генпрокуратура, инициировавшая массовые проверки общин Свидетелей, "намеренно формирует негативное отношение по отношению к религиозной организации Свидетелей Иеговы" и "провоцирует преследования, нацеленные на поиск оснований для запрета ее деятельности".
Она рассказала, что часто организации признают террористическими или экстремистскими, порой их запрещают без проведения необходимой экспертизы. "Часто организации включают в террористические списки без всяких на то оснований. А одного факта причастности хватит на то, чтобы против человека было возбужденно уголовное дело", - замечает Рябинина.
В качестве примера она приводит ситуацию с организацией "Нурджулар", которая, была объявлена экстремистской. "Так наши спецслужбы называют последователей Саида Нурджи, который жил в конце XIX - начале XX веков. Он признан во всем мире, как один из самых известных толкователей Корана. Сначала запретили его книги как экстремистские, после - саму организацию. Последователи Саида Нурджи говорили, что они не объединены никакой организацией. Многие эксперты также говорят, что этой организации просто не существует", - рассказала Рябинина.
Эксперт отмечает, что в связи с этим внутри мусульманского сообщества происходит расслоение. "Те, кого репрессии не затронули, напуганы настолько, что готовы на что угодно, лишь бы доказать свою лояльность. Это приводит к клевете, даче ложных показаний", - говорит собеседник.
Резюмируя, Рябинина говорит, что в докладе упоминается и о ситуации в Ингушетии, "где использование антитеррористического законодательства привело к печальным последствиям". "Приводятся примеры тех случаев, когда можно было бы говорить о том, что проявления экстремизма, наверное, имеют место, но следствие проводилось с такими фабрикациями, что вынесенные приговоры оказывались неправомерны по процессуальным признакам", - добавила она.
Одним из вопиющих случаев проявления бесправия правозащитники считают недавнее убийство сотрудницы Правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой.
50-летняя Наталья Эстемирова была похищена утром 15 июля в городе Грозном группой неустановленных лиц. Вечером того же дня тело Эстемировой с огнестрельными ранениями в голову и грудь было обнаружено у села Гази-Юрт в Назрановском районе Ингушетии. В правозащитницу было произведено пять выстрелов из пистолета, причем два – в голову.
Руководитель ПЦ "Мемориал" Олег Орлов и ряд правозащитников обвинили в гибели Эстемировой президента Чечни Рамзана Кадырова. Власти Чечни же считают, что убийство было совершено как раз с целью дискредитации Кадырова.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38