Похищенный в Махачкале Нариман Мамедяров опознан среди убитых
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нариман Мамедяров, пропавший в Махачкале 10 сентября, опознан среди боевиков, убитых 11 сентября в ходе боестолкновения возле селения Сиртыч Табасаранского района, сообщил заместитель прокурора республики Магомед Дибиров.
Напомним, что Мамедяров, который был похищен сотрудниками силовых структур в сентябре прошлого года и затем в феврале освобожден из-под стражи под подписку о невыезде благодаря вмешательству правозащитников, снова бесследно исчез вечером 10 сентября по пути с работы домой.
По словам зампрокурора Дагестана, в ходе спецоперации 11 сентября были уничтожены четыре боевика, открывшие огонь по сотрудникам правоохранительных органов, и в их числе назван Мамедяров.
Кроме Мамедярова, среди убитых были названы 32-летний Сиражудин Умаров (пропал в Махачкале 9 сентября, через несколько минут после встречи с участковым), 31-летний Мирза Касимов (пропал вечером 6 сентября в Дербенте в районе школы №18, свидетели видели похитителей — людей в масках и камуфляже) и некий Николай Николаев из Краснодарского края. По словам Дибирова, с места боестолкновения были изъяты три автомата, пистолет, гранатометы и тротиловые шашки, пишет "Газета.Ru".
"Похороны брата состоятся, вероятно, завтра", - сообщил Физули Асалиев, сводный брат Наримана Мамедярова, корреспонденту "Кавказского узла". Брат Наримана выехал сейчас в Табасарановский район, чтобы забрать тело. Асалиев уточнил, что тело отдадут родственникам, несмотря на то, что правоохранительные органы объявили Мамедярова боевиком.
"Они про всех так говорят постоянно - все кто теряется, потом у них получается, что они оказываются "в лесу". 10-го его украли, 11-го якобы провели спецоперацию, и он оказался среди убитых в Табасаранском районе. Он не мог уйти в лес сам, он никого не боялся, я такого за ним не замечал", - заявил Асалиев.
По его словам, проводить экспертизу тела родственники не будут по решению отца Наримана, поскольку с момента смерти уже прошло много времени. "В теле появились черви. По зубам опознали его. Отец не захотел проводить экспертизу. Хоронить будем так", - сказал Асалиев, отвечая на вопрос, были ли на теле Мамедярова следы пыток.
Асалиев сказал, что о смерти Мамедярова он и его родственники узнали из СМИ, когда 22 сентября зампрокурора Дагестана внезапно упомянул его фамилию среди "ликвидированных боевиков в Табасарановском районе". После этого брат Асалиева выехал в ближайший к Табасарановскому району морг - в Дербенте - и подтвердил, что доставленное туда тело принадлежало Мамедярову, причем выглядело так, как будто его привезли недавно - уже начало разлагаться.
Несмотря на то что, по словам зампрокурора, Мамедяров был убит в ходе спецоперации еще 11 сентября, следователю Ленинского района Махачкалы, к которому обратились родственники, это не было известно. "Следователь ничего не знал. Он, оказывается, дела и не возбуждал, хотя мы заявляли о похищении. Зампрокурора Магомед Дибиров не пояснил ничего - кто вообще его опознавал. Только сегодня мы опознали тело сами ", - сказал Асалиев.
Отметим, что 22 сентября на заседании совместной рабочей группы по проблемам соблюдения прав и свобод человека в Дагестане первый заместитель прокурора республики Магомед Дибиров сообщил, что в республике с начала этого года было зарегистрировано 25 сообщений о похищениях, восемь из пропавших были убиты в ходе спецопераций, местонахождение шести не установлено, остальные найдены.
В заседании под руководством Уполномоченного по правам человека Уммупазиль Омаровой участвовали два силовика, два министра и два члена Общественной палаты.
В первую очередь, заявил зампрокурора, при расследовании похищений проверяется версия о причастности сотрудников силовых структур, но пока никаких данных о том, что они замешаны в этих преступлениях, нет. "Те, кто вернулись, утверждают, что их допрашивали, пытали, но ничего, кроме этих слов, нет. Опознать они никого не могут, потому что похитители были в масках и камуфляже, удостоверений не показывали, так что доказать ничего невозможно", - сказал Дибиров и добавил, что дела такой категории расследовать очень сложно - пострадавшие не идут на контакт, на опознания не являются, уезжают из республики.
Среди других версий похищений Дибиров назвал инсценировки, организованные самими "похищенными" и их родственниками, чтобы скрыть таким образом "уход в лес". В качестве примера он привел случай с тремя жителями Дагестана, родственники которых обратились в правозащитные организации с заявлениями о похищении, а через несколько дней, 11 сентября, все трое были убиты в ходе боестолкновения у села Сиртыч Табасаранского района.
"Нельзя исключить и вероятность мести в отношении приверженцев радикальных религиозно-политических течений со стороны сослуживцев или родственников пострадавших в результате спецоперации", - заявил Дибиров. Что касается Сиражудина Шафиева, похищенного недавно в Дербенте, то по этому факту возбуждено уголовное дело, допрашиваются свидетели, отметил запрокурора.
Первый заместитель главы МВД Дагестана Александр Трофимов рассказал о похищениях с целью выкупа. Два таких преступления были успешно раскрыты, похитители задержаны. Остается нераскрытым похищение отца и сына, якобы причастных к убийству в Ботлихском районе. Что касается похищений людьми в камуфлированной форме, то, по словам Трофимова, камуфляж носят не только силовики, но и боевики.
Министр по национальной политике, информации и внешним связям Гарун Курбанов спросил о письмах к бизнесменам, у которых боевики вымогают деньги. По словам Дибирова, такие письма и списки уже обобранных предпринимателей находили при убитых боевиках неоднократно, но никто из бизнесменов никогда не признавался, что стал жертвой вымогательства. "Не пойму, чего им бояться? - сказал Дибиров. — Обращаются же законопослушные граждане в органы по поводу краж... Ведь если сегодня у них просят один миллион, завтра попросят пять".
Что касается Наримана Мамедярова, то в прошлом году он исчез в Махачкале по дороге домой 25 сентября. Вмешательство Уполномоченного по правам человека РФ В.П. Лукина и правозащитников помогло правоохранительным органам республики его "обнаружить" в Буйнакском РОВД, где он подвергался избиениям. 4 февраля Мамедяров был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде.
После этого Нариман Мамедяров дал интервью "Кавказскому узлу", в котором рассказал о примененных к нему пытках. Он рассказал также, что его вынуждали давать показания против Динары Бутдаевой, сестры Гюльнары Рустамовой, руководителя организации "Матери Дагестана".
Как сообщила ранее корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мамедярова Баканай Гусейнова, силовые структуры, очевидно, подозревали Мамедярова в причастности к взрывам, устроенных группой боевиков Вадима Бутдаева, поскольку Мамедяров был знаком с кем-то из его родственников.
Жена Наримана Мамедярова указывала на то, что ее мужа вновь похитили по такому же сценарию, как и в прошлом году - после его звонка домой, по дороге с работы в маршрутном такси. Анна Мамедярова рассказала, что накануне похищения Нариман должен был дать показания на суде по делу Магомеда Курбанова, обвиняемого в участии в НВФ.
Тем, кто сейчас похитил Наримана, уверена его жена, выгодно было его забрать, чтобы потянуть время, чтобы то, что он знает и может заявить в пользу Магомеда Курбанова, не прозвучало в суде. "Как я слышала, Нариман говорил, что собирается сказать что-то в его защиту, после чего Курбанова должны были бы выпустить", - говорит Анна Мамедярова.
В этот раз Нариман Мамедяров исчез вечером того же дня, когда был опубликован комментарий Баканай Гусейновой о листовках с "расстрельным списком", распространяемом от имени группировки "родственников погибших милиционеров". Комментарий, данный Гусейновой, содержал непосредственное упоминание о Мамедярове. "Мы занимались делом Мамедярова, которого преследовали органы. И я считаю, что занесение меня в этот список связано именно с этим делом. За то, что я просто выполняла свою работу, как адвокат", - заявила тогда адвокат.
Проблема похищений и исчезновений людей в Дагестане, как и в целом на Северном Кавказе, остается острой. Согласно подсчетам "Кавказского узла", основанным на сообщениях собственных корреспондентов и открытых источников, за период с января по август 2009 года в Дагестане пропали не менее 15 человек, в то время как в прошлом году за такой же период стало известно о 8 случаях исчезновений.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38