Жители Дагестана сообщают о преследовании милиционерами молодых людей с бородами
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Житель селения Балахани Унцукульского района Дагестана Расул Магомедов заявил корреспонденту "Кавказского узла", что милиционеры на временных постах задерживают молодых людей за внешний вид. Магомедов рассказал о случае 2 декабря, когда маршрутное такси "Балахани-Махачкала" было остановлено стражами порядка на одном из участков федеральной трассы "Баку-Ростов".
В салон зашли, не представившись, милиционеры в камуфляжной форме, которые попросили пассажиров и водителя предъявить документы. Земляка Магомедова Рашида Курамагомедова милиционеры вывели из салона и посадили в автомобиль "Нива", где сидели другие милиционеры с маской на лицах. Магомедов считает, что задержание объяснялось возрастом Курамагомедова и бородой, которую он носил.
Милиционеры переговаривались между собой в течение долгого времени, поэтому водитель такси и Магомедов вышли из автомашины, чтобы выяснить причину задержки. Один их сотрудников заявил водителю, что он слишком много хочет знать. Магомедов вмешался в разговор, попросил объяснить причину задержания Курамагомедова.
Милиционеры сказали, что он "похож на ваххабита, так как носит бороду и живет в Балахани, где много ваххабитов". Магомедов заявил, что ношение бороды не является преступлением, на что милиционеры ответили, что имеют право задерживать "любого ваххабита на 4 часа".
Магомедов заявил, что по своим каналам узнает правомочность их поведения, тогда один из милиционеров сказал, что отпустит Курамагомедова после небольшой "награды". Получив отказ, Курамагомедова все-таки через несколько минут освободили.
"Молодежь преследуют за бороду. Не уверен, что земляка отпустили бы без нашего вмешательства. Зачем злить и нервировать людей? Вот из-за таких действий и не любят милицию в Дагестане", - заявил Магомедов.
В пресс-службе МВД Дагестана корреспонденту "Кавказского узла" не удалось получить комментарий по этому случаю. Как заявил в телефонной беседе сотрудник пресс-службы, вопрос о том, существуют ли в МВД Дагестана предписания сотрудникам о том, как работать с ваххабитами, является заведомо провокационным и рассматривается только по официальному обращению на имя министра внутренних дел республики.
По мнению руководителя правозащитного центра Российского конгресса народов Кавказа Шамиля Османова, людям, которые сталкиваются с подобной проблемой, вне зависимости от того, где это происходит, в первую очередь необходимо корректно вести себя при задержании.
"В нашем центре мы учим тому, что, прежде всего, не надо поддаваться на провокации. Не надо применять силу в ответ на рукоприкладство, иначе будет еще хуже. Первым делом, необходимо выяснить имена сотрудников правоохранительных органов, которые производят задержание, просить их показать удостоверения. Можно напомнить сотруднику о том, чтобы протокол о задержании Вам выдали непременно на руки. В большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов сами отказываются от задержания, как только убедятся, что задерживаемый знает свои права. Это подтверждает наша работа с кавказской молодежью в Москве", - заявил Шамиль Османов.
В то же время адвокат из Дагестана Баканай Гусейнова, которая в своей практике не раз сталкивалась с подобными случаями, полагает, что ситуация в Дагестане сейчас такова, что сложно вообще давать молодым людям из "группы риска" (религиозной молодежи характерной внешности) какие-либо рекомендации о том, как вести себя с сотрудниками милиции при задержании.
"Мне сложно сказать, какую линию поведения должен выбрать молодой человек, чтобы максимально оградить себя от противоправных действий сотрудников милиции. На мой взгляд, такой линии просто нет. Из моей практики могу сказать следующее: если молодой человек состоит на учете, состоит в каких-то списках, проходит где-то как подозреваемый, церемониться с ним не будут в любом случае - как бы корректно он себя ни вел и какие бы слова ни подбирал. Такова ситуация, сложившаяся сейчас в Дагестане, что все молодые люди, которые носят бороды, характерную одежду, уже становятся подозреваемыми", - продолжает Гусейнова.
"Чуть ли не каждый день у нас убивают милиционеров, и каждый раз одна мысль — это сделали "ваххабисты". Их похищают, избивают, запугивают. Многие пропадают без вести. Другим — тем, кому повезет выбраться, не дают возможности обжаловать действия милиционеров в органах. Некоторые поначалу пребывают в растерянности, не понимают, что происходит. Но большинство уже смирились с такой судьбой: они уже даже перестали обращаться к юристам, правозащитникам. Понимают, что бесполезно", - отметила адвокат.
По словам Баканай Гусейновой, в ее практике за последние несколько месяцев не было случаев, когда удалось бы добиться справедливости по обращениям мусульман в связи с действиями силовиков.
"За последние 2 месяца ко мне обращалось 5 человек с подобными жалобами. Ни в одном из них подвижек нет. Обращения в прокуратуру игнорируются, подаем протест в суд - суды постановляют о направлении ходатайства на дальнейшее изучение. Но в итоге все равно все упирается в нерассмотрение ходатайств адвокатов", - говорит адвокат.
В то же время, по ее словам, большая часть таких правонарушений не получает огласку. "Мне известны несколько случаев, когда задержанных отпускали, но предупреждали, чтобы нигде даже слова не говорили, кто их задерживал и когда", - говорит Гусейнова.
"Честно говоря, есть некоторые моменты, которые вынуждают меня подчиняться. Я понимаю, что правила в этой системе диктует МВД, силовые структуры, и работать по таким случаям становится все сложнее, особенно за последние несколько месяцев", - рассказывает адвокат.
"Кавказский узел" и ранее сообщал о том, что жители республики нередко жалуются на действия местных сотрудников правоохранительных органов. В апреле текущего года житель поселения Шамхаль-станция Кировского района Махачкалы Абдурахман Абакаров провел несколько часов в одном из отделений Советского РОВД Махачкалы из-за наличия бороды.
Отметим, что в 2002 году ДУМ издало "Заключение экспертной комиссии Духовного управления мусульман Дагестана" с перечнем "запрещенных для печати, реализации и пользования мусульманами изданий", куда попали труды 16 известных российских и зарубежных богословов. В качестве законодательной базы приводился республиканский закон от 22 сентября 1999 года за № 5 "О запрете ваххабитской и иной экстремистcкой деятельности на территории Дагестана". В 2006 году "черный список" пополнился еще 157 именами и трудами, хотя книги этих авторов свободно продавались и продаются по всей России.
Кроме того, как не раз заявлял Правозащитный Центр "Мемориал", чаще всего объектами незаконных задержаний с целью получения информации о членах вооруженного подполья и фабрикаций уголовных дел в Дагестане становятся молодые люди, считающиеся приверженцами ислама фундаменталистского толка.
Сотрудница ПЦ "Мемориал" Екатерина Сокирянская, побывавшая в прошлом году в республике, привела слова министра МВД Дагестана, который, по ее словам, в одном из своих интервью признал, что на особом учете у правоохранительных органов находилось на тот момент 1370 человек, исповедующих салафизм.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
02 января 2025, 19:35
-
02 января 2025, 15:53
-
02 января 2025, 14:02
-
02 января 2025, 09:34
-
02 января 2025, 08:39
-
02 января 2025, 06:47