Совместное исследование Специального Докладчика по продвижению и защите прав человека и основных свобод в контексте борьбы с терроризмом, Специального Докладчика по пыткам и жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию, Рабочей Группы по незаконным задержаниям и Рабочей Группы по насильственным исчезновениям на тему "Мировые тенденции содержания лиц в секретных тюрьмах в контексте борьбы с терроризмом"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Неофициальный перевод Правозащитного центра "Мемориал" той части доклада, которая посвящена России.
Европа
1. Эксперты получили информацию о современной практике секретного и незаконного содержания лиц на территории Российской Федерации и, в частности, в республиках Северного Кавказа.
Российская Федерация
2. Комитет Совета Европы по предотвращению пыток (The Council of Europe’s Committee on the Prevention of Torture – CPT) после двух визитов его представителей на Северный Кавказ (в мае и сентябре 2006 года) заявил, что "значительное количество лиц утверждало, что их содержали в местах, не являвшихся официальными местами содержания под стражей, и подвергали жестокому обращению перед тем, как переместить их в официальные места содержания или освободить... Что касается мест незаконного содержания, были получены достоверные сведения в отношении селения Центорой и базы "Вега", находящейся на окраине Гудермеса. Также были получены сведения о местах незаконного содержания в районе Шали и Урус-Мартана"1. В своем заявлении Комитет отметил, что проблема так называемого "незаконного содержания" существует в Чеченской республике, а также в других республиках Северного Кавказа. Сотрудники Комитета рассказали, что посетили место незаконного содержания в Центорое, базу "Вега" и штаб-квартиру батальона "Восток" в Гудермесе. Несмотря на то, что в указанных местах уже не было задержанных, Комитет обнаружил явные признаки того, что эти места раньше использовались в качестве мест содержания под стражей. Наблюдения Комитета также подтверждаются решениями Европейского Суда по правам человека, который часто устанавливал нарушение Европейской конвенции по правам человека, в некоторых случаях было установлено содержание в секретных тюрьмах2. В октябре 2009 года Комитет по правам человека выразил озабоченность по поводу того, что "из Чечни и других республик Северного Кавказа продолжают поступать сообщения о пытках и жестоком обращении, насильственных исчезновениях, произвольных арестах, внесудебных казнях и содержании в секретных тюрьмах, совершаемых военнослужащими, сотрудниками секретных служб и другими представителями государства, и что люди, совершающие эти преступления, пользуются безнаказанностью из-за отсутствия эффективного расследования и наказания". Особо Комитет был обеспокоен тем, что "количество исчезновений и похищений в Чечне увеличилось в 2008-2009 годах"3.
3. Правительство Российский Федерации, отвечая на вопросы об этом исследовании, 29 июня 2009 года заявило, что:
- В России нет мест секретного содержания под стражей.
- Нет участия в незаконном содержании на территории другого государства или сотрудничества в этой области.
- Все сроки содержания отбываются под контролем Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел.
- С 2007 осуществляется программа по улучшению условий содержания в тюрьмах. Рассчитана на 9 лет.
- Управление Генеральной Прокуратуры контролирует ситуацию в тюрьмах и, если есть нарушения, сообщает о них.
- Все места лишения свободы подчиняются Федеральной службе исполнения наказаний или Министерству внутренних дел РФ. "Федеральная программа по развитию пенитенциарной системы" обеспечивает постоянное усовершенствование этой системы. Прокуратура следит за тем, чтобы законодательство соблюдалось4.
4. В своем сообщении Комитету по правам человека на 97 сессии правительство Российской Федерации также заявило, что было начато следствие по нескольким случаям исчезновения людей в Чеченской Республике. Некоторые из расследований были приостановлены из-за невозможности установить личность человека, подлежащего уголовному преследованию, или местонахождение обвиняемого. Власти также создали комплексную программу по предотвращению похищений и исчезновений5.
5. После того, как были получены ответы правительства РФ, эксперты провели интервью с некоторыми людьми, которые свидетельствовали о секретном содержании под стражей в Российской Федерации. Из-за страха перед репрессиями в отношении них самих или членов их семей, а также в связи с атмосферой безнаказанности6, большинство не хотели отвечать на вопросы или называть свои имена. Эксперты согласились сохранить конфиденциальность источников, поскольку люди боялись, что разглашение данных может нанести им вред.
6. В интервью от 12 октября 2009 Х.З., чеченец, живший в Дагестане, а ныне вынужденно находящийся за границей, рассказал, что летом 2005 года в течение пяти дней он находился в секретной тюрьме и подвергался пыткам, очевидно, в связи с поисками раненого, которого ранее друг принес к нему в дом. Поскольку во время содержания под стражей Х.З. был с завязанными глазами, "он знает очень мало о том, где находилось здание тюрьмы. В камере был туалет, который одновременно являлся единственным источником питьевой воды для заключенного. Из еды нерегулярно давали лишь кусок хлеба. Чеченец слышал крики человека, раздававшиеся где-то неподалеку, что говорило о том, что в том же здании были и другие заключенные, подвергавшиеся пыткам. В камере был бетонный пол, следовательно, дом был нежилой"7.
7. В другом интервью от 12 октября Х.Х., чеченец, ранее проживавший в Дагестане, а сейчас вынужденно находящийся за границей, рассказал, что содержался под стражей и подвергался жестокому обращению с 1991 года, после того как принял участие в антивоенном шествии. Его имя было внесено в "черный список", его задерживали при любом происшествии "на один-два дня тайно, содержали в одиночной камере без судебного разбирательства". В начале 2004 года после убийства заместителя главы регионального отделения Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) его снова задержали, отвезли в лес, заставили рыть себе могилу, унижали и избивали. После этого он был отпущен. В начале марта мужчину снова задержали. Он провел в одиночной камере три дня. Его пытали, добиваясь признаний. Затем прошло разбирательство по его делу. В материалах отсутствовало упоминание о содержании мужчины в одиночной камере. Благодаря помощи семьи, он не был осужден. Вскоре его выпустили на свободу8.
8. В третьем интервью Х.Я. рассказал, как он был похищен из дома в Дагестане в конце 2007 года. Его поместили "в секретное учреждение, которое он назвал концентрационным лагерем, откуда не возвращаются, в Гудермесском районе Чечни". Учреждением управляли ФСБ, Главное Разведывательное Управление и Антитеррористический центр. По словам Х.Я., он содержался в старом бетонном здании, "внутри был ужасный запах, стены были покрыты кровью". Его жестоко пытали десять дней – били током, металлическими прутьями, поджигали кожу. Ему "не давали есть, приносили только стакан воды в день". Х.Я. видел, "как одного заключенного забили до смерти, а потом вырезали у него органы". После десяти дней заключения его отвезли в лес. Х.Я. едва удалось избежать внесудебной казни. Он также сказал, что "несколько других таких же тайных учреждений есть в Чечне и с недавних пор в Дагестане"9.
26 января 2010 года
Примечания:
- Публичное заявление по поводу Чеченской республики Российской Федерации 13 марта 2007 года (CPT/Inf (2007) 17).
- Некоторые из последних решений по нарушениям, включающим содержание в секретных тюрьмах: Бабушева и другие против России (жалоба 33944/05), решение от 24 сентября 2009 года; Асадулаева и другие против России (жалоба 15569/06), решение от 17 сентября 2009; Муцаева против России (жалоба 24297/05), решение от 23 июля 2009; Юсупова и другие против России (жалоба 5428/05), решение от 9 июля 2009; Хасуева против России (жалоба 28159/03), решение от 11 июня 2009; Хантиева и другие против России (жалоба 43398/06); Сатабаева против России (жалоба 21486/06); Вахаева и другие против России (жалоба 1758/04), решение от 29 октября 2009; Каримов и другие против России (жалоба 29851/05), решение от 17 июля 2009.
- CCPR/C/RUS/CO/6, параграф 14. См. также: Дик Марти "Ситуация в Северо-Кавказском регионе: безопасность и права человека", Второй информационный доклад для Комитета Совета Европы по юридическим делам и правам человека, 29 сентября 2009, AS/Jur (2009 43, (параграф 6). Приложение к информационному докладу Дика Марти включает описание нескольких случаев похищения, приведших к содержанию в секретных тюрьмах в разных республиках Северного Кавказа. Эти случаи подтверждают доклад Марти.
- Ответ Правительства Российской Федерации — в Приложении.
- CCPR/C/RUS/6.
- 29 декабря 2009 года Нурди Нухажиев, уполномоченный по правам человека в Чечне, сообщил: "Близкие родственники более чем пяти тысяч похищенных и пропавших без вести жителей возмущены многолетним бездействием Генеральной Прокуратуры и Главного следственного управления в отношении их проблемы". См.: здесь и русско-язычный веб-сайт Уполномоченного по правам человека.
- Интервью Х.З. (12/10/2009).
- Интервью Х.Х. (12/10/2009).
- Интервью Х.Я.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08