Этноэкспедиция блогеров на Юг России: «Назрань — кавказская Рублевка, Чечня - аккуратно, скучно и по-восточному, в Дагестане все решается только на понтах"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Российские блогеры во главе с дизайнером Артемием Лебедевым, совершающие этнографическую экспедицию на Кавказ и в Закавказье, побывали в Ингушетии, Чечне и Дагестане.
В экспедиции принимают участие три экипажа. В экипаж "Кукусик" вошли Тёма Лебедев и блогер Норвежский Лесной, экипаж "Табаско" составляют глава компании "Верников и партнеры", руководитель русского "Додж Рем клуба" Геннадий Верников, пилот, автопутешественник, издатель и журналист, руководитель санкт-петербургского "Офф-клуба" Дмитрий Карпушин и специалист по народам Кавказа и Закавказья, ученый-этнограф, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. В третий экипаж, получивший название "Кинокружок", вошли Геннадий Медер и Сева Каптур, а также режиссеры Влад Каптур и Ольга Томенко.
Ингушетия: власти провели блогеров в закрытую зону
Весь день 19 июля путешественники провели в Ингушетии, изучая родовые башни. «Простым смертным сюда попасть тяжело, потому что это приграничная зона (а граница не простая, а с государством-тираном, страной-производителем отравы, самим исчадием ада — Грузией)», - пишет Артемий Лебедев в своем блоге, описывая пятый день экспедиции.
Лебедев отмечает, что прямо вдоль горной дороги на совсем небольшой высоте от земли идет газовая труба. «Если вдруг кто-нибудь рулем дернет, будет разрыв в газопроводе. Газпрому доложили в отчете, наверное, что труба уже на высоте четырех метров закреплена. А неизвестному инспектору можно не оформлять пропуск в погранзону годами», - иронизирует блогер и публикует фотографию с видом на башни и указанную трубу.
Главным открытием дня для Геннадия Верникова стало кавказское гостеприимство. «О нем всегда много говорили, но очень часто то, что само по себе подразумевается, теряет реальные основы и становится штампом. На территории Ингушетии экспедицию принимал теперь уже мой друг Калой (Калой Ахильгов - прим. "Кавказского узла"), занимающий пост пресс-секретаря президента республики», - рассказывает Верников в бортовом журнале экспедиции "Этнодром".
По его словам, Калой Ахильгов встречал путешественников, провожал, устраивал на ночлег и кормил. Но главное, что сделал для них представитель власти Ингушетии - это показал горную часть Кавказа в том виде, в каком её трудно увидеть самостоятельно, отмечает Верников.
«Я имею в виду закрытую пограничную зону и заповедные места в нескольких километрах от границы Грузии. Нам показали ингушские родовые башни, полудиких коней и баранов, прекрасные виды на горы и облака. В нескольких местах мы проезжали по участкам, которые не показаны в Google Maps (там фотография очень плохого разрешения)», - поясняет член экспедиции.
В комментарии к записи Калой Ахильгов уточняет, что места, где побывали путешественники - это тщательно охраняемая территория, раскинувшаяся на 72 км. "Везде стоят камеры наблюдения. Так что никто не уйдет от глаза сурового:)... тут палка о двух концах: с одной стороны местные жители должны получать пропуск для въезда на территорию, с другой - муха не пролетит без спроса", - констатирует Ахильгов.
По мнению Верникова, в Ингушетии очень красиво: «В горах прекрасный воздух и фантастические виды. Кроме того, здесь совсем нет туристов, хотя даже мне стало очевидно, что на этой территории не сильно опасней, чем на Черноморском побережье. Всем, кто любит не тупое лежание на пляже, а познавательный туризм, я рекомендую посетить эти места».
Владимир Дмитриев приводит этносправку о родовых башнях Ингушетии.
Ночевали путешественники в Назрани, в гостинице "Асса". «Назрань — это такая кавказская Рублевка. Старых зданий нет, а вместо них — сплошь особняки из красного кирпича», - делится впечатлениями Геннадий Верников.
Лебедев же отзывается о Назрани не столь романтично. "Город - натуральное средневековье - закрыт на ворота. Ворота охраняют вооруженные люди, бетонные блоки и мешки с песком".
"Чечня - абсолютно Арабские Эмираты"
Говоря о Чечне, которую путешественники проехали «всю насквозь», Лебедев сравнивает ее с Объединенными Арабскими Эмиратами: «На вид - абсолютно Эмираты, так же аккуратно, скучно и по-восточному. Ни на одном КПП к нам не придрались, никто ничего не сказал, красота».
В качестве отчета о поездке по Грозному приводится фотография с рекламным щитом грозненского ЦУМа, находящегося на проспекте Путина. На нем изображена девушка в традиционной чеченской одежде и надпись "ЦУМ".
Отметим, что Лебедев был в Чечне в 2007 году. Еще тогда он писал, что Чечня активно восстанавливается: "Все силы брошены на то, чтобы в глаза не бросился какой-либо признак войны. Вдоль дороги на Грозный все деревья, например, покрашены снизу белой краской — сразу понятно, что тут мир и порядок".
"Так выглядят чеченские города — непривычно аккуратные, ровные, без каких-либо намеков на прошлое. Только ссылки на безымянный подвиг отца (Ахмада Кадырова - прим. "Кавказского узла")... Часто отец и сын (Рамзан Кадыров - прим. "Кавказского узла") изображаются вместе. Причем, невооруженным глазом видно, что отец с искренним восхищением смотрит на сына", - рассказывал тогда блогер.
Дагестан - совсем другая Россия
Ночью экспедиция въехала в Дагестан. На выезде из Хасавюрта путешественников задержали на полтора часа, пока, наконец, на пост не позвонили из администрации президента. «Тут все решается только на понтах - у кого их больше в данный момент, тот и выиграл раунд», - уверяет Лебедев, отмечая, что ехали в Махачкалу, размышляя о том, как нелегко приходится водителю фуры из Дагестана, которого задержали на посту на МКАДе.
Блоггер также отмечает нетактичное поведение местных сотрудников ФСБ.
"Уровень интеллекта, знание русского и техническая оснащенность блокпоста на выезде из Хасавюрта - как в Египте... Обращаться на "вы" он (сотрудник ФСБ - прим. "Кавказского узла") не может органически, даже после просьбы соблюдать нормы вежливости. На просьбу обращаться на "вы" он побагровел, вскочил со стула, прошипел "Ты знаешь, с кем говоришь? и достал корочку, на которой дешевым золотым тиснением гарнитурой Литературной было напечатано: "ФСБ России".
Три года назад Артемий Лебедев уже посещал Дагестан. Тогда он особо выделил непохожесть этого региона на остальную территорию России.
"Люди тут без тени сомнения задают вопрос: «Вы из России?», хотя Дагестан — это и есть Россия. Впрочем, это только административно. На самом деле, это совершенно отдельная страна. Восточная страна. В России же не могут вдоль дорог стоять щиты «Аллах акбар». В России не вешают над продовольственными магазинами цитаты из Корана. В России нельзя на КПП встретить портрет Шамиля. В конце концов, в России менту недостаточно взятки в 50 рублей. Больше сотни тут вообще не дают. Тут живут по своим правилам. Просто сюда пока не нужна виза", - писал тогда Лебедев в своем Живом журнале.
Что же касается текущей экспедиции блогеров, то дагестанский город Каспийск произвел на них еще более сильное впечатление.
«Трудно сказать, как можно воссоздать последствия атомной бомбардировки без самой атомной бомбардировки, но тут все получилось. Еще сложнее разобраться, как тут можно жить, потому что даже для умирания от проказы это место подходит слабо… Если бы перед Этнографической экспедицией-2010 стояла задача найти на Кавказе самую малоприятную дыру, мы бы уже упаковали вещи и вернулись», - делится впечатлениями в своем журнале блогер Норвежский Лесной.
«Чем южнее передвигаешься, тем больше становится мусора — это тоже типичная азиатская тема. Вид и запах мусора, вероятно, здесь никого не напрягает: ни людей, ни коров», - отзывается о Каспийске Геннадий Верников.
В настоящее время участники этнографической экспедиции находятся в Азербайджане. При этом блогеры столкнулись с непривычными правилами для российских автомобилистов в Азербайджане.
«Оказалось, что есть только два способа попасть на автомобиле на территорию Азербайджана:
1. Въехать на положенные по иммиграционному законодательству 30 дней, но при этом с правом выезжать только через тот же самый пограничный пункт. При этом свидетельство о регистрации ТС остается у таможенников, а вместо него выдается кипа бумаг, включая ксерокопию свидетельства.
2. Въехать по транзитным документам. При этом свидетельство о регистрации остается на руках, но в стране можно провести не более 72 часов», - сообщает Верников.
Ранее "Кавказский узел" писал о впечатлениях членов экспедиции после посещения Ростовской области, Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии.
Артемий Лебедев - российский дизайнер, основатель, арт-директор и владелец «Студии Артемия Лебедева», популярный блогер-тысячник и путешественник. Этноэкспедиция на Кавказ - уже не первая экспедиция, организованная Артемием Лебедевым. В 2008 году он организовал этнографическую экспедицию на Восток, а в 2009 году - поездку по Украине "Укрэтноэксп".
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41