Московская богословская декларация по вопросам джихада, такфира и халифата
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
25–26 мая 2012 года в Москве состоялась международная конференция богословов из 23 стран на тему "Исламская доктрина против радикализма", на которой единогласно было принято решение не ограничиваться отдельными фетвами по частным вопросам, а принять богословскую Декларацию, в которую входит содержание нескольких фетв и которая имеет всеобщее и вневременное значение и может всегда быть шариатской основой для вынесения на ее основе частных фетв. Декларация, подготовленнная шейхом Абдаллой Бин Байя, названа Московской, и она становится в один ряд с такими важными международными документами, как Каирская Декларация, Мекканская Декларация, Амманская Декларация.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Настоящая Декларация представляет собой научно обоснованный документ, регулирующий ряд актуальных для России вопросов. По этим вопросам сформулирована четкая позиция, помогающая преодолеть разногласия, возникающие в новых российских реалиях. Для этого выработаны единые целостные принципы, которые являются рамочной основой действий мусульман в современном мире и руководством к действию для мусульманской молодежи в России. Эти принципы одобрены на московской конференции группой улемов уммы, обладающих фундаментальными знаниями, известных своими чистыми божественными помыслами и приверженностью истинному исламу.
Молодежь должна положительно воспринимать эти принципы, относиться к ним серьезно и благоразумно, искренне и объективно. Они должны стать серьезным подспорьем для молодежи, способствовать распространению васатыйи, являющейся основой взглядов уммы на мир, основой, без которой не могут существовать ни мирская, ни последующая за ней жизнь.
Данный документ научно обоснован, и мы хотим, чтобы он выступал в качестве предельно ясного заключения по вопросам джихада, такфира, шариата, идее мирного сосуществования. Этот документ ссылается на труды ученых прошлого, которые уделяли большое внимание точности формулировок и определению целей. Для мусульманской молодежи это документ должен стать сводом принципов, отражающим новые реалии их жизни.
Предварительно этот документ был тщательно проанализирован улемами уммы, которые внесли в него поправки с тем, чтобы Декларация была убедительным аргументом при решении спорных в плане толкования и практического применения вопросов, ставших основой для появления радикальных взглядов.
Среди поставленных вопросов можно отметить следующие: кто имеет право выносить суждения, основанные на шариате, по таким вопросам, как такфир, безнравственное поведение, издавать фетвы по вопросам джихада, объявления войны, по халифату и по теме гражданства? Аллах да направит на прямой путь и поведет по прямому пути!
I. Пояснительная часть
1. Запрет на кровопролитие
Аллах почтил человека, сотворил его лучшим сложением и возвысил его. Свидетельством заботы Аллаха о человеке является тот факт, что Всевышний запретил нападать, убивать, обезглавливать и ранить человека. Многие аяты Священного Корана запрещают убивать человека не по праву, предупреждают о недопустимости восхваления кровопролития в исламе. Аллах указал на то, что насилие по отношению к одному человеку является насилием по отношению ко всем людям. Всевышний, хвала Ему, сказал: "Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех" (сура "Трапеза", аят 32).
Сохранение душ и крови, запрет на причинение им ущерба и на кровопролитие по ложной причине являются общим знаменателем всех божественных и ниспосланных ранее законов. Дело в том, что существование человечества и преемственность божественной миссии зависят в основном от человеческой жизни, и поэтому данное положение является важнейшей, главной и необходимой основой сдерживающего начала в человеке и существующих запретов.
2. Понятие джихада
Слово "джихад" представляет собой следование правильным путем, сознательные и благоразумные деяния. Джихад убеждал народы в массовом порядке уверовать в Аллаха. Джихад никогда не был направлен на порабощение народов или на истощение природных ресурсов.
В отношении джихада в исламе была разработана специальная концепция, соответствующая цивилизационному характеру мусульманской религии, который не считает джихад "разрушительным проектом" или "планом мести" и включает в себя ряд правил, положений и критериев, призванных сохранить цивилизационную роль джихада в исламе. Среди наиболее важных положений и критериев джихада можно отметить следующие:
1) В исламе слово "джихад" имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Джихад не сводится только к ведению войны и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению войны, не учитывая при этом другие компоненты смысла этого понятия, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений.
В ранние времена ислама предписывалось вести мирный джихад, в том числе джихад души, заключавшийся в повиновении Аллаху. Об этом говорят хадисы ("среди них – любовь к родителям"), ("вот и веди джихад за родителей)".
Ибн Таймийя дал следующее определение джихаду: "Он включает явные и тайные виды поклонения, среди которых: любовь к Аллаху, верность Ему, упование на Всевышнего, вручение Ему своей души и имущества, терпение, благочестие, произнесение имени Аллаха, подкрепляя это делами, сердцем, призывом, аргументом, языком, мнением, образом действий, работой, имуществом. Ваш джихад – это любовь, верность, упование, произнесение имени Аллаха. Что же касается военного джихада, то это сатанинский обман для незавершенных условий и требований".
Здесь уместно вспомнить слова Имама аль-Харафейна о том, что "если бой ведется только с целью убийства и уничтожения, то это позорное деяние". Эти слова относились к военным действиям тиранов и деспотов.
2) Джихад в значении войны тесно связан с двумя важными условиями: способностью победить в ней и приоритетом общественной пользы от этой войны. Игнорирование этих двух условий может привести к тому, что молодежь и чрезмерно экзальтированные люди могут своими немотивированными действиями способствовать возникновению опасной ситуации.
3) Джихад в значении войны никогда не был самоцелью. Мусульмане никогда не начинали войну только ради самой войны. Военные действия на пути Аллаха в истории всегда могли быть оправданы только в качестве (крайнего) средства сохранения и укрепления религии ислама, возможности исповедания и возвеличивания слова Аллаха Всевышнего. Джихад – это одно из многих средств достижения великих целей и высоких надежд, но не самоцель.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в одних случаях (конфронтации его государства с врагом) сражался в бою, в других – заключал перемирие, в третьих – вступал союзы, в четвертых – обходился вообще без военных действий. Настойчивость в избрании военного пути (в исламском государстве) была оправдана только тогда, когда общественная польза была явно выше пагубных последствий.
4) Джихад (в истинном значении этого слова) является важным средством следования людей прямым путем к истине и к служению Богу. Следование людей прямым путем является благородной целью и высоким устремлением людей, взывающих к Аллаху. И наконец, следование прямым путем выше военного джихада, так как цель выше средств. Если же средства противоречат цели, предпочтение отдается цели.
Имам аль-Карафи, подчеркивая в "Аз-Захира", что джихад является средством, а не целью, пишет: "Положения шариата гласят о двух сторонах действия: целях (намерениях) и средствах. К целям относится хадж, а путь следования к хаджу является средством. Защита религии, проповеди – это цель, а джихад – средство".
Завершая рассуждения о данном вопросе, аль-Карафи пишет: "Несмотря на кажущуюся очевидность того факта, что средство не ведет к цели, считать так будет ошибкой".
5) Джихад должен осуществляться только на пути Аллаха (согласно шариату: правовым нормам мусульманского государства) и не должен превращаться в смуту. Именно в этом заключается высочайшее предназначение джихада. Если же он вызывает смуту, превращается в подстрекательство, приводящее к прекращению проповеди ислама, если он уводит людей от истины, отпугивает и отдаляет молодежь от чистой проповеди религии, то это означает, что джихад не выполняет своего высочайшего предназначения (не является по сути джихадом). Такой джихад следует прекратить и отказаться от него.
Только следование прямым путем и служение Богу отвечает интересам человека. Выведение людей из темноты к свету – вот что является самоцелью. Уберечь людей от прегрешений, направить их на путь покорности и терпения, спасти их от огня адова и привести их к раю – вот в чем состоит великое предназначение джихада. А иначе почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чуть было не погиб вследствие своего стремления вести свой народ по правильному пути и желания привести людей к исламу?
В Коране сказано: "Если ты будешь скорбить из-за того, что неверующие отвращаются от твоего благовестия, ты можешь погубить себя" (сура "Пещера", аят 6). Какую пользу ислам и умма могли бы обрести, если бы находящийся на смертном одре мальчик-иудей объявил о принятии ислама после того, как его благословил Пророк, мир с ним и благословение Аллаха? Какую пользу могла извлечь община из обращения в Ислам находящегося на смертном одре Абу Талиба?
6) Военный джихад в рамках предписаний Аллаха, будучи в этих рамках величайшей добродетелью, тем не менее представляет собой только одно из многих предписаний ислама, один из многочисленных альтернативных путей. Поэтому недопустимо сводить ислам к военному джихаду и приравнивать к нему ислам, а военный джихад отождествлять с исламом. Сводить ислам к военному джихаду – значит исключать многочисленные очевидные альтернативные виды действий Пророка, данные нам в Божественном Откровении.
7) Законность джихада в значении войны (мусульманского государства) и военных действий зависит от явного преобладания общественной необходимости и пользы. Если война или военная акция чревата пагубными последствиями, несоразмерными с общественной пользой, то они запрещаются, и имамы (предводители) должны отказаться от них.
Аш-Шатыби в этой связи сказал: "Если доказано, что те или иные цели отвечают интересам людей, а действия по достижению этих целей являются обоснованными, то это оптимальный вариант. Если же действия внешне соответствует цели, но общественная польза противоречит таким действия, то данные действия становятся неправильным и незаконными. Дело в том, что законные действия не являются самоцелью. Они должны быть соотнесены со смыслами этих действий и общественной пользой, ради которых они и могут быть разрешены".
Эту же мысль подтверждает Ибн Таймийя: "Если благие и пагубные последствия противостоят друг другу, то существующие нормы шариата, упоминая о необходимости получения пользы и недопустимости пагубных последствий, говорят также о необходимости рассмотрения имеющихся контраргументов. В том случае, если при рассмотрении окажется, что упущенная польза и возможные пагубные последствия преобладают, данное действие не является более повелением, а запрещается, ибо вред, причиненный им, будет больше, чем польза".
8) Существует неразрывная связь между нормами шариата о джихаде и анализом его предполагаемых результатов и последствий. Установлено, что правильное или допустимое средство не обязательно влечет за собой правильное суждение о нем. Такое суждение может быть вынесено только после анализа возможных результатов и последствий того или иного действия.
Аш-Шатыби в этой связи говорил, что "анализ последствий тех или иных действий является обоснованным и само собой разумеющимся с точки зрения закона (шариата) делом, так как муджтахид судит о делах только после анализа последствий таких действий. Действие может содержать в себе пользу, которую можно получить, но может также привести к пагубным последствиям, противоречащим (объявленным) целям".
В свою очередь, Аль-Кайим сказал, что "Пророк, мир с ним и благословение Аллаха, отказывался казнить врагов исламского государства, выдающих себя за мусульман, так как подобные действия могли оттолкнуть от него людей, которые сказали бы, что "Мухаммед убивает своих сподвижников". Такие слова могли оттолкнуть и отпугнуть от ислама как новообращенных, так и тех, кто еще не принял его. Пагубных последствий от этого было бы гораздо больше, чем пользы, а благих последствий от отказа казнить оказалось гораздо больше, чем пользы от (предписанной законом) казни".
9) Согласно шариату, полномочия по практическому применению положений джихада неоспоримо принадлежат ученым-муджтахидам (имеющим право иджтихада – самостоятельного извлечения смысла из норм шариата).
Существует большая разница и огромное расстояние между применением положений и норм шариата муджтахидами, с одной стороны, и между распространением знаний, разъяснением суждений и норм, проповедью и искусством риторики, с другой. Об этом говорил Аш-Шафи’и применительно к тем, кто противодействует изданию фетвы:
"Если бы дело они имели на это право, то они сами должны были бы выступать и издавать фетву о разрешенном и запретном, в противном же случае они должны только говорить о знании, но не издавать фетву".
Алим-муджтахид лучше, чем кто-либо другой, знает труды других ученых, а его сочинения и научные труды свидетельствуют о его глубоких познаниях, позволяющих ему самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права.
3. Такфир и применение норм шариата
Необдуманность в такфире (объявлении о неверии кого-либо) является большим злом и огромной опасностью. Сколько бед, пагубных последствий и печальных результатов принесло умме это явление! Не должны проявлять поспешности в этом вопросе те, кто имеет хотя бы минимум богобоязненности и хотя бы небольшие знания, кто сохраняет спокойствие духа.
Никто не может быть наказан на основании ненависти. Если же кто-то будет наказан или притеснен, но при этом будут отсутствовать признаки религиозной нетерпимости или ненависти по отношению к противникам, тогда такфир будет считаться суждением, основанном на шариате и базирующимся на положениях и принципах, таких как разница между обобщением и определением, между меньшим и большим суждением, а также выдвижение аргумента.
Является крайностью вынесение суждения по всем случаям обвинения в неверии (куфр) и вероотступничества без учета различных прецедентов, без анализа при этом разных ситуаций и вариантов, что и демонстрируют некоторые фанатично настроенные лица, отличающиеся незнанием (невежеством) и слепой нетерпимостью и убежденностью в своем превосходстве над другими людьми.
Имам Аш-Шаукани, да будет милостив к нему Аллах, сказал: "Итак, льются слезы, оплакивается ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, ополчившихся на неверующих не вследствие требований сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать друг друга, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!".
Неправомерный и лишенный смысла такфир по отношению к мусульманам оборачивается большим злом и чреват пагубными последствиями, главное из которых – утрата справедливости, предполагающей, что выносящий суждение по такфиру должен быть подготовленным и компетентным человеком. В то же время тот, кому приписывают неверие (куфр) должен иметь право на самозащиту и на заявление о допущенной в отношении него несправедливости.
Оправдательное суждение на этот счет выносится после доказательства невиновности и предупреждения. Необходимо заявить о невиновности того или иного лица и о его непричастности к тем или иным нарушениям, таким, как поклонению не Аллаху (во всех случаях).
К пагубным последствиям такфира относится разлучение лица, которому приписывается неверие, с его женой, разрыв между ним и мусульманами, пролитие его крови и присвоение его имущества. Он лишается права наследовать, быть опекуном. После смерти его тело не подлежит омовению, завертыванию в саван, над умершим не совершаются молитвы, вводится запрет на его погребение на мусульманском кладбище.
Если такие действия предпринимаются по отношению к тому, кто этого не заслуживает, это может привести к расколу уммы, (массовому) кровопролитию и неправомерному присвоению имущества. Кроме этого, к пагубным последствиям относится лишение неповинующихся возможности раскаяния, что вызывает отчаяние и уменьшает надежду на милость Аллаха.
Аз-Захаби сказал об Аль-Аш’ари: "У аль-Аш’ари есть слова, которые мне очень нравятся. Эти слова подтверждены аль-Байхаки, который слышал Абу Хазима аль-Абдауи, который, в свою очередь, ссылался на Захида ибн Ахмада ас-Сархаси, который сказал: незадолго до прихода в мой дом в Багдаде, Абу Хасан аль-Аш’ари пригласил меня к себе. Когда я пришел к нему, он сказал: свидетельствую, что я не обвиняю в неверии никого из мусульман. Ведь все говорят об одном Боге. Разными являются только слова, в которые облекаются их суждения.
Тогда я сказал ему: именно таким образом я исповедую свою веру. Подобно этому Ибн Таймия говорил в конце своей жизни: я не обвиняю в неверии никого из уммы. Он также говорил: Пророк, мир с ним и благословение Аллаха, сказал: "Только верующий сохраняет обычай омовения. Тот, кто придерживается обычая омовения, является мусульманином" ("Жизнеописания выдающихся благородных мужей" 15/88, перевод аль-Аш’ари).
Убежденные улемы не обвиняют в неверии никого из мусульман".
4. Отношение к иноверцам ("неверным")
Что означает понятие "верность"? Это понятие связано с преданностью в вере, в религии, и именно оно становится основой для обвинения в неверии!
Известно, что чрезмерность в вопросах преданности и отречения являлась характерной чертой хариджитов, которые строили свое учение (мазхаб), считая этот вопрос шестым столпом ислама. К этому подходу критически относился имам Ахмад ибн Ханбал, да смилостивится над ним Аллах. В своем труде "Книга сунны" он писал, что "учение о преданности и об отречении (в их трактовке) является ересью".
Группа хариджитов отошла от ислама именно в трактовке понятий преданности и отречения. Она считала, что правы в данном вопросе только те, кто верит в положение их учения, считающего правильным обвинение в неверии совершающего грехи, и особенно смертные грехи. Их позиция по отношению к сподвижникам Пророка заключается в том, что они признавали Абу Бакра и Омара и отрекались от Усмана и Али.
Понятие отречения употребляется чаще всего по отношению к действиям, а не к людям. Всевышний сказал: "Если же они ослушаются тебя, то скажи: "Я свободен от того, что Вы делаете!"» (сура "Поэты", аят 216).
Пророк, мир с ним и благословение Аллаха, сказал: "О Аллах! Я свободен от этого...".
Что же касается верности с целью получения пользы в этом мире, доброго общения, поиска путей согласия в совместной жизни, то это не является порицаемым поступком. Наоборот, это достойно восхваления. Наш господин Юсуф сказал правителю Египта: помести меня на сокровища Земли!
Сподвижники Пророка, находясь на земле Эфиопии, присягали в верности ан- Нахаши до принятия им ислама, так как он был справедливым христианским правителем. Поэтому нет никаких разногласий относительно того, дозволено ли совершать такой вид присяги (верности).
Аль-Фахр Ар-Рази в своем "Большом толковании" приводит в этой связи слова Всевышнего Аллаха: "Пусть верующие не берут себе близкими (учителями) неверных помимо верующих. А у того, кто сделает это, нет с Аллахом ничего общего" (сура "Семейство ‘Имрана", аят 28).
Он также упомянул третий вид запретного, а не неверия ("куфр"). Речь идет о верности и дружбе в распутстве и в нанесении ущерба мусульманам. Об этом говорится в суре "Испытуемая": "О уверовавшие! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа" (сура "Испытуемая", аят 1).
В истории Хатыба Ибн Абу Балта’а, да будет доволен им Аллах, говорится, что "он послал письмо врагу, речь шла о планах мусульман по походу и завоеванию (неверных). Этот человек не являлся ни неверным (кяфиром), ни хариджитом. Его упрекнули в этом поступке, а он отделался извинениями".
Четыре имама достигли согласия в том, что если мусульманин является лазутчиком (шпионом) неверных, его нельзя считать неверным (кяфиром), если он не стал неверным по убеждению. Это пояснил имам аш-Шафи’и, да пребудет над ним милость Аллаха.
Итак, верность (преданность) бывает трех видов: разрешенной (необходимой, должной, полученной в зависимости от цели и потребности); означающей неверие, если является убеждением; запретной, но не означающей неверие, если речь идет о безнравственности, которая касается и мусульманина и немусульманина.
Верность близким необходима в силу слов: "помолись за свою мать" (даже если мать была язычницей). Врожденная тяга или характерная для горцев любовь к родственникам из немусульман не противоречит принципам помощи и оправдания за исключением тех случаев, когда речь идет о невыполнении долга или о совершении запрещенного поступка.
Всевышний сказал: "Обладатели же родства – одни ближе другим в Писании Аллаха" (сура "Добыча", аят 75).
5. Халифат
Стремление к единству мусульман зависит от существующих способностей и возможностей. Если в течение какого-либо времени верховный правитель не появляется (вследствие слабости или неспособности), тогда подтверждается согласие по вопросам дальнейшего пути, указывается на недопустимость разобщения в религии и стремление улемов и примиряющих определить цели единства и союза в соответствии с имеющимися возможностями и потенциалом. Это приблизит своевременное осуществление благих дел и сохранит согласие по основам ислама.
В качестве примера можно привести Организацию Исламского Сотрудничества (до 2011 года – Организация Исламская Конференция). Эта организация является своеобразной формой единства и сплочения. Этот принцип был провозглашен Ас-Синхори после падения халифата. Халифат был формой сплочения, поддержки веры, установления мира, отпора агрессии, заключения договоров. Большинство вопросов имамата не имеют ничего общего с поведением, направленным на разрыв отношений, они связаны с духовным убеждением, как об этом говорит аль-Гаяси.
II. Резолютивная часть
1. Не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками, под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам, так как в результате погибают как мусульмане, так и другие люди – те, в отношении которых шариат запрещает кровопролитие и покушение на принадлежащее им имущество.
Подобные действия не имеют ничего общего с исламом, так как в них утрачены и не соблюдаются условия законного и обоснованного джихада и его общепринятых условий, первым из которых является запрет мусульманину совершать поклонение Аллаху.
Всевышний Аллах сказал о подобной ситуации: "Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: "Наш Господь - Аллах". Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха" (Коран, сура "Паломничество", аят 22).
Второе условие: приказ о военном джихаде может издать только законный правитель. Когда мусульмане были в Мекке, пророк, мир с ним и благословение Аллаха, не приказывал им вести джихад и притеснять кого-либо. Когда об этом попросили присягнувшие, он сказал: мы не приказывали делать это. Таким образом, джихад является мерой, предпринимаемой властями для защиты имущества и веры, а не действием отдельных людей, приносящим вред себе, другим людям и умме и ведущим к пагубным последствиям.
2. Категорически запрещено убийство мужчины или женщины посредством теракта, взрыва, совершаемого в людном месте, где могут находиться мусульмане и немусульмане, так как шариат запрещает проливать их кровь и покушаться на их жизнь. Этот запрет усугубляется, если это действие ведет к ослаблению позиций мусульман в обществе, порочит их и дает в руки их противников аргумент, с помощью которого они препятствуют распространению ислама, закрывают различные мусульманские просветительские организации и научные центры.
3. Агрессия, посягательство на жизнь и имущество не может быть обоснована и оправдана фактом неверия ("куфр") тех, в отношение кого эти действия направлены.
Категорически запрещается чинить препятствия немусульманам, живущим среди мусульман, тем, кто сам обеспечивает безопасность своей жизни, имущества и репутации. Это нельзя делать ни преднамеренно, ни под каким-либо предлогом.
4. Убийство человека на основании его гражданства или каких-либо гражданских документов является вопиющей несправедливостью – актом, противоречащим исламу и наносящим вред исламу.
5. Военные действия не являются оптимальным вариантом решения проблем, особенно сейчас, в эпоху производства оружия массового уничтожения, применение которого противоречит миссии ислама и других мировых религий.
6. Издание некомпетентными лицами фетв по теоретическим и практическим вопросам джихада, хакимийи (вынесение решения), политической лояльности, виновности и невиновности, имущества – является попыткой присвоения себе полномочий муджтахидов, что приводит к появлению ошибочных суждений, ослаблению безопасности в государствах, к пролитию крови невиновных людей, к незаконному присвоению имущества.
7. Недопустим такфир в отношении мусульманина, в отношении которого вынесено суждение о принятии им ислама (независимо от того, является ли он благочестивым или распутником) только на основании его слов или дел, истолкованных как свидетельство неверия. Недопустим такфир в отношении мусульманина без ведома последнего. В этом случае необходимо привести соответствующие аргументы, которые должны опровергать вынесение такого суждения.
Ибн Таймийя сказал, что "никто не имеет права обвинить в неверии мусульманина. Если мусульманин допустил ошибку, должны быть приведены и разъяснены соответствующие доводы. Если же доказано, что он принял ислам, сомнения в отношении него могут отпасть только после того, как будут выдвинуты аргументы и исчезнут все имеющиеся подозрения".
8. Такфир является исключительным правом Всевышнего Аллаха, хвала ему! Ни один человек, даже если он является муджтахидом, обладающим знанием и специалистом по части призыва к исламу, не может выдвигать такфир, готовить и выдвигать аргументы против кого-либо.
Необходимо вынесение юридического (судебного) суждения улемами, которые имеют соответствующие полномочия, удостоверенные опекуном. Выносить суждение по неверию и его признакам в отношении знатных лиц, групп, организаций и целых стран должны обладающие глубокими познаниями улемы, работающие в судебных органах.
В отношении неверия должно быть принято судебное решение, базирующееся на соответствующих положениях и укладывающееся в определенные рамки. Если речь идет о немусульманской стране, этим вопросом должны заниматься уважаемые и известные своими глубокими познаниями и твердостью позиций улемы.
9. Не является запретным делом проявления дружбы по отношению к немусульманам – такие, как посещение больных, доброе отношение к ним, попытки наставить их на прямой путь, поздравления их с прибавлением потомства, с каким-то успехом, с выздоровлением (после болезни). Наоборот, речь здесь идет о проявлении нравственности, к которой призывает ислам. Ибн Таймийя: "Надо навещать их больных, поздравлять их с радостным событием, соболезновать им, когда случается несчастье, как об этом говорил аль-Мурдауи" (4/221).
10. Недопустимо проявление вражды к немусульманину, если последний мирно относится к мусульманам, особенно, если это происходит в процессе проповеди или взаимных заявлений, требующих дружеского отношения.
Разрешается обращаться в местный суд в случае отсутствия законной альтернативы, достаточной для возвращения прав и признания несправедливого характера предыдущего решения.
Это не противоречит основам веры, не умаляет необходимости выполнения долга. Важно, чтобы требования, выдвинутые перед судом, были законными, а выносимые суждения соответствовали истине. Улемы установили, что неверие проявляется в том, что человек считает запрещенное разрешенным, а не в действии. Такое толкование дал Ибн Аббас и другие улемы.
11. После окончания первого века мусульмане не объединялись в одно государство. Существовали государства идрисов в Марокко, Омейядов в Андалусии. Войны, которые вели мусульмане в первые века своего существования, не ставили своей целью создание единого халифата.
Ущерб, наносимый военными действиями, сильнее, чем отсутствие единого халифата.
12. Гражданство, принадлежность к своей Родине – это свойства человеческой души, благодаря которым строятся отношения человека с другими людьми – его соотечественниками, разделяющими его любовь к Родине. Таким образом, мусульманин сосуществует вместе с мусульманами и немусульманами и действует в интересах общей Родины, укрепляя ее силу и мощь.
13. Недопустимо совершать агрессивные действия в отношении немусульман, посягать на их имущество, так как принадлежность к (одной) Родине и сосуществование на ее земле в духе ислама, предполагает справедливое и доброе отношение ко всем ее жителям. Ведь они все как граждане одной страны имеют соответствующие права, хотя бы и исповедуя другую религию. История является лучшим свидетельством справедливого характера ислама по отношению к иноверцам, проживающим среди мусульман и находящихся под властью ислама.
14. Справедливость ислама и мусульман, (мирно) сосуществующих с людьми, имеющими Писание (иудеи и христиане), была настолько очевидна, что удивляла христиан и иудеев, занимавших самые высокие должности при халифах. Ислам запрещает притеснять иудеев и христиан и предписывает справедливо относиться к ним, быть добрым и милостивым по отношению к ним. Ислам не только предписывает оставить их в их убеждениях: "Нет принуждения в религии" (сура "Корова", аят 256), но и указывает на необходимость защиты этих людей, охраны их репутации и гарантии их прав. Ислам предписывает мусульманскому правителю защищать их церкви, храмы, монастыри и другие места отправления (ими) культа, о чем говорится в Договоре о защите ("‘акд аз-зимма"), охраняя тем самым их Писание (Танах и Библию) и исполняя обещание их защищать.
15. Необходимо уважать законы страны, в которой живут мусульмане, руководствоваться этими законами, соответствующими вероисповеданию, учитывая тот факт, что эти законы укрепляют такие ценности, как справедливость, человеческое достоинство, уважение человека.
16. Принцип мирного сосуществования и терпимость по отношению к иноверцам являются законом для мусульман и немусульман в исламских странах, а также законом для мусульман и немусульман в неисламских странах.
Такой же закон существовал во времена сподвижников Пророка, мир с ним и благословение Аллаха, живших в Эфиопии. Сподвижники Пророка жили в Эфиопии, не нарушая местных законов, не попирая суверенитет этой страны и не нанося ущерба ее безопасности. При этом они сохраняли свою веру в единого Бога, соблюдали шариат, мудро поддерживая добрососедские отношения с местным населением. Хадис Фиддейка, переданный аль-Байхаки и другими, применим к положению меньшинств (речь идет о том, чтобы исправить себя). В нем говорится: "О Фиддейк, выстаивай молитву, подай закят, изгони зло, живи среди своего народа там, где хочешь!"
17. Отношение к иноверцам. Мусульмане обязаны относится ко всем людям с добрыми намерениями. Всевышний сказал: "Говорите людям хорошее" (сура "Корова", аят 83). В одном из хадисов говорится: "Творец людей творит благое". В другом хадисе говорится: "Мусульманин – это человек, который приветствует людей словами своими, а муджахид – это тот, кто отдает все силы и душу в повиновении Аллаху".
Обратите внимание на слово "люди", включающее в себя и мусульман, и немусульман. Основа отношения к немусульманам зиждется на мирных намерениях и любви между людьми. В хадисе сказано: "Не уверует никто из вас, пока не полюбит он для брата своего так, как любит себя".
В толковании этого хадиса аль-Хафиз Ибн Раджаб говорит: "Братство, упомянутое в этом хадисе, касается всего человечества". Имам ан-Навави, в свою очередь, говорит: "Отношения между людьми и народами основаны на справедливости" (Аллах повелевает быть справедливыми и творить добрые дела), надо творить добро, давать пищу нуждающимся, раздавать бедным часть своих денег во имя единства и солидарности в обществе".
Необходимо относится к исповедующим другую веру дружелюбно и с любовью. Всевышний Аллах сказал: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним – ведь Аллах любит справедливых!" (сура "Испытуемая", аят 8).
Ибн аль-Араби аль-Малики говорит в этой связи: "это значит, что Вы должны отдавать им часть ваших денег".
18. О свободе совести. Всевышний сказал: "Нет принуждения в религии!" и повелел быть миру. Как сказано в хадисе, "надо мирно относиться к тем, кого вы знаете и кого не знаете".
Ислам – это религия открытости, взаимодействия и сосуществования с иноверцами. Ислам не выступает за изоляцию, не поддерживает обособленность, а исходит из убеждения в необходимости диалога, плодотворного и конструктивного взаимодействия, установления мира, исходя из закона взаимного сдерживания. Ислам провозглашает принцип взаимного сдерживания, а не столкновения цивилизаций.
Сосуществование и диалог между цивилизациями является одним из проявлений принципа мирного цивилизационного взаимного сдерживания, основой предписанного исламом регулирования отношений с другими цивилизациями. Такой подход служит основной цели межцивилизационных устремлений – освоению Земли и борьбы с попытками ее порчи. "И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля, но Аллах – обладатель благости для миров!" (сура "Корова", аят 251).
19. Приоритет морали. Истинный суверенитет в мире различных наций и цивилизаций – это суверенитет нравственности (морали), принципов и ценностей, а не господство силы, мощи и насилия. Исходя из этого постулата, мы убеждены в необходимости мирного сосуществования, во взаимодействии, а не в столкновении цивилизаций, в их взаимном сдерживании, а не в борьбе между ними.
20. Метод проповеди ислама. Основа ислама состоит в призыве на путь Господа наилучшим образом. Выдающийся алим, имам, шейх Ат-Тахир Ибн Ашур отметил в своем ценном толковании, что священный аят упоминает о трех средствах призыва ("да’ва" – буквально: "приглашение"):
"Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещанием и спорь с ними наилучшим образом!" (сура "Пчелы", аят 125).
Ибн Ашур сказал: "Каждый, кто занимает место, схожее с местом пророка, направляя людей и указывая на подобающее людям поведение, должен следовать трем вещам: мудрости, доброму увещанию (проповеди) и обсуждению (спору) наилучшим образом. В противном случае такой человек будет отклоняться от мусульманских обычаев (этикета) и будет недостоин уммы. Он будет опасаться причинить ущерб интересам уммы" (Ибн Ашур, "Ат-Тахрир уа Ат-Тануир", 1/334).
Ислам в основном распространялся путем диалога (бесед), а не силой. Таков наш совет братьям нашим. Именно в это мы верим. Исправляйте себя, почитайте соседей Ваших – мусульман и немусульман. Улемы достигли согласия в том, что сосед-немусульманин имеет право жить рядом с Вами, должен пользоваться уважением, должен быть окружен Вашей заботой.
Распространяйте идеи мира, учите детей Ваших любви и согласию. Именно так будет распространяться и процветать ислам!
Москва, отель "Ritz-Carlton", 26 мая 2012
источник: Научно-просветительский центр "Аль-Васатыйя – умеренность"
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14