В Азербайджане на процессе по делу активистов Nida обвиняемый заявил о незаконных методах следствия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На проходящем в Баку судебном процессе по делу активистов движения Nida отец подсудимого Бахтияра Гулиева заявил, что оперативники подбросили наркотики и "коктейли Молотова" во время обыска в доме. Адвокат подсудимого Шахина Новрузлу ходатайствовал о вызове свидетелей для установления источников денег, изъятых у обвиняемого. Давший показания обвиняемый Рашадат Ахундов отверг все доводы, приведенные следствием и прокуратурой, передает корреспондент «Кавказского узла».
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", изначально активистов обвиняли в хранении наркотиков и взрывчатки. 12 сентября 2013 года всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение в организации массовых беспорядков. 28 ноября 2013 года во время судебного заседания прокурором Нематом Авазовым был зачитан обвинительный акт. 15 января на процессе начали заслушивать показания свидетелей обвинения, 6 марта было объявлено о завершении слушаний свидетелей стороны обвинения. Далее на процессе стали выступать с показаниями свидетели защиты.
На заседании 14 марта вначале были заслушаны показания свидетеля Самандара Гулиева – отца обвиняемого Бахтияра Гулиева. Он рассказал про проведение обыска в их частном доме в поселке Сабунчи 7 марта прошлого года.
«Мы живем в одноэтажном доме и никогда ворота во двор не запираем. В тот день в наш двор ворвались около 10 человек и заявили, что будут искать у нас дома наркотики. Я им сказал, что они не по адресу пришли. Они не показали каких-либо документов о праве на обыск. Мне 50 лет, впервые я сталкивался с такой ситуацией. Никогда ранее я не имел дело с полицией или судом. Среди прибывших были 2-3 человека с бородами, они сами были похоже на уголовников, наркоманов. Нас оттеснили в дом и то, что происходило во дворе, мы не видели», - сказал Самандар Гулиев.
После того, как прибывшие "переворотили всю одежду" и ничего не нашли, руководивший группой человек дал распоряжение еще раз все проверить, добавил отец подсудимого.
"Перед обыском окно в комнате Бахятиара было закрыто. Во второй они вышли из комнаты с наркотиками, а окно в комнате оказалось открытым. Кто вошел туда через окно и подбросил эти наркотики, пусть Аллах его покарает", - сказал Самандар Гулиев.
По его словам, перед приходом оперативников во дворе у них не были никаких коробок. «Но когда после обыска в доме они вышли во двор, один из оперативников указав на коробку, сказал «это что?» Они заставили Бахтияра открыть коробку, в которой находились эти бутылки, заполненные непонятной жидкостью. Наверное, они хотели, чтобы на коробке остались отпечатки пальцев Бахтияра», - продолжил отец подсудимого.
Напомним, что по данным МНБ и генеральной прокуратуры, в квартире студента третьего курса профессионального лицея №17 Бахтияра Гулиева в Сабунчинском районе Баку "были обнаружены 19 бутылок быстро воспламеняющейся жидкости, называемой "коктейль Молотова", наркотики – 255 граммов гашиша, 40 граммов смолистого гашиша и 15,48 грамма высушенной марихуаны".
Судья Джавид Гусейнов поинтересовался у свидетеля, где был Бахтияр Гулиев, когда пришли оперативники. «Они Бахтияра с собой привели. Он был сильно взволнован. Чувствовалось, что его задержали и принудительно привели», - ответил Самандар Гулиев.
Адвокат: деньги семейного бизнеса следствие хочет представить как средства для организации беспорядков
Далее судья заявил, что начинается этап дачи показаний обвиняемых.
Однако адвокат Шахина Новрузлу Немат Керимли ходатайствовал о вызове дополнительных свидетелей с целью выяснения источников происхождения 94 тысячи манатов (около 120 тыс. долларов), изъятых из квартиры обвиняемых.
Напомним, что по данным МНБ и генеральной прокуратуры, в квартире студента третьего курса университета "Одлар юрду" в Насиминском районе Баку Шахина Новрузлу были найдены три бутылки "коктейля Молотова", 94 тысячи манатов (около 120 тысяч долларов), 252 грамма гашиша.
Адвокат ходатайствовал вызвать в суд в качестве дополнительных свидетелей отца обвиняемого - Ибрагима Новрузова, его сестру Нушабу Новрузову, дядю Аллахъяра Новрузова и друга отца Шахина - Гасангулу Байрамова.
Ходатайство было связано с тем, что деньги принадлежали не Шахину Новрузлу, пояснил после заседания корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Немат Керимли. «Эту сумму отец Шахина Ибрагим Новрузов взял в долг у своего друга для налаживания бизнеса. Но следствие хочет это (изъятые средства) представить как деньги Nida, предназначенные на организацию массовых беспорядков», - пояснил адвокат.
На заседании судья Гусейнов заявил, что вопрос о вызове свидетелей будет рассмотрен после дачи Новрузлу показаний и предоставил слово обвиняемому. Однако Новрузлу сказал, что не готов к даче показаний и попросил дать ему время до следующего заседания.
"Уголовное дело - акт мести властей молодежному движению"
В связи с этим судья предоставил слово члену правления Nida, обвиняемому Рашадату Ахундову.
«Мы расцениваем это надуманное уголовное дело как акт мести властей гражданскому движению Nida, ведущему борьбу за демократию в Азербайджане. Вот уже год правоохранительные органы фактически взяли нас в заложники. Форма ареста наших активистов, демонстрация показаний первых трех арестованных (Бахтияра Гулиева, Шахина Новрузлу и Мамеда Азизова) сразу после задержания по телевидению и представление их как преступников было нарушением презумпции невиновности. И это показывает, что дело с самого начала было сфабрикованным. 18-томный обвинительный акт состоит из набора слов, там нет доказательств», - сказал Ахундов.
По словам обвиняемого, в уголовном деле он упоминается всего дважды.
«В первый раз, где Мамед Азизов под физическими и моральными пытками дал против меня показания. И во второй раз – в показаниях Анара Аббасова о так называемых «собраниях» в кафе «Венеция». Но говорить о показаниях Аббасова, после того как он в суде не мог ответить на вопросы что такое «Тунис», «Марокко», «свобода выражения», «просвещение», было бы несерьезным делом. Большие сомнения вызывает вменяемость этого человека», - сказал Ахундов.
Далее он заявил, что следователи использовали незаконные методы на допросах.
«Следователи, когда арестовали первых трех активистов, говорили им, пишите свое имя и дальше «и другие». То есть они готовили основу для ареста неопределенного количества активистов. Мне следователь сказал, что они могут арестовать и Айгюн Панджалиеву (член правления Nida Айгюн Панджалиева избежала ареста, однако была уволена с частной школы, где преподавала французский язык – прим. корр. «Кавказского узла»). Я им тогда сказал, что «арестуйте хоть 35 человек – но не переходите «красную линию», не арестовывайте девушку», - продолжил Ахундов.
Далее он внес ясность в связи с частым упоминанием в материалах дела словосочетания «закрытые собрания» Nida. «Эти собрания назывались закрытыми не из-за того, что на них обсуждались какие-то тайные вещи. Они были закрытыми в смысле участия в них лишь членов правления», - заметил Ахундов.
Он саркастически высказался по поводу «денег Nida», изъятых на квартире обвиняемого Новрузлу. «Надо хотя бы смотреть фильмы Голливуда про организованную преступность. Будет ли глава группы доверять деньги молодому человеку, вступившему в организацию всего 15 дней назад? Это дело шито белыми нитками и буквально кричит, что «я политический заказ», - заявил Ахундов.
Ахундов опроверг утверждение следствия о поддержке Nida со стороны Национального демократического института (NDİ) США. «Мы не то, что у этого американского института не получали грантов. Может быть, мы больше всех критиковали этот американский институт. Кстати, у них больше всех получала гранты организация Гюльсель Сафаровой (организация интеграции азербайджанской молодежи в Европу, считается приближенной к властям – прим. «Кавказского узла), которая реализует проекты на темы типа «Кому принадлежит долма – азербайджанцам, или армянам?» - отметил Ахундов.
Далее он заявил, что не жалеет об участии в движении Nida. «Мы не жалеем, что встали на путь борьбы за демократию. Мы готовы ко всем лишениям и мучениям во имя наших идей. В этом смысле я горжусь всеми нашими сподвижниками – и теми, кто на свободе, и теми, кто в тюрьмах. Мы посеяли среди молодежи такие семена, что, несмотря на содержание нас в заключении, не удастся убить наши идеи на воле. Никто не сможет предотвратить новую волну молодежного движения в Азербайджане, борьбу за демократическое, справедливое общество», - заявил Ахундов.
В связи с предстоящими длительными выходными по случаю весеннего праздника Новруз процесс будет продолжен через две недели – 28 марта.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 12:30
Объявлена дата первого заседания обновленного парламента Грузии
-
22 ноября 2024, 10:34
Водоснабжение Гуково прекращено после аварии на насосной станции
-
22 ноября 2024, 07:23
-
22 ноября 2024, 05:26
-
22 ноября 2024, 00:31
-
21 ноября 2024, 17:03