Межклановую борьбу, месть боевиков и "чеченский след" называют эксперты в качестве версий покушения на мэра Хасавюрта
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Рассматривая вопрос о заказчиках покушения на мэра дагестанского города Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова, эксперты выделяют несколько версий, в том числе связанные с межклановой борьбой в Дагестане и местью боевиков, а также с борьбой за власть в городе, где проживает большое количество чеченцев.
Напомним, около недели назад в Хасавюрте были задержаны двое жителей Чечни, которых подозревают в подготовке покушения на мэра города Сайгидпашу Умаханова, об этом сообщили "Известия" со ссылкой на анонимный источник в правоохранительных органах. Официально информацию о задержании подозреваемых в подготовке покушения на Сайгидпашу Умаханова, ни в МВД, ни в управлении ФСБ, ни в следственном управлении СКР по Дагестану пока не подтверждают. По данным источника "Кавказского узла", в разработке у оперативников были четверо жителей Чечни, однако двое успели скрыться. Сам мэр заявил в интервью "Кавказскому узлу", что ничего не знает ни о покушении, ни о ходе расследования.
Главный редактор дагестанской газеты "Настоящее время" Милрад Фатулаев склоняется к версии о межклановой борьбе внутри района.
"В сентябре 2009 года был убит глава Хасавюртовского района Алимсолтан Алхаматов. Следствие обвинило в этом преступлении Хабиба Умаханова - племянника мэра Хасавюрта. Насколько я знаю, дело еще не дошло до суда. Между этими семьями (в широком смысле слова) были противоречия, в том числе связанные с кровной местью, и эти противоречия до сих пор не исчерпаны", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Милрад Фатулаев.
среди "лесных" есть реальное недовольство тем, что им, как и везде в Дагестане, закручивают гайки
По его словам, наблюдатели выдвигают еще одну версию, связанную с экстремистским подпольем.
"Все главы администраций в силу занимаемой должности возглавляют местные антитеррористические комиссии. Со стороны Умаханова были сделаны заявления об ограничении прав родственников боевиков, предлагались другие непопулярные меры. Скорее всего, это дежурные фразы, на которые никто не обратил внимания - ни общественность, ни подполье. Но среди "лесных" есть реальное недовольство тем, что им, как и везде в Дагестане, закручивают гайки", - говорит Милрад Фатулаев.
Он отмечает, что прежнее финансирование от людей, находящихся у власти, боевикам уже не проходит. "Если раньше один из рынков Хасавюрта, как говорили, был отдан "на кормление" "лесным" (речь идет о "Восточном рынке", директора которого Марида Татаева силовики обвиняли в участии в незаконных вооруженных формированиях, покушении на сотрудника полиции и финансировании боевиков. По данным "Кавказского узла", Татаев был оправдан в 2010 году, однако вскоре убит во время спецоперации), то сейчас такая практика прекращена", - подчеркивает журналист.
Еще одна версия, лежащая, по его мнению, на поверхности – это попытка неких сил дестабилизировать ситуацию.
"Ряд наблюдателей рассматривают также версию о "чеченском следе", связанном с борьбой за власть в городе, но мне она представляется маловероятной. Учитывая влияние Рамзана Кадырова, вопрос о смене власти в Хасавюрте решался бы совершенно другими способами, на уровне договоренностей между Кадыровым и Абдулатиповым. Абсолютно понятно, что даже если бы устранили Умаханова, на этой волне туда пришел бы только аварец. В таком политизированном регионе, где различные этнические группы борются за власть, аварский электорат не допустил бы прихода представителя другой нации", - считает Милрад Фатулаев.
Директор Института экономики и политики, доктор политических наук, профессор Абдулнасир Дибиров более вероятной считает "лесную" версию".
"Вряд ли "заказ" мог поступить со стороны каких-то центров силы в республике. В последнее время внутри Дагестана нет межэлитной войны, не наблюдается, по крайней мере, на поверхности. Чтобы какие-то группировки выясняли отношения таким образом – этот этап остался в прошлом, мне не хочется думать, что это опять возрождается. Скорее, покушение связано с криминальными и "лесными" делами в Хасавюрте и около него", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Абдулнасир Дибиров.
При этом он отметил, что "лесные" могут быть и использованы кем-то".
Политический обозреватель дагестанской газеты "Черновик" Эдуард Уразаев не стал делать предположений о заказчиках покушения, но отметил, что влияние Сайгидпашы Умаханова не ограничивалось Хасавюртом и Хасавюртовским регионом.
"Он зарекомендовал себя как политик республиканского масштаба и даже замахивался на федеральный уровень, поскольку организовывал различные мероприятия, связанные с именем Владимира Путина, например, турниры по дзюдо, приглашая туда президента страны. Правда, Путин не приезжал, но кто-то из людей, близких к этим кругам, появлялся на этих турнирах", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эдуард Уразаев.
По его мнению, конфликтные ситуации у Сайгидпаши Умаханова возникали и с дагестанскими, и с чеченскими акторами, поскольку Хасавюрт - приграничный город, треть населения которого составляют чеченцы.
его интересы, безусловно, пересекаются с интересами других политических сил, поэтому с 1997 года, когда он стал мэром Хасавюрта, у него накопилось достаточно много конфликтов
"В конфликтных ситуациях он вел себя достаточно самостоятельным политиком и заявлял о своих интересах и о своей позиции открыто и прямо. А его интересы, безусловно, пересекаются с интересами других политических сил, поэтому с 1997 года, когда он стал мэром Хасавюрта, у него накопилось достаточно много конфликтов", - отметил Эдуард Уразаев.
В числе этих конфликтов эксперт упомянул напряженные отношения с президентом республики Магомедали Магомедовым и мэром Махачкалы Саидом Амировым в 2002-2004 годах. "Тогда Умаханов возглавил "Северный альянс" и вместе с Сайгидом Муртузалиевым требовал отставки Магомедова, который в значительной мере опирался на Саида Амирова", - указывает Уразаев.
"Во времена правления Муху Алиева, в 2008 году, была попытка назначить нового руководителя регионального управления налоговой службы Владимира Радченко. Вокруг его назначения разгорелся конфликт с участием вооруженных групп, хотя ни уголовных дел, ни политических последствий он не имел. Сайгидпаша Умаханов тогда отстаивал позицию президента, что не надо нам навязывать сюда руководителя сверху, а Сайгид Муртузалиев, Магомед Гаджиев, депутат Госдумы, близкий к Сулейману Керимову, и другие – пытались настоять на назначении Радченко", - напомнил Эдуард Уразаев.
"Можно предполагать, что у Умаханова достаточно много врагов", - считает эксперт.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08