Абдулатипов заявил о выходе Дагестана на первое место по индексу промышленного развития в РФ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
За полтора года Дагестан вышел на первые позиции в России по темпам экономического развития, хотя и с 20 млрд рублей долга; здесь вырос уровень доверия населения к власти, есть недоверие к медикам, и изменилось отношение к радикальному исламу. Об этом 17 сентября заявил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на пресс-конференции в Москве, где рассказал об экономических и социальных проблемах Дагестана и своем видении их преодоления.
Пресс-конференция Рамазана Абдулатипова прошла в пресс-центре центрального офиса "Интерфакса". В пресс-конференции участвовали представители дагестанских и федеральных СМИ, а также журналисты из Грузии и Азербайджана, передает корреспондент "Кавказского узла".
"За республикой числится 20 миллиардов рублей долга"
По многим экономическим показателям Дагестан находится на очень низком уровне, признал в ходе своего выступления Рамазан Абдулатипов, подчеркнув при этом, что по уровню бюджетной обеспеченности республика находится на одном из последних мест среди регионов.
"Минимальные стандарты социальных услуг невозможно предоставить, если нет бюджетной обеспеченности, – заявил глава Дагестана. – Если мы хотим иметь стабильное государство, чтобы люди не бегали из одного субъекта в другой, нужно выравнивать бюджетную обеспеченность регионов".
По мнению Абдулатипова, внутренние источники развития региона фактически уничтожены, например, показатели добычи нефти в республике очень низкие (160 тыс. тонн в год).
"Рыбная отрасль, фактически единственная, которая была бюджетно-доходной, – уничтожена полностью. От электроэнергии мы получали в бюджет республики 41%, сейчас – 9%. За республикой числится более 20 млрд долгов за эти годы. У нас есть огромные запасы газа, но при этом только 15% мы имеем своего газа, а остальное покупаем из разных источников. Морской порт, который может заниматься перевалкой 14-16 млн тонн грузов, – сейчас перевалка 1-1,5 млн тонн. Аэропорт – фактически нельзя было уже сажать самолеты, не соответствует полоса, само здание аэропорта", – рассказал глава Дагестана.
Тяжелая ситуация, по его словам, и в аграрном секторе экономики.
"Виноград мы собирали в свое время, в конце советской власти, 380 тыс. тонн, а в 2012 году – 75 тыс. тонн, в 2013 году – 135 тыс. тонн, в этом – хотим 150 тыс. тонн собрать, хотя погодные условия не очень благоприятные", – рассказал Абдулатипов.
При этом он заявил об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства. В частности, в 2012 году в республике были посажены 900 га виноградников, для чего было выделено 400 млн рублей, а в 2013 году на те же цели было выделено 200 млн, а посажены были 1870 га.
"Это говорит о том, что мы стараемся деньги довести до сельхозпроизводителя", – сказал глава региона.
Со слов главы Дагестана, за полтора года управления республика вышла на первые позиции по показателям экономического развития.
«Не по объемам, а по темпам мы вышли на первые места в РФ. По индексу промышленного развития мы вышли на первое место в РФ. По темпам сбора налогов мы вышли на четвертое место. Мы на 1,6% увеличили долю собираемости налогов от валового регионального продукта", – сообщил Абдулатипов.
Он отметил, что при выполнении плана на 2017 год республика сможет на 5% поднять уровень налоговых поступлений, что снизит зависимость от федерального бюджета.
"В Дагестане значительно возрос уровень доверия населения к власти"
В своем выступлении Абдулатипов заявил, что в Дагестане резко вырос уровень доверия к региональным властям. По его данным, в 2012 году показатель доверия к органам власти был на уровне 12-15%, а в 2013 году возрос до 71-73%. Кроме того, убежден Абдулатипов, республика "впервые за последние годы вошла в разряд высокоэффективных субъектов по эффективности работы органов государственной власти".
"21-23-е места мы занимали по этим показателям. За эти полтора года мы ввели более 5 тысяч мест в детских садиках, при этом уничтожив десятки посредников", – привел пример Абдулатипов, пояснив, что сейчас этой проблемой в Дагестане занимаются "службы единого заказчика, которые строят по стандартам высочайшего уровня".
Также Абдулатипов отметил, что по итогам года на 65% поменялся состав правительства республики.
"Сделали бы еще больше, но не на кого менять, потому что все эти годы никто не занимался подготовкой резервов", – сказал он.
"Одними силовыми методами проблему терроризма не решить"
Самой главной своей задачей Абдулатипов считает "изменение общественного сознания людей", в частности, их отношения к вооруженному подполью. Он напомнил, что вскоре после его назначения и.о. главы республики была проведена спецоперация близ Семендера.
"Сотни людей выходили на поддержку этих террористов, среди них были депутаты Народного собрания, некоторые министры были среди сочувствующих. Сегодня даже представить нельзя, чтобы кто-то вышел в поддержку террористов", – заявил глава Дагестана.
Однако, подчеркнул он, с вооруженным подпольем невозможно бороться одними силовыми методами.
"Село Гимры, которое 10-15 лет находилось в заложниках у известного террориста Гаджидадаева, – там все время находились военные, комендатуры, стреляли в спину солдатам. Мы в течение трех месяцев подготовили соглашение с главами администрации села, и с тех пор не было ни одного выстрела в солдат", – сказал Абдулатипов.
В апреле 2013 года в Гимрах прошла масштабная спецоперация, в ходе которой, по данным силовиков, были убиты три местных жителя, принадлежавших к группе боевиков Ибрагима Гаджидадаева. В августе 2013 года власятями республики было объявлено о намерении подготовить соглашение с гимринским джамаатом для стабилизации обстановки в селе. В феврале 2014 года оно было подписано.
Также глава Дагестана отметил работу в республике "комиссии по примирению", строительство молодежных и спортивных центров в регионе.
В заключение своего выступления Абдулатипов сообщил, что сейчас в Дагестане успешно реализуются семь программ развития региона.
"Ежемесячно каждая программа докладывается главе республики, создано специальное управление по этим программам. Мы хотим наладить в республике программное управление, при этом министр и замминистра должны отвечать за конкретную программу, и надо перевести республику из иждивенчества на модель развития", – пояснил глава республики.
"Люди в Дагестане потеряли доверие к медицинским работникам"
По окончании выступления глава Дагестана приступил к ответам на вопросы. Представителей дагестанских СМИ интересовали вопросы медицины и образования. Было отмечено, что при значительном материально-техническом оснащении учреждений здравоохранения уровень медицинских услуг в регионе остается одним из самых низких в РФ при высоком уровне коррупции в этой сфере.
Глава Дагестана отметил, что в борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения были назначены новые руководители 32 медучреждений.
"Чтобы снять главного врача – это целая история, – сказал Абдулатипов. – Во главе с министром здравоохранения республики мы наводим порядок. С точки зрения техники в Дагестане достаточный уровень, но люди не хотят сюда ложиться из-за того, что потеряли доверие".
Он также отметил серьезную нехватку медицинских работников.
"Я сам фельдшер-акушер был в 18 лет. Я вообще не понимаю, почему у каждого врача сидит средняя медицинская сестра. Почему врач не пишет рецепт, а говорит сестре: Напиши рецепт". Создали массу участковых больниц со своей бухгалтерией, никому не нужных порой. Я понимаю, за 30-50 километров от райцентра можно создавать, но самое главное – нужно навести порядок - от медакадемии и, кончая этими работниками", – сказал глава республики.
Как сказал Абдулатипов, в Дагестане сложилась традиция, что врачу обязательно надо дать взятку, "даже когда не просят".
Отвечая на вопрос о проблемах в сфере образования, Абдулатипов заявил о повышении качества проведения ЕГЭ в республике, прекращении практики продажи баллов и "ЕГЭ-туризма" (перевод 11-классников в сельские школы, где не в полной мере осуществлялся контроль над проведением экзамена, – прим. "Кавказского узла").
Также глава Дагестана объявил о повышении уровня заработной платы учителям средних школ до 16 тысяч рублей и планах по улучшению материально-технической базы учебных заведений с доведением их до стандартов московских школ.
"Дагестан может обеспечить россиян качественной сельхозпродукцией"
Журналист из Грузии задал вопрос о реализации проекта строительства Аваро-Кахетинской дороги.
Абдулатипов ответил, что в проекте Аваро-Кахетинской дороги пока реализуется "дагестанский вариант" на российской стороне Кавказского хребта. Он сообщил, что начался этап проектирования, и первые 10 километров планируется ввести в этом году, при этом глава региона отметил труднодоступность района, где в условиях гор "фактически проезжала только одна машина".
"Интерес к этой дороге есть и в Закавказье, но пока многие вопросы у нас не отрегулированы прежде всего с Грузией, но мы заинтересованы, чтобы у нас наладились связи с грузинским, азербайджанским, армянским, абхазским и осетинским народами", – ответил Абдулатипов.
Вопросы оценки участия Азербайджана в обеспечении безопасности прикаспийского региона интересовали представителей азербайджанских СМИ. Они также спросили главу Дагестана о том, как отразилось введение санкций в отношении западных поставщиков продовольственных товаров на развитии собственных производителей молочной и сельхозпродукции в Дагестане.
Абдулатипов отметил в своем ответе необходимость наращивания взаимодействия с азербайджанской стороной и констатировал экономическую изолированность региона по отношению к соседям.
"У нас с Азербайджаном нет ни одного – ни экономического, ни культурного – проекта. Более того у Дагестана нет ни одного проекта ни со Ставропольским краем, ни с Чечней", – констатировал глава республики.
При этом он отметил ряд локальных проектов, в частности, то, что Азербайджан сейчас реконструирует в Дербенте улицу Гейдара Алиева, строит спортивный центр. Глава Дагестана также рассказал, что у республики имеются планы на реализацию с Азербайджаном ряда коммерческих проектов, в том числе по активизации производства песка для стекольной промышленности.
Что касается ситуации с продовольственными санкциями, то, по словам Абдулатипова, сейчас республика планирует создать логистические центры в области реализации сельхозпродукции около Дербента и Кочубея, а также один в Москве.
"Может быть, какие-то вопросы логистики мы проработаем совместно с Азербайджаном. У нас очень много за последние два года строится парниковых хозяйств по производству зелени и так далее. Если у нас будет 50 гектаров, мы сможем круглогодично обеспечивать магазины. В Дербенте в этом году мы сдадим крупное овощехранилище. Мы сдали завод томатной пасты около Кизляра. У нас есть проекты и возможности для обеспечения качественной сельхозпродукцией потребителей по России", – рассказал Рамазан Абдулатипов.
"Зачастую правоохранители участвуют в коррупционных сделках по земле"
Также Абдулатипову были заданы вопросы о развитии транспортной инфраструктуры в республике. Глава региона рассказал о реконструкции аэропорта, наведении порядка на въездах в Махачкалу, затронул вопросы экологии и коррупционной составляющей в вопросах распределения земли.
"Вот наши предки строили канал Октябрьской революции, который снабжал Махачкалу водой, а сейчас из него фактически пить нельзя, все сбросили туда, – сказал Абдулатипов. – Мы будем наводить порядок, очищать. Самый главный лозунг в Дагестане сегодня – это "очищение и оправление", и это касается и сознания, и канала, и школ, и больниц".
Рамазан Абдулатипов отметил также нарушения в вопросах продажи земель в прибрежных зонах Махачкалы, у озера Ак-Гель.
"На одного человека, родственника мэра, оформлено 90 участков, на второго - около 250 гектаров, якобы лазурный берег, все роздано незаконно. И когда мы там собираемся что-то делать, мы смотрим, что ни одно предприятие не принадлежит городу. Купили за 2 млн рублей, а когда мы говорим о возвращении – они предлагают их за 2-2,5 млрд. Мы хотим, чтобы правоохранительные органы стали подключаться, хотя зачастую и сами они в этом участвуют", – сказал Абдулатипов.
Глава региона также выразил недовольство ситуацией с отсутствием долгие годы градостроительного плана Махачкалы и отметил проблему сотрудничества местной власти с вооруженным подпольем.
"Власть порой заказывала у террористов, кого убрать, а они подсказывали, кого убрать с должности. Они работали как единый интернационал, и многие из них перебазировались в Турцию, другие страны и живут весьма не бедно, и я знаю, кто и как с ними работает, в том числе из Америки", – заявил Абдулатипов.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о взаимодействии между Россией и Азербайджаном в вопросе решения проблемы потребления воды из реки Самур в ситуации, когда жители и власти Магарамкентского района заявляют о нарушении договоренностей азербайджанской стороной, что приводит к засухе, глава Дагестана ответил, что главное, чтобы "не было засухи в отношениях между странами".
1 августа главы нескольких сел Магарамкентского района Дагестана направили в правительства РФ и Дагестана обращение с просьбой "восстановить справедливое деление водных ресурсов Самура между Дагестаном и Азербайджаном". 2 сентября первый замминистра экологии и природных ресурсов Дагестана Марат Алиомаров заявил о нарушении азербайджанской стороной соглашения о рациональном использовании и охране трансграничной реки Самур за счет забора дополнительно около 3 кубометров воды в секунду. На сегодня назначено заседание международной российско-азербайджанской комиссии по вододелению реки Самур.
"Мы живем рядом с Азербайджаном, частично вместе. Давайте, чтобы у нас не было засухи в отношениях. Никаких проблем по большому счету с этим нет. Обычно эта засуха в мозгу тех, которые живут в Москве, пьют здесь минеральную воду, и им кажется, что весь Самур вылили в эту бутылку", – заявил Абдулатипов. – 30 км выше Самур полностью находится на нашей территории, заберите воду, если надо. Из этого озера Азербайджан берет воду, но когда мы хотим взять, приезжают из Москвы, устраивают демонстрации. Выброс этого озера в Каспий в девять раз больше, чем мы хотим взять, вода просто уходит".
Он предложил жителям Магарамкентского района озвучить потребности в водоснабжении.
"Если есть проблема с водоснабжением, скажите, мы дополнительный водовод сделаем, но нет такого. Какие-то неудобства в связи с демаркацией есть, но мы их преодолеваем. И еще раз, если в низине не можете взять воду – берите вверху, не сталкивая людей. Чем меньше претензий мы будем высказывать Азербайджану, тем уютнее будет жить лезгинам, аварцам, мы с азербайджанцами один народ по многим параметрам. Надо налаживать совместную деятельность. Я не слышал ни одного вопроса, по которому президент Азербайджана говорил бы "нет", в том числе изучение языка, культуры", – сказал Абдулатипов.
В контексте обозначенного главой Дагестана повышения уровня доверия к власти корреспондент "Кавказского узла" также задал вопрос об уровне доверия жителей республики к правоохранительной системе в свете недавнего резонансного заявления жительницы Махачкалы о насилии над ней со стороны сотрудника МВД.
"Что здесь комментировать, ясно, что плохо, ясно, что гадость", – сказал Абдулатипов, однако более развернутую оценку не дал.
Глава Дагестана привел в пример случай с аналогичным обвинением матерью несовершеннолетнего ребенка в отношении медицинского работника в Цунтинском районе Дагестана. Тогда проверка не подтвердила, что в отношении ребенка были совершены подобные действия.
"Вы понимаете, на днях мне звонят, что в Цунтинском районе были такие действия в отношении ребенка со стороны медика. Это пошло по линии МВД, далее на министра здравоохранения вышли, вся страна узнала. Мы срочно отправили бригаду в это село, специалистов, все проверили, ничего и близко нет, ребенок обратился с болью в животе, врач пальпировал низ живота, как требуется, а маме показалось через открытую дверь, что он там что-то хотел. Поверили все, никаких признаков, а на всю страну, – зачем такие вещи, проверять же надо, хорошо, что мы ночью проверили эту информацию. Надо до конца разбираться, прежде чем давать оценки этим вещам", – сказал Абдулатипов.
"Мы должны брать все лучшее, что было в других религиях"
Главе Дагестана были заданы вопросы об отношении к уроженцам республики в других регионах России, в частности, была поднята проблема отсутствия в Москве инфраструктуры для проведения обрядов во время Курбан-Байрама. Абдулатипов в своем ответе подчеркнул, что при отправлении многих культов необходимо ориентироваться на сложившиеся в местности традиционные обычаи и адаптироваться к ним.
"Мусульмане могли бы самоорганизоваться и не проводить это в центре города, а добиваться выделения специальных мест", – сказал он.
Также глава Дагестана ответил на вопросы о работе по адаптации молодежи, выезжающей в иные культурные среды, и пожаловался на малое внимание к подобной работе со стороны СМИ.
"Мы провели впервые в России культурно-инвестиционный форум (Всероссийский культурно-инвестиционный форум прошел в Махачкале в апреле 2014 года, – прим. "Кавказского узла"), мы на первое место ставим культуру. Мы создаем центры традиционной культуры, одеваем людей в нашу одежду, говорим, что надо наводить чистоту и прядок. Когда нас спрашивают, что такое культура – это когда мужчина есть мужчина, а женщина есть женщина", – подчеркнул Рамазан Абдулатипов.
Однако, по его словам, перед обществом республики стоит задача и адаптироваться к современности.
"Некоторые ходят с бородой и мне говорят, что пророк Мухаммад тоже ходил с бородой. Ребята, пророк Мухаммад ездил на верблюдах – езжайте тоже. Время! Ислам должен адаптироваться ко времени, если бы ислам не адаптировался к конкретным культурам народов, то остался бы в Саудовской Аравии", – убежден Абдулатипов.
Глава Дагестана подчеркнул, что опыт других конфессий может помочь развитию мусульманского общества.
"Почему мусульманские страны, как правило, самые отстающие? Почему именно в мусульманских странах самые догматические режимы? Необходимо соответствовать своей религии, подниматься выше. Мы должны брать все лучшее, что было в других религиях", – заявил Абдулатипов.
На пресс-конференции также был поднят вопрос о дискриминации в Москве выходцев из Дагестана по национальному признаку. Журналисты привели в пример существующие в ряде организаций общественного питания внутренние установки, согласно которым запрещено принимать на работу уроженцев Дагестана.
Абдулатипов в своем ответе отметил, что за время его службы и работы в разных регионах России никогда не сталкивался с ущемлением своих прав. По мнению главы Дагестана, выходом в вопросе непонимания, которое зачастую встречают выходцы с Северного Кавказа в других регионах России, является культурный обмен.
"Мы очень много выезжаем, составили дни культуры Дагестана. Я участвовал в написании сценария "Мой Дагестан", выезжаем, показываем. Это огромная работа. Мы обновляем деятельность культурных центров и наших представительств, которые есть в РФ. Люди должны видеть то, что делается в Дагестане", – сказал Абдулатипов.
В заключение пресс-конференции Абдулатипов заявил, что считает необходимым оставить после себя "философский план возрождения Дагестана".
"За мое время мне не удастся существенным образом исправить экономику, но я должен максимально воздействовать на культуру, оставить после себя философский план возрождения Дагестана, взаимоотношений с другими народами, и эту работу я считаю очень важной", – закончил пресс-конференцию Рамазан Абдулатипов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08