Карикатуры Charlie Hebdo нельзя расценивать в контексте истинной свободы слова, считают эксперты по Северному Кавказу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Десятки изданий в русскоязычном сегменте Интернета опубликовали фотографии номера Charlie Hebdo с карикатурой на пророка Мухаммада. Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты по Северному Кавказу отметили разницу в понимании свободы слова мусульманским сообществом и представителями западной культуры.
"Кавказский узел" писал, что акции памяти жертв теракта в Париже, произошедшего после публикации в Charlie Hebdo карикатур на пророка Мухаммада, прошли 8 января во многих странах мира. Более 500 человек вышли в Тбилиси на митинг памяти погибших и пострадавших к французскому посольству, осудили теракт и выразили солидарность журналистскому сообществу Франции. Участники акции памяти в Ереване 8 января заявили, что теракт у редакции журнала Charlie Hebdo был направлен против свободы слова. В столице Армении акции проходили в течение нескольких дней.
Журнал Charlie Hebdo ранее подвергался критике со стороны мусульман, в том числе и в Азербайджане, однако после январских событий этого года в Париже официальный Баку и представители религиозных общин страны осудили теракт. Информация о проведении акций в связи событиями во Франции жителями Северного Кавказа ранее не поступала. Российские ученые-исламоведы объяснили сдержанную реакцию мусульман Северного Кавказа на эти события, антиисламскую риторику и в целом на проблему публикации карикатур на пророка Мухаммада усталостью от конфликта в их регионе.
Перепост карикатур французского издания может считаться нарушением российского законодательства
Десятки интернет-изданий в русскоязычной сети Интернета, согласно данным сервиса "Яндекс-Новости", опубликовали 14 января фотографии первой страницы первого после террористических актов номера сатирического еженедельника Charlie Hebdo с новой карикатурой на пророка Мухаммада.
При этом накануне Дня российской печати, который отмечается 13 января, Роскомнадзор провел профилактическую работу с рядом федеральных и региональных СМИ, напомнив, о нормах российского законодательства, которые запрещают использовать СМИ для осуществления экстремистской деятельности.
"Роскомнадзор провел профилактическую работу с рядом федеральных и региональных СМИ по следам трагедии во Франции. Мы хотели напомнить редакциям о нормах российского законодательства, которые запрещают использовать СМИ для осуществления экстремистской деятельности. Так вот, глумление над религиозными святынями различных конфессий может быть с точки зрения закона истолковано именно таким образом. Выражать солидарность российские СМИ мы призываем таким образом, чтобы не задевать религиозные чувства представителей различных конфессий и не провоцировать увеличение межконфессиональной розни в нашем обществе", - заявил 13 января пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в эфире "Коммерсант FM".
Публикация карикатур на пророка Мухаммада в российских СМИ будет иметь правовые последствия для изданий и их руководства, считает медиа-юрист "Центра защиты прав СМИ" Светлана Кузеванова.
"Действующее законодательство содержит ряд норм, регулирующих распространение информации религиозного характера. Преимущественно это нормы уголовного законодательства. В частности, статья 148 УК РФ предусматривает ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления чувств верующих. Статья 282 УК РФ определяет как неправомерные действия, направленные на разжигание ненависти или вражды, а равно унижение чести и достоинства человека или даже группы лиц по признаку отношения к религии", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Кузеванова.
карикатуры французского издания могли быть расценены как нарушающие законодательство, будь они опубликованы в России
Она убеждена, что карикатуры французского издания могли быть расценены как нарушающие законодательство, будь они опубликованы в России, несмотря на продолжающийся спор о том, как следует относиться к этим карикатурам - как к акту свободного выражения мнения или провокации, граничащей с правонарушением.
"Если же оценивать правомерность повторного распространения российскими изданиями спорных карикатур в связи с освещением произошедшей трагедии и в знак солидарности и памяти погибших в результате теракта французских коллег, то нельзя сделать однозначного вывода", - считает эксперт.
Она называет проблемой правового регулирования в России то обстоятельство, что "любой перепост запрещенной информации приравнивается к обычной публикации".
"Соответственно к ответственности может быть привлечено и лицо, которое осуществило повторную публикацию, причем даже в независимости от того, солидарен ли пользователь, осуществивший повторное распространение, с содержанием или формой запрещенной информации. Российская судебная практика на сей счет крайне неоднозначна. В то же время информирование читателей, зрителей, пользователей различных СМИ о произошедшей трагедии, включая повторное распространение карикатур, представляется мне допустимым, поскольку позволяет более полно, точно и объективно рассказать об этих страшных событиях", - заключила Кузеванова.
Российские эксперты говорят о различном понимании "свободы слова" в западном и мусульманском сообществе
Европейское понимание "свободы слова" отличается от восприятия этого понятия в других частях света, а когда заходит речь о свободе слова в контексте произошедшего в Париже, то нужно понимать, что это в традициях Франции, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"В остальных странах, например, в Штатах, такие вещи невозможны вообще. И на Западе тоже есть разные подходы, и это исключительно французский метод, имеющий глубокие корни, того же Лео Таксиля [Лео Таксиль (годы жизни 1854-1907) - французский писатель, антиклерикал, известный продолжавшимся 12 лет масштабным "антимассонским" розыгрышем, жертвами которого стали папа Римский и многие французские священники, писавший антирелигиозные произведения, в том числе высмеивающие текст Библии, – прим. "Кавказского узла"] вспомним, есть очень глубокий опыт и история. В другом обществе - в венгерском, например, тем более в Восточной Европе, Румынии - такого нет", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
О существующем конфликте западных постмодернистских и мусульманских ценностей говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов.
"Что касается причин происходящего, то налицо все более жесткое столкновение западного постмодернистского и мусульманского миров. Постмодернисты на Западе высмеяли ценности всех мировых религий, начав с христианства, вывели религиозные ценности на периферию экономической и политической жизни. В отношении ислама же это не получается сделать. В мусульманских сообществах по всему миру нарастает консервативная революция, когда вновь возрождаются религиозные, патриархальные ценности. И попытки высмеять, выдавить религиозные ценности из жизни мусульман не срабатывают", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Курбанов.
Политолог полагает, что подобные попытки приводят "к озлобленности исламского сообщества", осложняемой ситуацией, "когда ему не хватает знаний, как грамотно и адекватно реагировать на вызовы современного общества".
западное постмодернистское общество пытается все перевести в область мнимой свободы слова, в область высмеивания всех традиционных религиозных и семейных ценностей
"Становится все более очевидным нарастание взаимных претензий и обид, когда западное постмодернистское общество пытается все перевести в область мнимой свободы слова, в область высмеивания всех традиционных религиозных и семейных ценностей", - отметил Руслан Курбанов.
Со стороны мусульманской общины, по его словам, идет совершенно другая, обратная волна, когда возрождаются прежние традиционные ценности и социальные роли.
"Мусульманский мир видит свое будущее в возврате тех ценностей, которые были актуальны во времена пророка Мухаммада, и совмещение их с современными технологиями и научными знаниями", - указывает эксперт.
По его мнению, степень озлобления, отчаяния мусульман-одиночек по мере роста высмеивания со стороны западных СМИ будет настолько высокой, что может произойти неконтролируемый срыв и резкий рост числа актов агрессии. Игры с чувствами религиозных общин являются грубейшей ошибкой современного западного общества, подчеркнул политолог.
Шеф-редактор издающегося на Северном Кавказе журнала "Дош" Абдулла Дудуев, комментируя события в Париже, назвал целью нападавших, независимо от идеологической ориентации, "глобальное столкновение культур и цивилизаций".
"В ответ на случившееся во Франции были совершены нападения на мусульман, была предпринята атака на мечеть. Именно этого, думаю, добивались организаторы кровавого побоища", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Абдулла Дудуев.
По его мнению, французские политики попытаются использовать данную тему на следующих президентских выборах в стране.
Политику из религии выделить невозможно, считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"Когда мы говорим, что ислам это идеология - да, это плохо. А что православие - это не идеология? А глобализм, который построен на американской версии протестантизма - это что такое?" - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
По его мнению, стороны диалога, декларирующие готовность к нему, не могут избежать конфликта и столкновения интересов, поскольку он заложен в природу любой идеологии.
"Наша религия святая, да, диалог возможен, но мы лучше вас", - привел тезисы религиозных и идеологических оппонентов Малашенко, отметив при этом, что "все они конкурируют между собой, они политизированы, и столкновение неизбежно".
"И в этом отношении я даже больше уважаю атеистов. Вот у них нет иррациональности, чтобы во имя Аллаха или Исуса Христа отрезать головы", - заявил Малашенко, согласившись при этом, что зачастую "провокационность исходит именно от атеистов".
На Северном Кавказе нет конфликта между приверженцами ислама и светских позиций, а западное отношение к свободе слова используется политиками
Несмотря на всю модернизацию, произошедшую на Северном Кавказе в 20 веке, моральные кодексы не превратились здесь в атавизмы, и подход к публикациям, задевающим религиозные чувства, как к проявлению свободы слова, невозможен в принципе, считает Ахмет Ярлыкапов.
"Общество [на Северном Кавказе] по-другому воспринимает свободу слова, в северокавказском обществе есть понятия "ях намус" [традиционное кавказское право (адаты), моральный кодекс] и т.д.", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
При этом, указывает эксперт, и в регионах Северного Кавказа бывали аналогичные с парижским убийства - по мотивам религиозной ненависти, хотя и менее резонансные по масштабам и последствиям. В частности, Ярлыкапов привел случай, когда в одном из пригородов Махачкалы была убита учительница, резко выступавшая против платков и раздельного обучения.
"У нее была очень светская позиция, и ее убили. Также были убийства различных целителей в том же Дагестане", - говорит Ярлыкапов.
Однако, указывает он, резких антиисламских выпадов в республике не было, как и нападений на тех, кто выступает резко со светских позиций на общедагестанском поле.
То, что случилось во Франции, в Дагестане невозможно
"Но при этом очень много убивали муфтиев, были теракты, но в основном борьба шла по линии так называемой "суфийско-ваххабитской", нежели по линии исламской-антиисламской. Даже те, кто выступает резко за светскую республику - они никогда не выступают против ислама как такового. То, что случилось во Франции, в Дагестане невозможно", - заключил ученый.
Конфликт западных постмодернистских и мусульманских ценностей напрямую затронет и Северный Кавказ, и Россию в целом, считает Руслан Курбанов.
Он высказал мнение о том, что непонимание будет все больше нарастать и приводить к еще большим трагедиям. "Потому что Запад слишком опьянен своей технологической мощью, не принимая в расчет запросы и чаяния мусульман. Ситуация усугубляется болью вековой исторической памяти, связанной с крестовыми походами, завоеваниями мусульманских земель, которые продолжались и в 20 веке. И на этом фоне призывы еще больше высмеивать мусульманские ценности, как это сделал экс-глава "Юкоса" Михаил Ходорковский, предлагая перепечатывать карикатуры, будут еще больше разжигать градус непонимания и провоцировать конфликт", - считает Курбанов.
Московский адвокат Мурад Мусаев на своей странице в Facebook назвал призывы к российским СМИ перепечатать карикатуры на пророка Мухаммада провокацией и попыткой "обратить на себя внимание".
"В чем логика этих людей? Они призывают отомстить боевикам, еще раз плюнув в лица сотням миллионов мусульман? Включая тех, кто вчера полночи простоял в акциях протеста, кто осудил расправу, включая родных и близких убитого Ахмеда Мерабета (полицейский, убитый в результате нападения на редакцию карикатурного журнала, - прим. "Кавказского узла")?" - пишет Мусаев.
"Нет здесь никакой логики, и свобода слова здесь ни при чем. Просто ксенофобы, исламофобы, активные и латентные, нашли повод дать выход чувствам и заодно обратить на себя внимание", - отметил Мурад Мусаев.
С его позицией перекликается и позиция Абдуллы Дудуева, по словам которого в комментариях многих российских политиков произошедшего в Париже читается плохо скрываемое злорадство.
"Это удивительно лицемерная позиция многих российских государственных и прогосударственных деятелей, когда они называют Россию другом исламского мира, и одновременно внутри страны мусульманские деятели и простые верующие подвергаются репрессиям", - сказал журналист.
Руководитель национального культурного центра "Абаза" Руслан Камбиев на своей странице в Facebook рассуждает о двойных стандартах, существующих в российском обществе. Он приводит в пример историю, произошедшую в октябре прошлого года, когда тренер по теннису Шамиль Тарпищев имел неосторожность назвать известных теннисисток "братьями Вильямс".
"И тут такое началось! Президент WTA Стэйси Алластер заявила, что "шутки Тарпищева оскорбительны, заслуживают осуждения, и он будет наказан". Одна из теннисисток, Серена, тоже не оценила юмор и "право на свободу прикола", назвав слова Тарпищева "сексистскими и расистскими". Сам Шамиль Тарпищев поначалу удивлялся: "Они хотят, чтобы я извинился за то, что они не понимают юмора". Но ему объяснили, сурово насупив брови: "Есть вещи, над которыми шутить нельзя!" - приводит скандальную историю Камбиев.
Гневная реакция на высказывания спортсмена имела место и в российском либеральном сообществе, отмечает Камбиев.
"Сатирик Шендерович пригвоздил теннисного функционера к позорному столбу: "Мы, со всей очевидностью, имеем дело с водоразделом цивилизаций. Ибо Тарпищев, видимо, совершенно искренне считает сказанное шуткой. Представления о смешном - это, в сущности, представления и о вкусе, и об этических ценностях". Это было в октябре 2014-го. А уже в январе 2015-го, после событий с "Издевательством Шарли Эбдо", Шендерович уже пишет совсем другое: "Про что угодно можно шутить. И конечно, большое, огромное количество людей может обидеться – это уже второй вопрос. На обиженных воду возят!" - написал Камбиев, задавшись вопросом: "Как это понимать?"
В сети идут акции "Расскажи о пророке" и We love prophet Muhammad
Говорить о том, что мусульмане в России, в частности, жители Северного Кавказа остались равнодушными к публикациям карикатур на пророка Мухаммада и последовавшим за этим событиям в Париже, нельзя.
Кавказские блогеры и пользователи социальной сети Facebook 10 января объявили о запуске флешмоба "Расскажи о пророке". Суть акции заключается в том, чтобы автор записал на видео небольшой рассказ о пророке Мухаммаде или поделился своими мыслями о нем.
"Если люди поймут, как мы относимся к пророку, и какое место в нашей жизни он занимает, то они не посмеют публиковать карикатуры на него", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" один из организаторов флешмоба, дагестанский блогер Али Чаринский.
В акции приняли участие руководитель национального культурного центра "Абаза" Руслан Камбиев, заместитель председателя исполкома Российского конгресса народов Кавказа Султан Тогонидзе, член общественного движения "За права мусульман" Гасан Гаджиев и сам Али Чаринский. "Кроме того, в акции "Расскажи о пророке" приняли участие много обычных кавказцев и мусульман. Еще отозвались на предложение принять участие во флешмобе адвокат Муса Плиев, предприниматель Абакар Абакаров, зампредседателя Всероссийского межнационального союза молодежи Азамат Минцаев, а также политолог Руслан Курбанов", - сообщил Чаринский.
Кроме того, в знак протеста против карикатур на пророка Мухаммада в Facebook и "ВКонтакте" проходят акции "Я не Шарли" и "Мы любим пророка". Участники одновременно используют в качестве аватара на своих аккаунтах в соцсетях картинки с соответствующими слоганами.
Оскорбление людей, как и убийство за это - неприемлемы в условиях современного общества
Оскорбление людей, как и убийство за это - неприемлемы в условиях современного общества, "при этом оба явления требуют осуждения", заявил корреспонденту "Кавказского узла" ингушский блогер Мусса Бекмурзиев.
"В обществе необходимо актуализировать обсуждение недопустимости разжигания ксенофобии и любых форм нетерпимости. Но сегодня любые подобные попытки воспринимаются, как оправдание убийства карикатуристов, и нам закрывают рты", - говорит участник флешмоба из Чечни, блогер Адам Мизиев.
С инициативой познакомить людей ближе с биографией пророка Мухаммада выступили и в Совете муфтиев России и Духовном управлении мусульман города Москвы. Религиозные организации объявили о начале первого всероссийского конкурса журналистов о пророке Мухаммаде с названием акции "Пророк милосердия".
Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в оргкомитете, "в конкурсе примут участие работы, присланные с 1 по 15 января; имена победителей конкурса будут объявлены на праздничном мероприятии "Мавлид ан-Наби", которое состоится 25 января в концертном зале "Крокус Сити Холл" в Москве", - рассказал представитель оргкомитета Баир Ибратов.
Кроме того, как писал "Кавказский узел", акция протеста в связи с публикациями западными СМИ материалов, преследующих цель оскорбить пророка Мухаммеда, планируется 19 января в Грозном. Информация о проведении акции поступила на смс-сервис "Кавказского узла". На портале главы и правительства Чечни указывается, что инициатором проведения акции выступило духовенство республики, которое выразило осуждение любым формам террора и назвало случившееся в Париже провокацией, преследующей цель поднять новую волну антиисламских выступлений. Как планируют власти Чечни, в акции протеста "примут участие несколько сотен тысяч человек".
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
23 декабря 2024, 18:48
-
23 декабря 2024, 16:47
-
23 декабря 2024, 10:32
Комментарий в мессенджере привел к штрафу жительницу Геленджика
-
23 декабря 2024, 09:46
-
23 декабря 2024, 06:57
-
23 декабря 2024, 00:14
Работы по расчистке побережья в Краснодарском крае приостановлены из-за шторма