У Азербайджана недостаточно газа для успешной поддержки проекта Nabucco
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Азербайджан не располагает достаточным количеством свободного газа, чтобы заполнить газопровод Nabucco, о намерении вернуться к созданию которого заявил после встречи с президентом Азербайджана премьер-министр Болгарии, заявили опрошенные корреспондентом «Кавказского узла» российские эксперты.
«Кавказский узел» писал, что газопровод Nabucco длиной более 3 тысяч километров планировалось провести от Каспийского моря в Центральную Европу, однако инвесторам не удалось договориться с поставщиками о количестве газа, достаточном для функционирования проекта. 4 марта по итогам переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Софии премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил о намерении вернуться к проекту Nabucco.
Реализация газотранспортного проекта Nabucco экономически не целесообразна, поскольку Азербайджан не испытывает проблем с экспортом своего газа, а дополнительная ресурсная база уже зарезервирована для других экспортных маршрутов, заявили после встречи Борисова и Алиева опрошенные "Кавказским узлом" азербайджанские эксперты.
Шабан: поставки газа из Азербайджана в Европу начнутся лишь в 2020 году
В 2014 году Азербайджан добыл 18,7 млрд кубометров товарного природного газа, из которых лишь 8,5 пошли на экспорт, а не внутренне потребление, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» глава Азербайджанского центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Небольшие объемы в 200 млн кубометров были прокачены в Россию, еще 200 млн – в Иран в качестве платы за транзит газа в Нахичеванскую автономную республику.
6 млрд кубометров поставляется в Турцию в рамках соглашения по месторождению «Шах-Дениз-1», а еще 2,1 млрд кубометров поставлено в Грузию, уточнил Шабан.
В центральную Европу экспорт азербайджанского газа, по словам эксперта, начнется только в 2020 года с запуском Трансадриатического трубопровода (ТАР), а пока поставок туда нет.
Проект строительства Трансадриатического трубопровода (ТАР) длиной 800 километров предусматривает транспортировку газа из Каспийского региона через Грецию, Албанию и через Адриатическое море на юг Италии, и далее - в Западную Европу. Акционерами TAP являются швейцарская AXPO (42,5%), норвежская Statoil (42,5%) и немецкая E.ON Ruhrgas (15%).
Крутихин: разговоры о Nabucco – это чистое теоретизирование
В настоящий момент у Азербайджана просто нет свободного газа, который мог бы заполнить Nabucco, считает партнер информационно-консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
«Есть 10 миллиардов кубометров, которые уже расписаны по покупателям. Других объемов там нет, и все разговоры о Nabucco – это чистое теоретизирование, поскольку без объемов газа и гарантий на их покупку ни одна компания не станет строить газопровод» – пояснил он.
Своими заявлениями Алиев пытается повысить статус Азербайджана как страны-транзитера газа, предположил Крутихин.
«Если бы Азербайджану удалось договориться с Туркменистаном о транспортировке туркменского газа через Азербайджан, это существенно повысило бы его статус» – отметил эксперт.
На пресс-конференции 4 марта Ильхам Алиев уклончиво ответил на вопрос о перспективах Nabucco, заявив, что в намерение Азербайджана входит соединение проектов ТАР и Nabucco. «На втором этапе разработки месторождения «Шах-Дениз» может быть добыто более 16 миллиардов кубометров газа. То есть, учитывая все это, сегодня мы намерены в некотором роде соединить проект ТАР с проектом Nabucco. Речь не идет о том, как называть эти проекты. Основной вопрос и наше желание заключаются в том, чтобы Азербайджан в максимальном объеме транспортировал свой газ на европейское пространство, и как можно больше европейских стран могли иметь доступ к этому газу», – приводятся слова президента Азербайджана на его официальном сайте.
Делягин: проекты Трансадриатического трубопровода и Nabucco несоединимы
С тем, что для нового газопровода в регионе просто физически нет необходимых объемов газа, согласился и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Туркмения больше ориентирована на Китай. Если говорить о газе из Ирана и Ирака, то газопровод пройдет по районам, населенным курдами, которые довольно напряженно относятся к подобным международным проектам, либо по районам, где идут боевые действия с исламистами. Что касается Азербайджана, то месторождение «Шах-Дениз» – это, конечно, хорошо, но нужно что-то дополнительное», – считает он.
Соединить ТАР и Nabucco невозможно, поскольку речь идет о конкурирующих проектах, уверен Михаил Делягин.
«ТАР ориентирован на маршрут Турция – Италия, а Nabucco – в центральную Европу», – пояснил он.
Однако эксперт не исключил итого, что построена будет лишь западная часть маршрута – Nabucco WEST, стартующая из Турции.
«Но там для наполнения газопровода вполне может применяться российский газ, поступивший в рамках «Турецкого потока», – заключил Делягин.
Маркедонов: проект Nabucco носит подчеркнуто антироссийский характер
Разговоры о Nabucco ведутся давно, но не воплотились в реальный результат из-за сложности политических проблем, которые необходимо решить, сказал доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.
«Несмотря на то, что проект носит подчеркнуто антироссийский характер, здесь далеко не все зависит от воли руководства США. К примеру, Обама не может отдать приказ и изменить отношения с Ираном – есть конгресс, где свои взгляды на это» – заметил эксперт.
Даже в случае реализации Nabucco, он сможет обеспечивать не больше 10% потребностей европейцев в газе и не сильно скажется на российском экспорте газа, уверен Маркедонов. Поэтому Россия, по его словам, вряд ли будет принимать какие-то меры по противодействию проекту, находящемуся на стадии переговоров, в том числе не будет поднимать проблему карабахского конфликта.
«Не думаю, что Москва будет использовать для противодействия реализации проекта Нагорный Карабах, переводя конфликт в «горячую» стадию. Статус-кво – наиболее удовлетворительная для всех опция, а любая «разморозка» конфликта чревата дополнительными издержками», – заключил эксперт.
Напомним, проект Nabucco поддерживал официальный Вашингтон, заявляя, что газ Азербайджана может стать ресурсной базой для него.
28 июня 2013 года глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил об окончательном провале проекта Nabucco. "Мы с вами стали свидетелями похорон проекта Набукко. Проекта Набукко больше нет", - цитирует его EuroNews.
На пресс-конференции 4 марта Ильхам Алиев отметил, что Nabucco подвергался критике.
"Некоторым показалось, что проект Nabucco уже остался в истории. Но что увидели мы в реальности? Мы увидели, что являющаяся членом Nabucco Болгария уже стала членом Южного газового коридора. То есть проект ТАР мы должны рассматривать в качестве составной части Южного газового коридора", - заявил Алиев.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"