Правозащитники заявили о многочисленных нарушениях в азербайджанских тюрьмах и колониях
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Заключенные в Азербайджане содержатся в неприемлемых условиях, в холоде и антисанитарии, а также вынуждены платить деньги за то, чтобы видеться с родственниками. В колониях и СИЗО зафиксированы случаи физического насилия в отношении политзаключенных и тех, кто пытается рассказать о происходящем СМИ, отмечается в отчете-расследовании о ситуации в местах заключения, подготовленном правозащитниками и бывшими осужденными.
Данные об условиях содержания заключенных, о нововведениях и нарушениях прав заключенных содержатся в обнародованном 25 декабря отчете-расследовании "Текущее состояние в местах заключения, проблема политзаключенных и предстоящие задачи", который был составлен общественным альянсом "Азербайджан без политзаключенных". Копия отчета имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Общественный альянс "Азербайджан без политзаключенных" был учрежден 12 сентября 2012 года группой бывших "узников совести" с целью более системной и последовательной защиты политзаключенных и других невинно осужденных лиц в Азербайджане.
Отчет на 36 страницах составлен на основе свидетельств бывших осужденных, включая политзаключенных, членов их семей, адвокатов, публикаций в СМИ, отчетов международных организаций мониторинга судов и вынесенных приговоров, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава НПО "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.
"Пенитенциарная служба и другие силовые ведомства не допускают наших представителей в места заключения. Мы постарались быть максимально объективными и оперировали конкретными фактами. Мы отметили и позитивные моменты и, естественно, негативные, которые, увы, не являются единичными случаями, а свидетельствуют, скорее, о тенденциях", - сказал Гюльалыев.
Среди положительных моментов авторы отмечают принятый 22 мая 2012 года закон "Об обеспечении прав и свобод лиц, содержащихся в местах заключения", который наделил арестованных и осужденных следующими правами - телефонные разговоры, длительные свидания с родными, просмотр телепередач. Улучшилась также перевозка заключенных, она стала осуществляться в современных специализированных автомобилях. Заключенным разрешается исполнять религиозные обряды, говорится в отчете.
Аваз Зейналов: "Тюремная администрация может ограничивать свидания, если заключенный не заплатит за это"
Что касается негативных фактов, то, по словам Гюльалыева, несмотря на строительство в последние годы двух СИЗО, большинство пенитенциарных учреждений было построено еще в середине прошлого века и, соответственно, не отвечает современным требованиям содержания заключенных.
"Условия содержания плохие. В СИЗО, камерах, рассчитанных на четырех человек, порой содержатся по шесть, восемь и даже 10 человек. Еще хуже ситуация в колониях, где на площади в 30 квадратных метров содержатся до 20 человек. Вообще же по пенитенциарным правилам Совета Европы на каждого заключенного должно приходиться по 4 квадратных метра площади. В непригодном состоянии находятся туалеты и умывальники. Зимой нет горячей воды, что приводит к болезням. Камеры и бараки не обогреваются. Температура воздуха зимой значительно ниже 18 градусов, и заключенные вынуждены спать под двумя одеялами", - рассказал Гюльалыев.
Авторы отчета указывают на процветание взяточничества в местах заключения.
"Конечно, в последние годы наблюдаются перемены к лучшему. Но даже позитивные нововведения используются персоналом для вымогательства. Несмотря на введение законом временной последовательности свиданий и телефонных разговоров, тюремная администрация может ограничивать их под любым предлогом, если заключенный не заплатит за это. Если заплатишь, сразу можешь воспользоваться правом еженедельного свидания с родными. В колониях ситуация еще хуже. Там надо платить за все - баню, получение передачи из дома, койку на нижнем ярусе", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" бывший узник совести, главный редактор газеты "Хурал" Аваз Зейналов, находившийся в заключении с октября 2011 года по декабрь 2014 года.
По его словам, за плату в местах заключения создаются привилегированные условия.
"Можно хоть ежедневно говорить по телефону. Но 15 минут разговора обойдутся в 1-5 манатов (около 4,7 доллара США, - прим. "Кавказского узла"). Передача продуктов составляет 5-15 манатов, свидание с заключенным - 20-100 манатов, получение места в "буржуйской" камере, где созданы нормальные условия проживания, - 500-2000 манатов (около 1900 долларов США)", - отметил Зейналов.
Существуют проблемы и в полицейских учреждениях, говорится в отчете.
"Ухудшается законодательство в этой области. В прошлом году были внесены поправки в закон, позволяющие в особых случаях полиции содержать у себя подозреваемых до 72 часов, вместо 48 часов. Но часто эти нормы не соблюдаются. Так, члена партии "Мусават" и активного пользователя Facebook Фараджа Керимли 10 дней содержали в полиции без уведомления родных. 2 августа 2014 года отца активиста партии Народного фронта Руслана Насирли задержали и отпустили после того, как полиции сдался его сын. Молодого человека тогда подвергли административному аресту", - отметил глава общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.
Политзаключенные подвергаются пыткам
В отчете также говорится о лишении свободы лиц, арестованных по политическим мотивам.
"Адвоката Халида Багирова, защищавшего права правозащитников Лейлы Юнус и ее мужа Арифа Юнуса и собиравшегося подключиться к защите только что арестованной Хадиджи Исмайловой, в декабре 2014 года под абсурдным предлогом исключили из коллегии адвокатов и отстранили от адвокатской деятельности", - подчеркивается в отчете.
Серьезной проблемой остаются пытки, также рассказал Гюльалыев.
"Год назад в колонии №14 от пыток умер Эльшад Бабаев. Подвергалась физическому насилию неоднократно в Бакинском СИЗО и правозащитница Лейла Юнус. Пыткам подвергались и активисты партии Народного фронта Азербайджана Эльвин Абдуллаев и Мурад Адилов. Физическое давление оказывались на лидера движения "Республиканская альтернатива" Ильгара Мамедова", - отметил правозащитник.
Бывший политзаключенный исполнительный директор Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Башир Сулейманлы также сообщил корреспонденту "Кавказского узла" о фактах унижения человеческого достоинства в местах заключения.
"Лично меня не пытали. Но мне принудительно постригли волосы наголо, хотя в законе этой нормы сейчас нет. Мой адвокат направлял официальные жалобы, но тот сотрудник колонии до сих пор не наказан", - сказал Сулейманлы.
В отчете-расследовании составлены "черные списки" сотрудников пенитенциарной системы, прокуратуры, судебно-медицинской экспертизы и судей, участвовавших в наиболее вопиющих случаях нарушения прав человека.
"Мы составили "черные списки" должностных лиц, замешанных в наиболее вопиющих случаях нарушений прав человека. Мы считаем это необходимым для общественного порицания этих лиц", - сказал Гюльалыев.
По его словам, актуальной остается и проблема политзаключенных.
"За последние полгода список политзаключенных пополнился примерно на 20 человек. На сегодняшний день в стране не менее 93 политзаключенных", - продолжил Гюльалыев.
11 августа 2014 года Совет Европы и власти Азербайджана договорились о воссоздании рабочей группы с целью разрешения проблемы освобождения лиц, которых местные правозащитники считают политзаключенными. О создании совместной рабочей группы (СРГ) по правам человека, было объявлено в Баку 22 октября того же года.
В отчете выдвигаются рекомендации по устранению этих проблем, обеспечению прав и свобод заключенных. В частности, предлагается постепенно закрывать старые СИЗО и колонии, условия содержания в которых представляют угрозу здоровью и жизни заключенных, и строить новые пенитенциарные учреждения. Кроме того, рекомендуется повысить подотчетность обществу пенитенциарной службы.
Также содержится призыв соблюдать рекомендации международных организацией и привести места содержания заключенных полностью в соответствие с нормативами и стандартами пенитенциарной службы.
"Кавказский узел" писал, что на заседании СРГ 24 декабря участникам был представлен список из 22 политзаключенных с предложением включения их в ожидаемое в преддверии Нового года помилование.
23 декабря рабочая группа по составлению единого списка политзаключенных, в которую входят 29 человек - представители неправительственных организаций, журналисты и адвокаты, - распространила очередной обновленный список граждан Азербайджана, признанных в стране политзаключенными. В этом списке 93 фамилии.
Эльшан Гасанов: "тех, кто сообщает "на свободу" о происходящем внутри, жестоко наказывают"
О тяжелых условиях в местах заключения рассказал корреспонденту "Кавказского узла" и глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.
Особенно тревожным он назвал функционирование "карантинных бараков".
"В действующем законодательстве не предусмотрен так называемый "карантин" - предварительный срок, который вновь прибывший в колонию заключенный должен провести в особых условиях. Чтобы запугать заключенного и обеспечить его повиновение на "карантине", его избивают, оскорбляют. В "карантинных" бараках, рассчитанных на 20-30 человек, содержатся по 60-70 осужденных. В период "карантина" встречи с родными, телефонные звонки возможны за взятку. Вообще, здания многих колоний были построены еще в сталинские времена. В каждом бараке содержатся по 350-500 человек. Заключенных, имеющих инфекционные заболевания, содержат в одном помещении с остальными. В бараках нет вентиляционных систем, царит антисанитария, не хватает туалетов. Тяжело больным не дают дополнительного питания. Некоторые колонии находятся вблизи каменных карьеров и заключенные дышат пыльным воздухом, им не хватает питьевой воды. Чтобы выпить чай, воспользоваться баней, получить лекарства, надо платить", - рассказал Гасанов.
По его словам, "заключенным не дают оппозиционных газет, а тех, кто сообщает "на свободу" о происходящем внутри, жестоко наказывают". "В 2012 году в колонии №17 был убит осужденный Парвиз Микаилов. Политзаключенный Немат Панахлы передал информацию об этом в СМИ, после чего он был посажен в карцер на 20 суток, а затем переведен в закрытую колонию. В колонии №15 скончался Садулла Гафаров, но причины произошедшего не были расследованы", - добавил Гасанов.
По его словам, возглавляемое им НПО месяц назад также распространило отчет о ситуации в пенитенциарных учреждениях и предложило ряд мер для решения существующих проблем. "К сожалению, от пенитенциарной службы никакой реакции не последовало. Это ведомство отказывается от сотрудничества", - сказал Гасанов.
Комментариев от представителей отдела общественных связей пенитенциарной службы корреспонденту "Кавказского узла" получить не удалось.
Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", опубликованы на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также "Кавказский узел" разместил справку "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане". В разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле" опубликован обновляемый поименный список политзаключенных в Азербайджане.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
14 ноября 2024, 00:37
-
13 ноября 2024, 21:47
-
13 ноября 2024, 20:03
-
13 ноября 2024, 19:22
-
13 ноября 2024, 16:17
-
13 ноября 2024, 14:47