Активистки призвали жительниц Кавказа присоединиться к акции #ЯнеБоюсьСказать
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жительницы регионов Северного и Южного Кавказа не должны бояться сообщать о случаях сексуального насилия или домогательствах, считают активистки и пользователи соцсетей, призывающие женщин присоединиться к акции #ЯнеБоюсьСказать.
Инициатором акции-флешмоба стала жительница Украины Анастасия Мельниченко, глава правления украинской общественной организации Studena, занимающейся вопросами гендерного равенства и развитием гражданского общества в стране.
"Я родилась девочкой, и это уже стало провокацией"
4 июля на своей странице в соцсети Facebook Анастасия Мельниченко рассказала о случаях сексуального домогательства по отношению к ней самой, а также призвала женщин не бояться рассказать свои истории о домогательствах и изнасилованиях под тегом #ЯнеБоюсьСказать.
Тег поддержали украинские, а потом и российские пользователи соцсетей. Они за несколько дней рассказали несколько тысяч историй о домогательствах и изнасилованиях. К акции присоединились СМИ России и Украины, которые начали публиковать истории женщин, которые подверглись сексуальным домогательствам и изнасилованиям.
Вся система непрерывно ломала, иногда с усердием костоправа, сознание и быт кавказской женщины
7 июля на проблему сексуального насилия и домогательств обратила внимание журналистка Светлана Анохина, опубликовавшая материал на интернет-портале "Даптар", посвященном проблемам дагестанских женщин.
"Разумеется, во всем виновата ты сама. Провоцировала. Не так одевалась. Не из той школы возвращалась. Не в том поезде ехала. Не в том доме жила. Не тех родственников выбирала", - написала Светлана Анохина.
"А главное - родилась девочкой. Которая сама по себе уже провокация. И которой можно жить и ходить по улицам, и надевать любимые платья, только если с ней рядом ходит большущая добрая собачка", - отметила журналистка, рассказавшая несколько историй из своей жизни.
"Посягательство на честь женщины приводило к кровной мести"
На Северном Кавказе посягательство и поругание чести женщины раньше "само по себе несло сильнейший конфликтогенный потенциал", отмечает автор блога на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия", старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева.
По ее словам, посягательство на честь женщины было способно "запустить кровную месть длиною в несколько столетий и разбалансировать отношения внутри не только одной семьи, но и фамилии, и целого рода".
"Впервые о пережитом насилии – социальном, домашнем, сексуальном – женщины на Северном Кавказе публично стали говорить в 1920-е годы. Важно, что женщины говорили от своего имени. Этому предшествовала большая работа Советской власти по решению "женского вопроса". Вся система сверху донизу – от партийных и советских органов до рядовых пропагандистов – непрерывно ломала, иногда с усердием костоправа, сознание и быт кавказской женщины", - написала Наима Нефляшева 12 июля в своем посте "Про #ЯнеБоюсьСказать, честь женщины и кавказские адаты".
Девушки предпочитают молчать о происшедшем, опасаясь огласки, насмешек и порицаний
Автор блога на "Кавказском узле" предположила, что в акции-флэшмобе #ЯнеБоюсьСказать женщины из регионов Северного Кавказа участвовать будут неохотно.
"Я не призываю сейчас к публичным исповедям о деликатных сюжетах своей жизни, они не приняты в нашей женской культуре. Но уверена, что девушка, пережившая домогательства и, тем более, насилие, имеет право и должна, как в той визуальной инструкции для школьников младших классов, которую выложили в Facebook, сказать самой себе: "Ты не должна искать решение сама, ты не должна скрывать, ты не должна стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся спрашивать", - подчеркнула Наима Нефляшева.
С точкой зрения Наимы Нефляшевой согласился читатель "Кавказского узла" под ником kolln, рассказавший историю из своей жизни. По его словам, его бывшая жена подверглась сексуальному насилию, когда посещала курсы арабского языка, которые вел местный молодой мулла. "Она умоляла меня не отдавать ее назад [к родным], а продержать в своем доме хотя бы месяца два. Я пожалел ее, оставил, но ввел в курс дела свою ныне покойную маму. Мама одобрила мое решение (девушке грозила смерть, братья у нее были очень дерзкие и религиозные)", - рассказал читатель "Кавказского узла", оставивший комментарий под постом Наимы Нефляшевой. По его словам, спустя несколько месяцев он развелся с девушкой. “После меня она вышла замуж, у нее большая семья, даже внуки есть. Я не выдал ее. А ведь сколько есть несчастных женщин, которыми побаловались престарелые деятели от религии или власти”, - отметил в своем комментарии kolln. “Считаю, что кавказская девушка , подвергшаяся насилию со стороны мужчин, не должны молчать, пусть анонимно. Публично нужно об таких случаях заявлять - умный человек поймет, не осудит”, - подчеркнул читатель “Кавказского узла”.
В мае 2015 года Фонд Бёлля огласил результаты комплексного исследования положения женщин в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Как выявило исследование, жительницы Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана в числе своих главных проблем назвали отсутствие равноправия, ограничение свободы женщин, контроль со стороны мужчин, строгие религиозные нормы и отсутствие защиты при насилии или несправедливости.
"Говорить очень тяжело, но молчать еще сложнее"
Жительницы Азербайджана также должны стать участницами акции-флэшмоба #ЯнеБоюсьСказать, считает бывший руководитель Азербайджанского Женского кризисного центра Матанат Азизова.
"Говорить очень тяжело, но молчать еще сложнее. Не молчите, не бойтесь, говорите об этом. Возможно, так можно будет остановить насилие. Возможно, так насильник узнает, что он сделал с нашей жизнью", - написала 8 июля Матанат Азизова на своей странице в Facebook.
По словам Матанат Азизовой, за более чем 15 лет ее работы в Женском кризисном центре за помощью к ней обращались сотни женщин, ставших жертвами бытового и сексуального насилия. "Девушки предпочитают молчать о происшедшем, опасаясь огласки, насмешек и порицаний. Женщины часто не находят поддержки даже у самых близких людей", - рассказала Азизова.
Несовершенство нашего правосудия создает чувство безнаказанности у мужчин
По ее утверждению, даже судебные разбирательства по делам о сексуальных домогательствах в Азербайджане “обычно сопровождаются унизительными допросами, намеками, вызывающими у окружающих уверенность в виновности жертвы”.
“К сожалению, несовершенство нашего правосудия в отношении фактов насилия над женщиной создает чувство безнаказанности у мужчин", - цитирует 12 июля правозащитницу издание JAMnews (Баку).
Издание обратило внимание, что в 2015 году в Турции также была проведена акция, схожая с флэшмобом #ЯнеБоюсьСказать. После убийства 20-летней студентки Озгеджан Аслан в соцсетях был запущен хэштэг #sendeanlat ("расскажи свою историю"). Жительницы Турции с помощью данного хэштэга рассказывали о случаях сексуального домогательства и насилии.
Страны Южного Кавказа остаются одним из регионов, где права женщин регулярно нарушаются, а реакция на это со стороны органов власти оставляет желать лучшего. Такой вывод содержится в заявлениях Европейского центра по правам человека и Международной федерации за права человека, распространенных в марте текущего года. На Кавказе наблюдается "широко распространенное предпочтительное отношение к мужчинам", констатировали правозащитники.
"Постсоветское общество находится в самом начале бесконечно долгого пути"
В соцсети Facebook женщины рассказывают свои истории в группе "ЯнеБоюсьСказать". В соцсети "ВКонтакте", по состоянию на 14 июля, созданы 13 сообществ под названием #ЯнеБоюсьСказать.
О случаях сексуального насилия или домогательствах, в том числе рассказывают и жительницы республик Северного Кавказа, и Ставрополья. При этом зачастую пользовательницы соцсетей просят администраторов групп публиковать их истории на условиях анонимности либо под вымышленными именами:
"Занятно, что он не считал себя насильником, так прямо и сказал: "Я не насильник же какой, ты только не сопротивляйся", а я сопротивлялась. Поэтому пришлось меня побить головой об стену", - рассказала Оксана.
"Есть такие девчонки, которые встали, утерлись и пошли жить дальше - только уже с баллончиком и складным ножом в сумке (на тот самый, всякий, случай", - написала Анна Серегина.
"Основное ощущение от записей — постсоветское общество стоит в самом начале необходимого, но пока еще бесконечно долгого пути", - написала Татьяна.
"А я не хочу и не могу рассказывать это вслух и никакой флэшмоб меня на это не сподвигнет. Только могу сказать всем написавшим - я вас понимаю, я с вами", - заметила Анна.
-
14 ноября 2024, 00:37
-
13 ноября 2024, 21:47
-
13 ноября 2024, 20:03
-
13 ноября 2024, 19:22
-
13 ноября 2024, 16:17
-
13 ноября 2024, 14:47