Участник задержания подсудимого по делу о халифате отверг обвинения в пытках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Кантемир Желдашев, подсудимый по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата, давал показания добровольно, заявил в суде бывший полицейский, участвовавший в его задержании. Однако другой свидетель опроверг версию обвинения о том, что задержание Желдашева проходило в парке Нальчика 17 апреля 2014 года.
Как информировал "Кавказский узел", дело в отношении десяти жителей Кабардино-Балкарии рассматривается в суде в Ростове-на-Дону с августа 2016 года. На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и убитый при попытке задержания Ибрагим Гугов. На заседании 8 февраля показания в пользу Желдашева дала его девушка, с которой он виделся перед задержанием.
Подсудимый Желдашев обвиняется во вступлении в незаконное вооруженное формирование (ст. 208 НВФ УК РФ), покушении на свержение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), незаконном обороте оружия в организованной группе (ч. 3 ст. 222 УК РФ). Согласно озвученным в суде протоколам личного досмотра, 17 апреля 2014 года у Желдашева были изъяты граната, запал, наркотики, патроны, строительные дюбели, батарейки, металлическая скоба и изолента.
21 февраля в Северо-Кавказском окружном военном суде посредством видеоконферецсвязи были допрошены двое свидетелей защиты из Нальчика. Они давали пояснения по поводу личного досмотра Желдашева, в ходе которого у подсудимого были найдены и изъяты ряд предметов, в том числе запрещенных к обороту, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании суда.
Первым был допрошен Андрей Иванович Пархоменко, дворник из сквера "Дружба", расположенного в Нальчике на пересечении проспекта Ленина и улицы Осетинской.
Согласно материалам дела, именно в этом сквере 17 апреля 2014 года происходил личный досмотр Желдашева. Его защита уверена, что Желдашев был задержан вечером 16 апреля 2014 года после встречи с девушкой.
Отвечая на вопросы адвокатов, свидетель пояснил, что работает в сквере с 05.30 до 13.00, в его обязанности входит собирать бумажки, мусор, чистить урны и докладывать старшему мастеру о подозрительных предметах.
Адвокат Логинов огласил протокол личного досмотра Желдашева, согласно которому он начался 17 апреля 2014 года в 05.45 и закончился в 06.20.
"Вы видели в этот день и в это время каких-нибудь людей, полицию в сквере?" - спросил защитник.
Свидетель ответил, что полицию он в этот день не видел.
Также Пархоменко поставил под сомнение версию обвинения о том, что часть предметов Желдашев положил в пакет и спрятал под елку в парке "Дружба". По его словам, под елку ничего в парке не имеет смысл прятать, потому что все легко просматривается. Ничего странного под елками дворник в апреле 2014 года не замечал, отметил свидетель.
Свидетель Аскер Абубекиров заявил, что работал в полиции с 2009 года по декабрь 2016 года, когда в отношении него завели уголовное дело. По словам свидетеля, в настоящее время Абубекиров в полиции уже не работает, однако в апреле 2014 года именно он, согласно озвученному в суде протоколу досмотра, достал из куртки Желдашева гранату и обнаружил пакет с другими предметами под елкой в парке.
Бывший сотрудник полиции рассказал, что Желдашев в процессе досмотра сам ему признался, что пакет под елкой принадлежит ему и что оружие и боеприпасы, которые у него нашли, ему были даны для хранения одним из членов вооруженного подполья.
Однако свидетель не смог пояснить, почему допрошенные в суде 4 октября 2016 года понятые Нуретдин Искандеров и Али Мусуков заявили, что не видели своими глазами, как у Желдашева изымались граната и другие предметы, и отказались от своих подписей под протоколами.
"При мне они могли читать, писать, и очки никто не просил. Разговоров таких не было", - отметил Абубекиров.
"Кавказский узел" писал, что 4 октября 2016 года на заседании суда понятые при личном досмотре Желдашева отвергли собственные показания о том, что наблюдали процесс изъятия у подсудимого гранаты и других вещдоков. В частности, Нуретдин Искандеров сказал, что расписался в протоколе, прочитав его "слегка", поскольку плохо видит без очков.
Защитник Логинов указал на то, что протоколы опроса и допроса Желдашева, сделанные в один и тот же день, 17 апреля 2014 года, но в разное время, совпадают слово в слово и имеют одинаковые грамматические ошибки. На этих допросах Желдашев, по версии следствия, свободно и без всякого давления, а, по версии защиты, под пытками признал себя членом НВФ.
Абубекиров ответил, что Желдашев давал идентичные показания, но затруднился пояснить наличие одинаковых грамматических ошибок в обоих текстах.
Далее подсудимый Желдашев поинтересовался у свидетеля, присутствовали ли на его допросе сотрудники центра по противодействию экстремизму. Однако свидетель дал отрицательный ответ.
На прямые вопросы защитников о применении к Желдашеву физического насилия свидетель сказал, что полицейские дают присягу, и если где-то полицейские и могут пытать, то не в Нальчике. Эти слова вызвали смех, шум и выкрики в зале судебного заседания.
После допроса свидетелей суд объявил перерыв до 10.30 13 марта. Длительный перерыв в слушаниях связан с занятостью судей в другом процессе.
Комментариями от участников процесса относительно хода судебного заседания "Кавказский узел" пока не располагает.
Новости о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе собраны "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08