Слова Балагова о кабардинской идентичности возмутили пользователей соцсетей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Адыги раскритиковали заявление режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, хотя и является представителем этой национальности. Полемику вызвал и рассказ Балагова о межнациональных конфликтах в Нальчике в пору его детства.
Как писал "Кавказский узел", фильм "Теснота" выйдет в российский прокат 27 июля. Фильм куплен для проката в столице Кабардино-Балкарии, кинокартина будет демонстрироваться в Нальчике с 3 августа.
Адыги раскритиковали заявление Балагова о том, что он далек от их культуры
По признанию Кантемира Балагова, его родители - кабардинцы, при этом сам он никогда не чувствовал себя представителем этой национальности.
"У меня и мать, и отец кабардинцы… Я и до всего этого (до того, как его фильм получил призы на международных кинофестивалях, – прим. "Кавказского узла") не чувствовал себя кабардинцем, у меня нет никакой привязанности к этим традициям, к этой культуре. Я же даже кабардинского языка не знаю", - заявил Кантемир Балагов в интервью газете "Коммерсант", опубликованном на сайте издания 21 июля.
На вопрос, почему режиссер снимает фильм о том, как людям тесно в национальных традициях и культуре, Балагов ответил: "Потому что эта теснота есть внутри каждого, кто вырос на Кавказе. Мы все несем ее в себе".
Эти заявления Балагова вызвали дискуссию среди относящих себя к адыгам пользователям Интернета.
В Кабардино-Балкарии все, в том числе и власти, радовались победе Балагова на кинофестивалях, сообщила журналистка из Нальчика Ольга Мальбахова, по мнению которой, молодой режиссер "умудрился восстановить против себя приверженцев адыгской культуры".
"Что черкес победил в Каннах, что он теперь наша знаменитость, что теперь у нас есть "свой" кадр, которого предполагалось чествовать и т.д., как обычно это делают в республике... У человека мира и человека творчества прежде всего должна быть ранима душа. И отрекаться публично от своих корней - это не только издержки воспитания, это начало конца. Никогда еще человек без души не становился любим и известен", - написала Ольга Мальбахова на своей странице в Facebook.
Под ее комментарием образовалась целая ветка с комментариями заявления молодого режиссера. "С кабардинцами проблем вообще нет - парень не понимает в принципе, что кабардинец - обозначение проживающего на определённой территории - в данном случае - в Кабарде. Но если он решил сыграть роль гонимого гения – думаю, что традиционное общество ответит ему достаточно жёстко", - считает Аслан Бешто.
"А я думаю, никакой жесткости со стороны традиционного (не знаю, правда, что Вы под этим имеете в виду) общества не предвидится. Потому что роль гонимого надумана. Общество (традиционное или нетрадиционное) его просто не заметит", - ответила ему Римма Кумышева.
Джабраил Тайсаев в свою очередь указывает на молодость Балагова, считая, что с годами у режиссера может поменяться мироощущение. "Я хоть и полностью солидарен с мнением Ольги, но я бы сделал поблажку на возраст, медные трубы, мировоззренческую незрелость, юношеский максимализм и стремление быть человеком мира в целом, а не только своего этнического мирка ... Поживём, увидим. Если есть в нём какое-то зерно и какой-то стержень, он всё равно вернётся к своим корням… у меня мнение такое - талантливому человеку, если его искусство чистое и духовное, можно простить многое, но тоже лишь до поры до времени", - отметил Джабраил Тайсаев.
Его точку зрения разделяет и пользователь под ником Madina Pashtova. "Вчера в семье перессорились из-за его интервью)) Хочется все же верить в некоторую случайность этих слов...", - написала она.
Виктор Морозов счел, что своими заявлениями Балагов показал отсутствие чувства такта и патриотического воспитания: "Отсутствует, наверное … чувство такта и, возможно, патриотическое воспитание. Но каждый имеет право на свою позицию в любой плоскости обсуждения по любому вопросу".
Пользователь под ником Светэ Алъхъэс, согласившись с мнением Ольги Мальбаховой, назвала Балагова "Иваном, не помнящим родства", а Тамара Тхапсаева пожалела земляка, предположив, что "жизнь все расставит по местам", так как тот, кто "не знает своего прошлого, в том числе истории и культуры своего народа", не имеет и будущего.
Совершенно другого мнения придерживается пользователь с ником Аслан Ф: "Его [Балагова] слова лишь подчеркивают, насколько не просто быть кабардинцем, адыгом. Пусть будет счастлив в своей ипостаси. Его слова, возможно, пойдут на пользу тем, кто не задумывался, что это значит - быть кабардинцем. Где-то в глубине души я даже благодарен, что он привлек внимание к этому".
Хаджимурат Хакуашев назвал Кантемира Балагова "молодым мастера эпатажа", а пользователь под ником Ashamaz Shomakho сообщил, что таких, как Балагов, в Нальчике очень много: "Таких как он, то есть не знающих родного языка и не чувствующих связи со своим народом, полно в Нальчике. И он, скорее всего, подразумевал не то, что он не хочет быть кабардинцем, а то, что в него с детства не вложили родной язык и родную культуру". По мнению этого участника дискуссии, Балагов не отказался от своей идентичности своим осознанным выбором: "В нем просто эту идентичность не взрастили".
Критикуют Балагова за его высказывания и в группе "Адыгэ гуп" соцсети "ВКонтакте", где первым стоит ироничный пост пользователя под ником Азамат Адыгский: "Адыги гордятся адыгом, который гордится тем, что не ощущает себя адыгом".
"Персоной нон грата КБР надо сделать, что тут ещё сказать!" - в частности, пишет Инал Абрамов. "Не достоин носить адыгскую фамилию", - вторит ему Керкет Зихов. Ислам Шинахов пытается рассуждать. "Вот к чему мы скатываемся - вакуум в сердцах людей. Он не привязан к этой культуре и к этим традициям лишь потому, что понятия о них не имеет", - пишет он. "Как можно не чувствовать себя тем, чем ты являешься по сути? По-моему это то же самое, что быть парнем, а чувствовать себя девушкой! По крайней мере так же странно и не нормально", - считает пользователь под ником Валя Сочи, которая призналась, что она сама из шапсугов - субэтноса адыгейцев.
Со временем к молодому режиссеру придет осознание того, что он адыг, уверен Аслан Касог. "Придет время, он станет взрослым человеком, и в один прекрасный день он дико пожалеет о своих словах, но к тому моменту никто его уже не будет считать за адыга", - написал Касог в группе "Черкесский взгляд".
Назир Докшукин в сообществе "New Nalchik" пишет, что гордился тем, что представитель его национальности получил признание на кинофестивалях: "Был рад, что он кабардинец и достиг чего-то, как оказалось, зря".
Балагов рассказал о межнациональных конфликтах в Нальчике в пору его детства
В Нальчике, по словам Кантемира Балагова, ему запомнились драки между представителями разных национальностей.
"В Нальчике вообще межнациональные конфликты очень остро ощущались, постоянные оскорбления на национальной почве, драки — между русскими и кабардинцами, между кабардинцами и балкарцами", - заявил Балагов в интервью "Коммерсанту". По его словам, многие из друзей в его компании были русскими, но "уже ассимилированными - у них уже были понятия "кавказского парня", отметил режиссер.
Отвечая на вопрос, почему герои его картины "Теснота" евреи и кабардинцы, а не русские и кабардинцы, Балагов ответил, что пытался показать силу "догмата традиций и правил".
"Герой фильма Залим, парень, в которого влюблена главная героиня Илана, в отличие от нее, не может переступить через традиции своего народа и остаться с ней, потому что его семья против союза с еврейкой. Русская семья не была бы против. А кабардинская семья будет против еврейки — и еврейская семья будет против кабардинца. В обоих этих народах, как мне кажется, слишком силен догмат традиций и правил. И мне важно было показать, что героиня может переступить через это все, а герой — нет. Потому что кавказские мужчины слабее женщин. Ну, мне так кажется", - рассказал Кантемир Балагов.
По словам режиссера, хронику с кадрами времен чеченской войны, которая показана в фильме, он сразу намеревался использовать в своем фильме. Балагов рассказал, что смотрел эти кадры со школьными приятелями дома, прогуливая урок.
"И это очень острое мое воспоминание. Многие обвиняют меня в том, что это провокация ради провокации, на этом моменте и в Канне, и на "Кинотавре" люди выходили из зала. Но я был уверен в ней с самого начала. Конечно, когда мы ее смотрели, войны уже не было, но все равно была опасность, что все может повториться. Она, в общем-то, остается до сих пор", - заявил Балагов.
По его словам, для него было важно, что фильм отчасти основан на реальных событиях. "Эта близость Чечни, которая пыталась отделиться, и в Нальчике тоже были одно время смутные настроения", - подчеркнул Кантемир Балагов.
В другом своем интервью - телеканалу "Дождь", размещенному на его сайте 7 июля, Кантемир Балагов также указал на события в Чечне в описываемое в его фильме время как на важную составляющую.
"Надо понимать, что это очень близко к нам, это не так далеко… И это в любой момент, в принципе, могло бы перейти и к нам. Конечно, мы увидели это уже после войны (кадры чеченской войны, - прим. "Кавказского узла"), это был 2002 или 2003 [годы], я уже не помню. Но всё равно ситуация накаленная на Северном Кавказе была в то время", - заявил режиссер.
Сегодня, на его взгляд, "стало потише". "Я не знаю, или это стало потише, или это всё-таки такой спящий режим, потому что сейчас меньше конфликтов на национальной почве. Потому что тогда это всё-таки был распад большой страны, и на фоне этого каждый народ пытался самоидентифицировать себя", - сказал Балагов.
Примечательно, что и слова Балагова о межнациональных конфликтах в Нальчике также вызвали негативную реакцию его земляков.
"Я … не понаслышке знаю, что творилось в городе в начале 90-х. И не было там драк между русскими и кабардинцами и "постоянных оскорблений на национальной почве". Единичные бытовые случаи бывают всегда и везде. А приводить эти факты как массовые и широко распространённые не менее некорректно, чем суть обсуждаемых тут мыслей", - написал пользователь под ником Murat Kashirgov в комментариях к критическому посту на странице Ольги Мальбаховой в Facebook.
С ним согласна и Римма Кумышева, написавшая там же: "Вы, например, помните драки между русскими и кабардинцами в 90-х годах? Никто не помнит, потому что их не было. В 70-х, которые я застала, были драки между аульскими и городскими, между кенженскими и городскими, между хасаньинскими и городскими. Были драки между представителями разных районов внутри города. А в каком городе таких юношеских драк по территориальному признаку не было?"
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в конце мая Кантемир Балагов запретил показывать в Нальчике свой фильм "Теснота", мотивировав это реакцией городских властей. "Проката и показа "Тесноты" в Нальчике не будет! Это мое решение, и оно окончательное. Мне очень жаль, но пробить глухоту официальных представителей КБР невозможно. Я не хочу выслушивать от них: "Наш город самый лучший и светлый город в России" и "Межнациональных конфликтов у нас никогда не было", - сообщил тогда Балагов. В ответ начальник управления культуры администрации Нальчика Мадина Товкуева заявила, что не видит угрозы имиджу города со стороны фильма. Жители Нальчика назвали решение режиссера странным.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38