Активисты раскритиковали режиссера Балагова за отказ от черкесской идентичности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Слова режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, вряд ли когда-либо забудут в республике, считает черкесский активист Андзор Кабард. Черкесов возмутила попытка режиссера дать оценку культурному багажу народа, заявил заместитель председателя "Адыгэ Хасэ" Аскер Сохт. Заявления Балагова продиктованы конъюнктурой и желанием соответствовать "европейским трендам", считает культуролог Сулиета Кусова.
Как писал "Кавказский узел", режиссер фильма "Теснота" Кантемир Балагов заявил, что не считает себя кабардинцем, хотя и является представителем этой национальности. Это заявление режиссера вызвало дискуссию среди относящих себя к адыгам пользователей Интернета, которые раскритиковали слова Балагова.
"У меня и мать, и отец кабардинцы… Я и до всего этого (до того, как его фильм получил призы на международных кинофестивалях, – прим. "Кавказский узел") не чувствовал себя кабардинцем, у меня нет никакой привязанности к этим традициям, к этой культуре. Я же даже кабардинского языка не знаю", - заявил Кантемир Балагов в интервью "Коммерсанту", опубликованном на сайте издания 21 июля.
На вопрос, почему он снял фильм о том, как людям тесно в национальных традициях и культуре, Балагов ответил: "Потому что эта теснота есть внутри каждого, кто вырос на Кавказе. Мы все несем ее в себе".
Андзор Кабард: кем себя ощущает Балагов - его личное дело
Черкесский активист Андзор Кабард, проживающий в США, заявил корреспонденту "Кавказского узла", что, то, как себя ощущает режиссер Балагов — его личное дело.
"Господину Балагову 26 лет, то есть это взрослый мужчина в расцвете сил. Кем он себя ощущает - его личное дело. Перепись 2010 года показала, что в России живут даже эльфы и хоббиты. Вряд ли их родители относились к этим общностям. Принадлежность к черкесской нации или, уже к ее кабардинской отрасли, как и любая подобная групповая идентификация, не является "обязаловкой", за этим не стоит аппарат государственного принуждения. За этим только обаяние, престиж и бэкграунд славного имени, наследие предков, надежды на общее будущее и борьба за него в настоящем", - рассказал он.
По мнению Андзора Кабарда, люди разочаровались в своем земляке и вряд ли эти слова ему в республике когда-либо забудут.
«Это обычное разочарование: люди начинали гордиться успехами выросшего среди них земляка и сородича, а тот сказал, что он им никто и отношения к ним не имеет. Ну и выругались в сердцах на "безродного", - полагает он.
Активист считает, что никакой тенденции к отречению от национальной идентичности и восприятию ее как тесных рамок не существует.
«Личный выбор Кантемира Балагова касается только его. Никакой подобной "массовой тенденции" среди черкесов в Кабарде нет», - указал он.
Андзор Кабард также уверен, что никакого традиционалистского общества в Кабарде не осталось.
«Нет в Нальчике какого-то "традиционалистского общества", о котором так любят говорить. Есть намеренно загнанный Москвой в депрессию регион - так легче командовать, когда кормишь с руки. Но просто подавляющее большинство адыгов помнят и ценят свои корни»,- резюмирует Андзор Кабард.
Аскер Сохт: подобные заявления в среде адыгов - исключение
Заместитель председателя общественной организации "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что реакция адыгов была острой, потому что заявления режиссера Балагова, показались неожиданными.
«Все-таки Кантемир Балагов, несмотря на незнание языка, кабардинец и вырос в Нальчике. Кабардинский язык всегда был распространен в городе, культура влияла на социальную жизнь. Поэтому слова режиссера вызвали недоумение и возмущение», - пояснил он.
Сохт также не видит тенденции в отрицании этнической идентичности на Северном Кавказе.
«Если он отрицает свою национальную идентичность, то это его самосознание, внутренний мир человека, и никто не может лишить его такого права. Есть люди, имеющие такое же ощущение. Есть люди, которые отталкиваясь от родных берегов, хотят прибиться к другому берегу. Мне лично, конечно, непонятно, к какому именно берегу он хочет причалить. Заявления Балагова на Северном Кавказе, среди адыгов, это скорее исключение, противоречащее тенденции у молодежи. Наоборот, в молодежной среде черкесов существует очень большой интерес к собственному языку, культуре, искусству, истории и прочему. Нынешняя адыгская молодежь гораздо в большей степени ориентирована на свою этничность, чем предыдущие, выросшие в советское время поколения», - отметил он.
Но, по словам Сохта, вызвала возмущение попытка Балагова дать оценку культурному багажу народа, которые носят конъюнктурный характер.
«Я убежден, что не зная языка, трудно судить о богатстве культуры, литературы, нартского эпоса. И вот человек, оторванный от собственной культуры, вероятно, ввиду воспитания в семье, берется говорить об этой культуре. В действительности, высказывания об ощущениях режиссера носят конъюнктурный характер. Имеется такая категория людей, которая, получив мимолетную славу, начинает свысока смотреть на ту среду, из которой он происходит, которая его взрастила», - считает он.
«Для культурного человека не существует иерархии культур, что кто-то передовой, кто-то отсталый. Попытка свысока глядеть на свою или соседнюю культуру, это в реальности не совсем культурно», - подытожил Аскер Сохт.
Сулиета Кусова: заявления Балагова продиктованы желанием соответствовать "европейским трендам"
Президент кинофестиваля «Кунаки», культуролог Сулиета Кусова считает, что заявления Кантемира Балагова продиктованы конъюнктурой и желанием соответствовать «европейским трендам», но при этом расходятся с тенденциями на Северном Кавказе.
"В словах отрицания собственной национальной идентичности молодого режиссера Кантемира Балагова выражен какой-то банальный космополитизм. Он должен принадлежать какой-то национальной культуре. «Бесполых» и беспочвенных художников не бывает», - заявила Кусова корреспонденту "Кавказского узла".
Кусова не понимает, что хотел сказать режиссер таким самоотвержением от собственного народа, и называет такое явление «манкуртизмом».
«Ведь даже язык — это не основной признак. Он в любом случае кровно, генетически связан с адыгами, с кабардинским народом, с Кавказом. Кабардинцы меня, как адыгейку, еще в 1970-е годы поразили своей хабзэ, своей приверженностью традиционному черкесскому этикету. Это очень ритуальный народ. И то, что этот молодой режиссер говорит, необычно. Манкурт-кабардинец - это аномалия», - заявила она.
При этом, по словам Кусовой, никто не призывает к архаике, к «возвращению в сакли и к мамалыге».
«Но традиции народа должны работать в новом контексте. Иначе мы никто», - добавила она.
По ее мнению, тенденция среди молодежи на Северном Кавказе совсем иная, преобладает чуткое отношение к своей идентичности, привязанность к собственному народу, и к этому нужно серьезно относиться всем.
«Кантемир Балагов — это странное исключение. Это не тренд среди молодежи на Кавказе. Это его головокружение от успехов», - пояснила культуролог.
Она в свете высказываний Балагова довольно критически относится и к концепции фильма «Теснота».
«Фильм «Теснота» - это неправда. Там все натянуто, и прежде всего тема «тесноты» национальных рамок. Ведь сам Балагов ничего этого не видел. Это, как сам он сообщал, ему «папа рассказывал». На самом деле, то был слом эпохи, наступление «железного, кровавого века» на национальные миры. Как писал Осип Мандельштам: "Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать". А он (Балагов) не связал. Он сделал идеологический фильм, лубок на потребу ложной идеи. Хотя не сомневаюсь, что технологически он сделал его правильно, профессионально. Все-таки он ученик Сокурова и удостоился внимания Каннского фестиваля», - отметила Кусова.
По ее словам, в настоящее время на Северном Кавказе фактически нет своей кинематографии.
«Все, что было при СССР, распалось… И вот Сокуров подготовил 13 молодых режиссеров родом с Кавказа. Сокуров готовил учеников, чтобы они не отрывались от своей почвы, были бы носителями культуры своего народа, его главный тезис можно выразить фразой: «Помни имя свое». А Кантемир Балагов таким заявлением изменил учителю», - считает культуролог.
Она полагает, что если Балагов оторвется от корней, он обезличится как режиссер.
«Есть же французское или итальянское кино, а есть кавказское со своей стилистикой и духом. А режиссеров-космополитов море. Он хочет быть равным среди многих, а может быть один такой среди многих. К сожалению, никто не может ему рассказать это. И родители его этого тоже, видимо, не понимают. Они, как и он, обрадовались, что его восторженно приняла Европа. Но, как говорится, «что русскому хорошо, то немцу — смерть», так и нам не все подходит, что в Европе принимается», - указывает Кусова.
Она выразила обеспокоенность судьбой других кавказских учеников Александра Сокурова.
«Группа, выпущенная Сокуровым, в настоящее время в подвешенном состоянии. Он не может постоянно их опекать и находить им спонсоров. Это задача государственной важности - сохранить их как единый организм и создать молодое кино Кавказа. И очень не хотелось бы, чтобы их постигла судьба Кантемира Балагова. Чтобы их разобрали на ярмарке на конъюнктурные проекты», - заключает Сулиета Кусова.
Режиссер Кантемир Балагов пока не ответил на предложение "Кавказского узла" разъяснить свою позицию по национальной идентичности и приверженности культурной почве.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в конце мая Кантемир Балагов запретил показывать в Нальчике свой фильм "Теснота", мотивировав это реакцией городских властей. "Проката и показа "Тесноты" в Нальчике не будет! Это мое решение, и оно окончательное. Мне очень жаль, но пробить глухоту официальных представителей КБР невозможно. Я не хочу выслушивать от них: "Наш город самый лучший и светлый город в России" и "Межнациональных конфликтов у нас никогда не было", - сообщил тогда Балагов. В ответ начальник управления культуры администрации Нальчика Мадина Товкуева заявила, что не видит угрозы имиджу города со стороны фильма. Жители Нальчика назвали решение режиссера странным.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29