Призыв в армию в Азербайджане по законам базара
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В четвертый раз в этом году Азербайджан потрясает лихорадка призыва в армию. Формирование вооруженных сил страны традиционно сопровождается коррупцией, слезами и скандалами.
Молодые мужчины концентрируются в эти дни на окраине Баку, в Биладжаринском районе, где находится республиканский пpизывной пункт. Именно отсюда четыре раза в год призывники от 18 до 35 лет распределяются по военным частям страны.
Призывной пункт состоит как бы из двух частей - внешнего и внутреннего двора. Снаружи стоят родственники будущих солдат, с трепетом ожидая известий о том, куда будет отправлен на 18 месяцев срочной службы сын, брат, племянник.
Здесь же в обилии разместились всевозможные торговые точки, сразу в нескольких местах не слишком большого двора жарят на продажу шашлыки, раскрыты двери чайханы. Между взбудораженными родственниками крутятся офицеры низшего звена, предлагая свои посреднические услуги.
Автору этого материала, который тоже побывал здесь, провожая своего родственника, предлагали за 100 долларов "купить" место в одной из немногих военных частей, где ситуация несколько лучше, чем в большинстве других - не так широко распространены болезни и лучше кормят солдат. Спросом пользуются также те части, которые удалены от Карабаха - зоны потенциального конфликта.
Все жители Азербайджана, от простых людей до высокопоставленных чиновников, хорошо знают о существовании своеобразного "рейтинга" военных частей. Все они делятся на три категории - в зависимости от природных условий, честности местных командиров или близости к фронту существуют хорошие, неплохие и опасные места срочной службы.
При этом, если суммировать рассказы дембелей, их родственников и правозащитников, получается, что к третьей категории относится абсолютное большинство военных частей.
В Баку, например, служить гораздо легче и престижнее. Самое же неблагодарное место - это позиции в горах Муpов.
Это место совсем рядом с Карабахом, то есть с потенциальной линией фронта. Кроме того, здесь каждый год гибнут солдаты - под снежными лавинами или просто от холода.
CRS уже писал о беспределе в азербайджанской армии, когда в августе этого года по вине командиров, заставлявших солдат работать в очень жаркие дни, от солнечного удара погибли сразу 8 молодых людей. (CRS, N140).
В этой ситуации свободно расцветает коррупция, в которую оказываются вовлечены сразу несколько слоев общества.
Наименьшие деньги нужно заплатить за то, чтобы проникнуть во внутренний двор призывного пункта, где будущие солдаты проходят медицинское обследование и процедуру распределения по воинским частям. Автора этой статьи охраняющий вход солдат впустил за 2 доллара.
Внутри тоже оказались закусочные, чайханы, где цены в 2-3 раза выше, чем тут же, на улице, и даже небольшая уличная рулетка, вокруг которой толпятся призывники. Этот последний факт тем более удивителен, что в Азербайджане азартные игры вообще запрещены.
Но основные суммы, которые оказываются в руках у всей этой "инфраструктуры" - это деньги, которые дают в виде взятки за отсрочку от призыва или за полное от него освобождение.
Молодой человек по имени Hаил прибыл сюда из северного района Азербайджана - Закаталы. "В первый раз меня призвали в армию год назад, но я заплатил местному военному комиссару 200 долларов и получил на год отсрочку. Hо в этом году мы не смогли достать эту сумму", - рассказал Гулиев IWPR.
Обидная история случилась с Магомедом из Белоканского района. "Месяц назад я отдал в своем комиссариате 150 долларов за то, чтобы они меня на год вычеркнули из списков. А тут неожиданно комиссара уволили, он уехал, а деньги мне никто не вернул. И вот сейчас призвали в армию", - рассказал он IWPR.
Все призывники и их родственники хорошо знают таксу на то, чтобы получить полное освобождение - заплатишь 800-1000 долларов и получишь в свой военный билет нужную запись, - говорят они.
Другой молодой человек - Самиp из Ленкоpана - еще не прошел медкомиссию, но уже знает, где будет служить. "Мы отнесли нашему районному комиссару в конверте 150 долларов и он обещал, что я останусь в Баку", - сказал он IWPR.
Стоя в толпе родственников, автор этой статьи узнал также, что можно откупиться и прямо в Биладжаpах. Новобранец Вугаp Оpуджев из Шеки рассказал IWPR, что он был в списках тех, кого отправят в часть в Бейлаганском районе, где жарко, малярия и голод. "Но я дал одному офицеру 40 долларов, и он вычеркнул его имя из списка. Теперь жду отправку в Астару, на границу с Ираном - там гораздо лучше", - говорит он.
После беседы со многими и многими людьми как на республиканском призывном пункте, так и вне него сложилось впечатление, что до Биладжаpы доходят только те призывники, которые или действительно хотят служить в азербайджанской армии (а таких остается все меньше и меньше), или не в состоянии откупиться.
Но даже им все равно приходится нести расходы. Раньше за доставку призывников в республиканский призывной пункт платили местные военные комиссариаты, теперь каждый вынужден добираться в Биладжары за свой счет. Дорожные расходы составляют не менее 15 долларов - в то время, как средний заработок жителей провинции равен примерно 20 долларам в месяц. А по прибытии в Биладжары может случиться так, что призывника отправят в его воинскую часть не в тот же день. В таких случаях он вынужден сам искать себе ночлег. Здесь же рядом приезжим предлагают комнатушку без всяких бытовых условий за 5 долларов на ночь. Один из хозяев таких "комнат", который отказался назвать себя, сказал IWPR, что половину этой суммы отдает в виде дани военному комиссариату.
Если учесть, что процедура призыва в Азербайджане повторяется 4 раза в год и каждая кампания длится до 20 дней, получается, что военные разных рангов в Биладжарах имеют огромные "левые" доходы.
Трудно поверить, что подобную схему выкачивания денег республиканский комиссариат установил без ведома министерства обороны. Однако IWPR получил в этом ведомстве полную отповедь. "Того, о чем вы говорите, просто не может быть", - заявил IWPR руководитель пресс-службы министерства обороны Азербайджана полковник Рамиз Меликов. "Если у вас имеются факты, обратитесь ко мне в письменной форме, и если хотя бы один из них подтвердится, мы примем самые суровые меры", - сказал он.
Иной точки зрения придерживаются правозащитники. "я называю геноцидом молодежи все эти преступления при призыве на воинскую службу и во время неё", - заявила IWPR Таисия Гордеева, заместитель председателя общества "Солдатские матери".
Гордеева говорит, что у нее есть много фактов, когда в армию оказываются призваны люди, негодные к воинской службе по состоянию здоровья. Hапример, рассказала она, с недостатком веса в армию призвали Романа Алиева. Вскоре он оказался в госпитале, где был установлен диагноз "нейроциркуляторная дистония кардиального типа". "Для чего нужен нашей армии солдат, служба которого проходит с постоянным пребыванием в санчасти и вообще угрожает его жизни?" - возмущается Гордеева.
"Говорят о патриотизме, а в армии служат только бедные, кто не имеет денег для откупа", - сказал также IWPR независимый эксперт Зардушт Ализаде.
Опубликовано 11 октября 2002 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13