Уложение о военном управлении
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
4 октября 2002 г., cпустя три года после начала ввода федеральных войск в Чечню, Президент Российской Федерации Владимир Путин своим указом ? 1120 утвердил "Временное положение о военных комендатурах, дислоцированных на территории Чеченской Республики".
* * *
Собственно, сам Указ на так интересен, и формально меняет лишь две строчки в прошлогоднем Указе "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации"(1) - "военный комендант зоны безопасности Чеченской Республики" теперь будет называться "военным комендантом Чеченской Республики", на самом деле речь идет о серьезных изменениях в деятельности и в соподчиненности федеральных органов исполнительной власти в Чечне. Указ, по сути, впервые открыто провозглашает не просто элементы чрезвычайного положения, но введение в республике военного управления.
Согласно "Временному положению", среди задач комендатур - участие в выработке и реализации мер по пресечению террористической деятельности, в этой связи - "координация деятельности администраций"; содействие МВД и ФСБ в обеспечении законности, порядка и безопасности. Кроме того, комендатура курирует формирование местных органов внутренних дел.
Что до конкретных действий, то здесь перечислен ряд полицейских функций: "содействие специальным силам... в проведении специальных мероприятий по розыску и задержанию... и непосредственное участие в этих мероприятиях"; участие в изъятии оружия и боеприпасов; участие в блокировании дорог и населенных пунктов, в обеспечении "комендантского часа"; проверка документов, задержание, доставка задержанных (в частности, "при незаконном проникновении или попытке проникновения в зону проведения контртеррористической операции"); "проведение личных досмотров граждан" и обысков. Военные, в том числе и комендатуры, и раньше всем этим занимались - теперь эта деятельность но поставлена под руководство военных комендантов.
Кроме того, комендатуры теперь обеспечивают "транспортировку и сохранность денежных средств", оказывают помощь при "выдаче заработной платы, пенсий, пособий, осуществлении других выплат", "доставке гуманитарных и иных грузов населению", и "содействие... в распределении гуманитарной помощи".
* * *
Так что же это - первый шаг на пути заполнения правового вакуума, дополнение бездействующих законов заставлюящими их работать подзаконными актами? Или - попытка защитить гражданское население от произвола людей в форме, теперь не приказом командующего группировкой, но указом Президента?
Внимательно прочитав "Временное положение", понимаешь, что речь в нем вовсе не идет о восстановлении непрерывности правового пространства. Власть по каким-то своим соображениям по-прежнему не вводит в Чечне в установленном законом порядке чрезвычайное или военное положение. Однако, если осознана губительность правового вакуума, можно было бы ожидать от указа "хитрости" - повторения формулировок Закона о чрезвычайном положении без его формального введения. Однако из текста Временного положения видно, что его авторы вряд ли списывали его с Закона о ЧП.
Впрочем, в тексте временного положения впервые легализована чрезвычайная норма, не кодифицированная ранее, но ставшая в современной России обыденной: проверка у граждан удостоверяющих личность документов, без каких-либо на то причин. Эта повседневная процедура до сих пор была противозаконной - теперь же, в соответствии с "Временным положением", отсутствие документов само по себе является основанием для задержания граждан, даже если они не подозреваются в совершении противоправных действий. Также комендатуры получили право задерживать людей не только в "зоне контртеррористической операции", но и за ее пределами - "за действия, связанные с попыткой проникновения".
Вообще, авторы "Временного положения" шли "от земли", перечисляя задачи, уже повседневно решаемые комендатурами. При этом документ призван повысить место комендатур среди силовых структур, действующих в Чечне. Речь идет об изменении иерархии, хотя формально вносятся исправления в две строчки в прошлогоднем Указе ? 61. Теперь коменданты координируют деятельность всех территориальных силовых структур в Чечне, гражданских ведомств и местной администрации. Военные комендатуры оказываются едва ли не выше районных отделов МВД и ФСБ, хотя последняя служба формально по-прежнему остается ответственной за проведение "контртеррорирстической операции".
При этом заметно, что "положение" готовилось в спешке, на стол Президенту попало сырым, и даже вряд ли прошло обязательную для таких документов лингвистическую экспертизу: невооруженным глазом видно отсутствие согласования между разными его пунктами, некоторые фразы и абзацы дописывали на ходу, без последующей редактуры.
С правами человека еще проще - о них во Временном положении не сказано ни слова. Тем более, не стоит искать какую-либо преемственность с мартовским Приказом ? 80 командующего Объединенной группировкой и другими подобными документами - разве что еще раз повторено требование передавать всех задержанных в органы внутренних дел. Само по себе расширение полномочий комендатур вовсе не обязательно ведет к улучшению ситуации, иногда - наоборот. Например, в Урус-Мартановском районе именно в комендатуру ведут следы местных жителей, задержанных "неизвестными лицами камуфляжной форме, приехавшими на БТРах", а затем - "исчезнувших".
Впрочем, среди функций, возложенных "Времеменным положением" на комендатуры, есть и новые: доставка, охрана и распределение материальных благ - как в денежной, так и в материалной форме. Аргументация военных, оставшаяся за рамками текста, очевидна. Во-первых, пресечь вполне реальное разворовывание финансовых средств местной администрацией. Во-вторых, предупредить снабжение боевиков за счет гуманитарной помощи, о котором много говорят "силовики". Неясно, правда, не обернется ли такая борьба с коррупцией простой сменою действующих лиц.
* * *
Очевидно, что введенное в действие Указом Президента "Временное положение" о комендатурах в Чеченской Республике - очередной этап подковерной борьбы федеральных силовых структур. Сомнительно, что этот поспешно подготовленный документ приведет к искоренению там коррупции, восстановлению законности и соблюдению прав человека.
11 ноября 2002 года
* * *
Примечание:
(1) Указ ? 61 от 22 января 2001 г., опубликован: Российская газета, 2001, 23 января; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, ? 31, стр. 3065; ранее изменения и дополнения внесены указами ? 346 от 27 марта 2001 г., ? 695 от 11 июня 2001 г. и ? 818 от 10 июля 2001 г.
источник: Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва)
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43