Переселенцы из Абхазии скептически отнеслись к обещаниям кандидатов в мэры Зугдиди
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Предвыборные обещания кандидатов в мэры Зугдиди относительно жилищной и других проблем вынужденных переселенцев были недостаточно убедительными, сочли опрошенные "Кавказским узлом" переселенцы из Абхазии и признались в отсутствии интереса к сегодняшним выборам.
На пост мэра Зугдиди претендуют 16 кандидатов. Особо острая борьба развернулась между кандидатом от правящей партии "Грузинская мечта - Демократическое движение" Георгием Шенгелия и представительницей оппозиционного альянса, супругой бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили Сандрой Рулофс.
"Были у нас в поселке и Шенгелия, и Сандра Рулофс. Говорили о том, что наши проблемы разрешатся, но когда, как - ничего конкретно не говорили", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель поселка Онария в Зугдидском районе Грузии Мераб Данелия.
В Онарии проживают около 100 семей вынужденных переселенцев, в основном они из Очамчиры и Гальского района Абхазии, сообщил местный житель Михаил. "27 лет назад в Онарии как раз был ликвидирован табачный совхоз. Для его сотрудников при советской власти были построены двухэтажные жилые блоки, по четыре квартиры в каждом. Мы заняли эти помещения, потому что некуда было деваться. Но у каждой квартиры есть хозяин, нам придется рано или поздно куда-то уходить", - сказал вынужденный переселенец корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что в домах, которые заняли переселенцы, нельзя обустроить полноценные ванные комнаты и туалет. "Наша семья шесть лет назад стала в очередь на получение квартиры. Но мы в очереди последние", - сказал Михаил.
Мераб Данелия со своим отцом Михаилом и семья Мамуки Лемонжавы поселились в нежилом здании конторы совхоза. Лемонжава занял первый этаж, а Данелия - второй. Мамука Лемонжава, его жена и дети ютятся в единственной комнате, которая обогревается дровяной печью. Кухню и ванную они оборудовали за занавеской в коридоре первого этажа. В одной из стен этого совмещенного с кухней санузла зияет дыра площадью не менее квадратного метра, прикрытая полиэтиленом. "Дети моются здесь и летом, и зимой. Понятное дело, что зимой холодно, и они часто болеют, приходится много расходовать денег на врачей и лекарства", - пожаловался Мамука Лемонжава корреспонденту "Кавказского узла".
Мераб Данелия на втором этаже отгородил спальню, соорудив дощатые перегородки. Часть полов полностью прогнила, и их пришлось разобрать, а на то, чтобы положить новое покрытие, нет денег, сообщил Данелия. "Если бы хотя бы эту хибару на меня оформили, и то я мог бы хоть как-то улучшить жизнь семьи. Если есть жилье, то банк может выдать кредиты или, например, можно планировать ипотеку. Но я тут временщиком оказался", - посетовал Мераб Данелия.
По словам Данелии, в очередь на получение жилья его ставить отказались. "Шесть лет назад приходили представители министерства по делам беженцев и агенты соцзащиты. Они узнали, что у меня есть работа - получаю 700 лари (25 долларов) за работу грузчиком, - и сказали: если у тебя есть работа, ты устроен", - сообщил Данелия.
Не стоит в этой очереди и Мамука Лемонжава. "Я был в министерстве по делам беженцев шесть лет назад. Уже не помню, к чему придрались, но жилплощадь я не получил - сказали, что не положено", - рассказал он. Лемонжава добавил, что поддержал бы на выборах того, кто пообещал бы переселенцам жилье.
Переселенец из Ткварчели Мурман, живущий в жилом блоке для работников совхоза, уже не надеется на помощь государства. "Уже 27 лет ждем. Никому до нас дела нет. Живу как живется. Надежда только на то, что дети выучатся и найдут себе хорошую работу", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
В Грузии зарегистрировано более 267 тысяч человек, покинувших свои дома после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов и конфликта с Южной Осетией. В марте вынужденные переселенцы из Абхазии провели пикет у здания парламента, потребовав предоставить им жилье.
Представитель Сандры Рулофс Георгий Вашадзе связал решение проблем вынужденных переселенцев со строительством порта в Анаклии. "Конечно, проблема беженцев - одна из самых главных и самых болезненных. Мы считаем, что улучшить жилищные условия и решить проблему с занятостью беженцев в Зугдидском муниципалитете можно при дальнейшем строительстве порта Лазика. Это позволит и построить новые дома, и найти работу для перемещенных лиц", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Георгий Вашадзе. Связаться со штабом Георгия Шенгелии, чтобы спросить, каким видит решение жилищной проблемы переселенцев этот кандидат, корреспонденту "Кавказского узла" пока не удалось.
Строительство глубоководного порта Анаклия на Черноморском побережье Грузии началось в декабре 2017 года. Стоимость проекта оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Возбужденное в 2018 году дело против "ТВС банка", связанного со стороительством, может отпугнуть инвесторов от порта Анаклия, заявили в марте 2019 года опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как сообщал "Кавказский узел", жители приграничного Гальского района Абхазии призвали мэра Зугдиди, который будет избран по итогам сегодняшнего голосования, улучшить инфраструктуру и сферу занятости населения.
Для голосования на промежуточных выборах в парламент и органы местного самоуправления, которое проходит сегодня в ряде городов Грузии, открыты 410 избирательных участков. "Кавказский узел" размещает новости о голосовании на тематической странице "Лето-2019: Южный Кавказ выбирает".
источник: корреспондент "Кавказского узла"