Подсудимый по делу Цкаева отказался от прежних показаний
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обвиняемый по делу о смерти Владимира Цкаева, умершего после допроса в полиции во Владикавказе, Азамат Цугкиев вновь отказался давать показания. К нему присоединились другие подсудимые - Спартак Бузоев и Олег Дзампаев, причем последний отказался и от показаний, данных в ходе предварительного заключения.
Как писал "Кавказский узел", суд в Северной Осетии начал рассматривать дело Владимира Цкаева в январе 2019 года. Сторона потерпевших заявила о затягивании процесса: так, результатов повторной судебно-медицинской экспертизы ждали семь месяцев, причем они не дали однозначных выводов о причинах смерти Цкаева. Согласно результатам повторной экспертизы, наиболее вероятной причиной смерти Цкаева стала тяжелая черепно-мозговая травма. 14 сентября суд приступил к допросу обвиняемых, однако первый же из них, Азамат Цугкиев, отказался давать показания, пока не будут исследованы доказательства по делу.
39-летний Владимир Цкаев, примерный семьянин и отец двоих детей, умер после допроса в отделе полиции города Владикавказа в ночь на 1 ноября 2015 года. В причастности к смерти Цкаева обвинены 10 полицейских. Их пытались отпустить на свободу, но митинги и замена следователей не дали спустить дело на тормозах, говорится в справке "Кавказского узла" "Дело Цкаева: смерть после допроса в полиции". Четыре года следствие и суд не могут установить виновных в гибели Владимира Цкаева, а силовики, обвиненные в пытках владикавказца, пытаются снять с себя ответственность, рассказывается в анимационном ролике осетинской журналистки Алины Алихановой.
На заседание суда по делу о смерти после допроса в Иристонском отделе полиции Владикавказа Владимира Цкаева 16 сентября пришли уполномоченный по правам человека Тамерлан Цгоев и журналисты местных и федеральных СМИ. Из-за пандемии коронавируса участники процесса вынуждены были соблюдать социальную дистанцию, передает корреспондент "Кавказского узла", которая присутствовала в зале суда.
Обвиняемый Азамат Цугкиев вновь отказался дать показания, сославшись, как и на прошлом заседании 14 сентября, на 51-ю статью Конституции России. "Я воздерживаюсь от дачи показаний на данный момент. В ранее зачитанных показаниях и сегодня я подтверждаю, что присутствует моя подпись, и в этом нет никаких сомнений. Но там присутствуют противоречия. Я отвечу на все вопросы после того, как гособвинитель представит все доказательства по предъявленным мне обвинениям", - сказал Цугкиев суду.
После этого суд должен быть допросить другого подсудимого Спартака Бузоева, однако и тот воздержался от дачи показаний с такой же формулировкой, что и Цугкиев. По его словам, сначала он хочет посмотреть видеозаписи с камер.
По ходатайству потерпевшей стороны суд зачитал его показания в суде. Бузоев сказал, что даст по ним пояснения позже.
Подсудимый Олег Дзампаев отказался от дачи показаний в суде, а также от показаний, данных в ходе предварительного расследования. "Я отказываюсь. Я не буду давать показания", - заявил он. После этого обвиняемый выступил против оглашения ранее данных показаний, которые имеются в уголовном деле, однако судья сказал, что это решает не он, и зачитал протоколы.
Олег Дзампаев обвиняется по части 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия) и части 2 статьи 292 УК РФ (служебный подлог, повлекший существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций или охраняемых законом интересов общества и государства). Обвиняемый не признает вину. Максимальное наказание по первой из статей - лишение свободы на срок до десяти лет, по второй - лишение свободы на срок до четырех лет.
В протоколе допроса от 3 ноября 2015 года говорится, что Дзампаев занимался расследованием преступления в отношении омоновца Роланда Плиева. 31 октября 2015 года примерно в обеденное время Дзампаев поехал в Республиканскую клиническую больницу, где лежал Плиев, и в ходе устной беседы получил описание человека, который, по словам омоновца, стрелял в него из пистолета. После этого от кого-то из оперативных сотрудников ему стало известно о том, что к совершенному преступлению в отношении Плиева, возможно, причастен Цкаев.
В протоколе допроса также говорится, что Дзампаев беседовал с Цкаевым, когда того доставили в Иристонский отдел полиции по поводу его причастности к совершенному в отношении Плиева преступлению. После этого он составил рапорт о доставлении Цкаева и спустился в дежурную часть. Затем он поднялся в отдел уголовного розыск, попросил у Валиева ключи от кабинета №55 и уснул, так как был уставшим.
Некоторое время спустя ему позвонил следователь Аслан Кайтуков и велел произвести личный досмотр Цкаева. Выйдя из кабинета, Дзампаев поручил это сделать Цугкиеву, а также получить смывы с рук Цкаева. Стоя в коридоре, он услышал крики возмущения мужчины, которые доносились из кабинета №57, где находился Цкаев. Подойдя туда, он увидел, как Цкаев стоял и размахивал руками, ударив несколько раз по металлическому сейфу и стенам кабинета.
"Я стал успокаивать Цкаева, но он не реагировал. В связи с тем что в кабинете также находились понятые, я испугался за их здоровье и применил к Цкаеву спецсредства - наручники, сказав при этом, чтобы он вел себя спокойнее. На это Цкаев в грубой форме стал угрожать мне, а также другим оперативным сотрудникам тем, что будет жаловаться на нас в прокуратуру и скажет, что мы причинили ему телесные повреждения. Я несколько раз сказал ему, чтобы он успокоился, но Цкаев все равно продолжал говорить, что он нас всех посадит", - говорится в показаниях Дзампаева, которые зачитал судья.
Уже четыре года вдова погибшего Земфира Цкаева продолжает бороться с системой, которая лишила её детей отца, говорится в видеосюжете "Кавказского узла" "Дело Цкаева: четыре года в борьбе за правосудие", опубликованном в годовщину смерти Цкаева.
Далее в протоколе допроса говорится, что Дзампаев вместе со следователем Кайтуковым уехал в Республиканскую клиническую больницу к Плиеву для проведения следственных действий. По его информации, Кайтуков допросил Плиева и предъявил ему для опознания фотографию Цкаева.
"Со слов Плиева, мне стало известно о том, что он в ходе ссоры с Цкаевым нанес ему несколько ударов, в том числе по лицу, от которых он упал на колени. При этом он (Плиев) еще несколько раз нанес ему удары, но куда именно - не уточнил", - говорится в показаниях подсудимого. После этого, по словам Дзампаева, он отвез следователя на работу, а сам, не заходя в отдел, уехал к друзьям.
Подсудимый полностью отказался от этих показаний 17 сентября, заявив, что не давал их. "Сам не пойму", - сказал он на вопрос, почему подписал показания.
Он отказался и от других показаний, которые также зачитали в суде. В протоколе допроса от 17 ноября 2015 года говорится о том, что 31 октября 2015 года он внес в пустую графу журнала доставленных лиц дежурной части фамилию Цкаева.
"Я, не подумав о последствиях, произвел собственноручно запись, что 31 октября 2015 года примерно в 15.30 я доставил Цкаева в дежурную часть УМВД и сразу забрал его", - говорится в показаниях Дзампаева.
Ранее потерпевшая сторона утверждала, что запись о доставлении Цкаева в отдел полиции внесли задним числом, уже после его смерти.
От этих показаний Дзампаев также отказался. Следующее заседание состоится в пятницу, 18 сентября в 12.00.
источник: корреспондент "Кавказского узла"