Видео задержания подозреваемых в подготовке взрыва на концерте Киркорова оказалось инсценировкой
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Видеоролик о задержании двух человек по делу о подготовке теракта на концерте Филиппа Киркорова, является постановочным и снят "в учебных целях", заявил в суде начальник отдела Центра противодействия экстремизму в Махачкале. Подсудимый Казуев указал, что силовики не предупредили его о постановочной видеосъемке.
Как сообщал "Кавказский узел", дело четырех уроженцев Дагестана о подготовке теракта на концерте Киркорова суд слушает с ноября 2019 года. Защита подсудимых считает дело сфабрикованным. На заседании суда 20 августа подсудимые Самир Ибрагимов и Хидирнаби Казуев заявили, что признательные показания подписали после избиений и угроз. А 9 сентября Казуев сказал в суде, что оперативное видео задержания двух человек по делу было инсценировано по требованию силовиков. Показания против обвиняемых были выбиты под "нечеловеческими пытками", заявил 24 сентября в суде свидетель обвинения Ислам Муслимов. По его словам, он был похищен, а патроны и тротиловую шашку ему подбросили.
Хидирнаби Казуев, Самир Ибрагимов, Габибула Халдузов и их сообщник Шамиль Магомедов, по версии следствия, планировали совершить теракт на концерте Филиппа Киркорова в Махачкале 6 июля 2017 года, но из-за охраны не смогли попасть в зал. Им предъявлены обвинения в обучении террористической деятельности, организации террористического сообщества и участии в нем, подготовке теракта и содействии терроризму. Все обвиняемые не признают свою вину и утверждают, что признательные показания дали под пытками.
В Южном окружном военном суде 30 сентября и 1 октября продолжилось рассмотрение дела о подготовке теракта на концерте Филиппа Киркорова, передал корреспондент «Кавказского узла» из зала суда.
30 сентября по просьбе обвинения по видеосвязи был допрошен следователь Следственного управления Следственного комитета по Дагестану Рустам Мамаев. Он затруднился пояснить, почему в обвинительном заключении указано о находке взрывных устройств в строящемся здании по адресу: Петра Первого, 26, тогда как дома с таким номером на этой улице нет, и верным является номер дома 25. О том, где и когда подсудимые были задержаны и применялись ли к ним пытки, Мамаев также не уточнил.
1 октября по просьбе прокурора был повторно допрошен начальник отдела Центра противодействия экстремизму по Махачкале Арсен Магомедов. Перед началом допроса ему было показано три видеоролика: видео с подписью «Оперативная съемка НАК» с задержанием Хидирнаби Казуева и его знакомого Альберта Хасбулатова, а также сюжеты «Первого канала» и Russia Today о задержании обвиняемых.
Видеосюжет с заголовком «Спецслужбы предотвратили крупные теракты в Дагестане», датированный 15 октября 2017 года был размещен на сайте «Первого канала». В нем используются кадры с подписью «Оперативная съемка НАК», на них силовики вытаскивают из машины Хидирнаби Казуева, кладут его на землю, рядом с ним выкладывают топор и два больших ножа в ножнах. «Смотрел видеоролики, там объявляли, что нужно совершать здесь, по местности, если вы не можете уехать», - говорит на камеру Казуев. «Мы с Фатимом посмотрели, как изготавливается коктейль Молотова, и в гараже мы собрались и начали изготавливать», - рассказывает знакомый Казуева Альберт Хасбулатов, который проходит по делу свидетелем обвинения. Голос за кадром сообщает, что задержанные «указания получали из-за рубежа».
Арсен Магомедов сказал, что поддерживает свои показания от 7 февраля о том, что Казуев был задержан вместе с Самиром Ибрагимовым в дачном обществе «Фрегат» в Махачкале.
«Видео [...] тогда было снято в учебных целях. Это постановочная съемка», - заявил силовик. Он подтвердил слова Казуева о том, что изъятые на видео у Казуева два ножа и топор не были приобщены к вещественным доказательствам, а признание обвиняемого в принадлежности ему этих предметов было сказано им «постановочно, по сценарию».
Свидетель также заявил, что задержанного в конце ноября 2017 года Шамиля Магомедова сначала привезли в здание ЦПЭ, а затем в Ленинский отдел полиции Махачкалы. «Административный протокол был [...] Он вообще агрессивный человек, никого не признавал, государство не признавал, не здоровался с сотрудниками полиции, руку не подавал», - возмущенно сказал Арсен Магомедов. Он сказал, что ему неизвестно о применении к задержанным пыток током и избиений.
Подсудимый Самир Ибрагимов заявил, что его задержали 12 октября 2017 года в Магарамкентском районе. "Восемь человек на трех «приорах» приехали, забрали из дома на глазах матери. Свидетели были, которые видели, как меня забирали», - сказал подсудимый.
Арсен Магомедов, в свою очередь, назвал слова подсудимого «неправдой». Свидетель также пояснил, что информация о радикальных взглядах Шамиля Магомедова «была получена оперативным путем», в частности, «участковый говорил, что он ему руку не подавал, назвал «кафиром», что «характеризовало его как радикального представителя исламистского течения». «Они же планировали много что сделать, но мы предотвратили это все. Теракты планировали, взрывы планировали», - сказал силовик.
Хидирнаби Казуев заявил, что силовики не предупреждали его о постановочной видеосъемке, и он думал, что его «везут убивать». Он повторил показания о том, что его задержали в обед 14 октября 2017 года на улице Дахадаева в Махачкале вместе со знакомым Альбертом Хасбулатовым, когда он выходил за хлебом. Уже вечером, «после пыток», сняли видео, на котором он по требованию силовиков сказал, что ножи и топоры принадлежат ему, пояснил Казуев.
Затем был допрошен следователь Ленинского отдела полиции в Махачкале Башир Гаджидадаев. Он подтвердил, что возбуждал данное дело и оформлял задержание всех четверых обвиняемых. Гаджидадаев сказал, что ему «ничего не известно» по поводу пыток задержанных и опубликованной видеозаписи с участием Казуева.
"Показания они давали добровольно, без принуждения... Они просто поняли, что большой срок им светит, и поменяли показания", - предположил он. "Следов [пыток] я не видел", - сказал следователь.
Гаджидадаев также затруднился пояснить, почему в обвинительном заключении был указан несуществующий номер здания, где были обнаружены взрывные устройства. Отвечая на вопросы адвоката, следователь сказал, что теракт на концерте Киркорова планировался в махачкалинском ресторане «Хазар», а не на летней площадке Дагестанской государственной филармонии.
В новой версии обвинения закладка взрывного устройства планировалась на территории Летней эстрады Дагестанской государственной филармонии, где должен был проходить концерт, сказал Гададов. Ранее в качестве места закладки был указан ресторан "Хазар", расположенный неподалеку от Летней эстрады, отметил он.
Рассмотрение дела продолжится в 14.00 мск 7 октября. Ожидается, что стороны представят финальные доказательства.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликован материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*. Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".
* "Исламское государство" - организация признана террористической и запрещена в России по решению суда.
источник: корреспондент "Кавказского узла"