Ростовское "Яблоко" призвало детского омбудсмена помочь освобождению Середкиной
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Координатор ростовского штаба Навального Ксения Середкина - мать несовершеннолетнего ребенка и не может быть лишена свободы, заявило местное отделение партии "Яблоко", призвав ростовского детского омбудсмена помочь освобождению активистки. Акции в поддержку Навального, прошедшие 23 января в Ростове-на-Дону, продемонстрировали разовый всплеск политической активности местных жителей, указали опрошенные "Кавказским узлом" аналитики.
Как писал "Кавказский узел", 25 января Ленинский райсуд Ростова-на-Дону поместил под стражу на восемь суток координатора местного штаба Навального Ксению Середкину, признав ее виновной в неповиновении силовикам. Всего на акции в поддержку Навального в Ростове-на-Дону 23 января было задержано 75 человек, сообщил губернатор Василий Голубев.
За день до акции в поддержку Навального, 22 января, силовики в Ростове-на-Дону задержали Ксению Середкину и сотрудницу штаба Навального Валерию Дзбоеву. Еще девять ростовских активистов получили предупреждения о недопустимости несанкционированных акций протеста. На следующий день суды назначили Ксении Середкиной трое суток административного ареста, а Валерии Дзбоевой - 10 суток. Ростовские активисты сообщили о задержании еще одного сторонника Навального Вадима Кобзева. Всего с 23 по 26 января в суды Ростова-на-Дону поступило 31 дело по статье о нарушении порядка проведения митинга.
"Яблоко" призвало детского омбудсмена помочь освобождению Середкиной
Ростовское реготделение партии "Яблоко" обратилось к уполномоченному по правам ребенка области Ирине Черкасовой с просьбой "срочно принять меры" для освобождения Ксении Середкиной, сообщает сегодня местное агентство "Панорама".
Авторы обращения указали, что Середкина мать 11-летнего ребенка и по закону не может быть лишена свободы. "Подобный арест матери, имеющей ребенка до 14 лет, никогда не применялся до сих пор в Российской Федерации. Политическая партия "Яблоко" заявляет о том, что это является грубейшим нарушением российского законодательства и прав человека", - цитирует издание письмо к омбудсмену.
На сайте уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области реакция на обращение, по состоянию на 12.50 мск, не опубликована.
Ростовский штаб Навального также счел противоречащим закону задержание Ксении Серёдкиной. "Ксения Серёдкина - мать ребёнка, которому не исполнилось 14 лет. Она не должна была попасть под арест", - говорится в публикации, размещенной 25 января на странице штаба в "ВКонтакте".
23 января по всей России прошли уличные протесты сторонников Алексея Навального, в которых, по оценке главы сети штабов Навального Леонида Волкова, приняли участие 250-300 тысяч человек. Людей, вышедших на улицы, задерживали и на юге России - в Краснодарском крае, в Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях и в Дагестане. Новости об этих событиях "Кавказский узел" собрал на специальной тематической странице "Акции Навального".
Эксперты поспорили о значении протестной активности ростовчан
Акции 23 января стали самыми массовыми после протестов 2011-2012 годов, считает координатор общественной организации наблюдателей "Лига избирателей - Ростов" Дмитрий Абросимов. В этих протестах объединилось несколько тенденций: "тренд на выражение протестного настроения, поддержка Навального и приход в политику нового поколения, которое таким образом демонстрирует свое участие", сказал корреспонденту "Кавказского узла" Дмитрий Абросимов.
По оценке главы сети штабов Навального Леонида Волкова, в уличных протестах 23 января приняли участие 250-300 тысяч человек. В декабре 2011 года два массовых митинга против многочисленных нарушений во время думских выборов прошли на Болотной площади и на проспекте Сахарова в Москве. Митинги и шествия прошли в Москве также в феврале и марте 2012 года, а акция протеста 6 мая 2012 года на Болотной площади - "Марш миллионов" - вылилась в столкновения участников протеста с полицией, сообщил "Коммерсант" 6 мая 2016 года.
Протесты 23 января были "не самыми массовыми и не самые значимыми для России в целом и для Ростова, в частности", считает директор фонда "Прикладная политология" Сергей Смирнов. "В 2011-12 годах они были более организованными и массовыми. Посмотрим, что из этого выйдет в дальнейшем. Протестные акции могут сойти на нет, поскольку у организаторов закончатся ресурсы для их организации, а у их участников пропадет к ним интерес. Или организаторы протестных акций найдут другие, более значимые, поводы для протестов, нежели арест Навального или дворец в Геленджике", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
17 января Алексея Навального, прилетевшего в Москву из Берлина, где он лечился после отравления, задержали в аэропорту, а затем поместили под стражу. После его ареста Фонд борьбы с коррупцией* опубликовал расследование о дворце под Геленджиком - самом большом частном доме в России, который строится на деньги госкомпаний. Здание, названное в расследовании "дворцом Путина", принадлежит предпринимателям, но Кремль не будет оглашать их имена, объявил 26 января пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Днем ранее Владимир Путин также заявил, что дворец из журналистского расследования Фонда борьбы с коррупцией* не принадлежит ни ему, ни его родным.
Иное мнение высказал журналист и блогер Сергей Резник. По современным меркам события 23 января, "безусловно, значимы", сказал он корреспонденту "Кавказского узла". "Они свидетельствуют о том, что в стране еще остались люди, способные формулировать запрос к власти. Пусть и не оформленный в программных документах, пусть и "ситуационный", но это запрос. Полагаю, в стране накопилось достаточно людей, которым до смерти надоело то, что "строил" в течение последних 20 лет их "капитан", - сказал Резник.
При этом журналист оговорился, что "в тренд и в массовость движения недовольных" пока не верит и не видит в этих акциях попытки помочь Навальному. "Да, он достаточно известен, но своей известностью последнего времени обязан самим же властям. Требование свободы политзека или группы политзеков еще не выводило массы на баррикады. Необходимо что-то более существенное. Для той массы, которая осталась в стране, даже теперь и не знаю, что [необходимо], слишком они аморфны", - сказал Сергей Резник.
На Кубани акции протеста 23 января стали самыми массовыми за последние годы, рассказали активисты. При этом, по их словам, требование свободы Навальному было не основным. "Никто не кричал: "Свободу Навальному!", люди вышли потому, что так жить уже невозможно. В нищете, без каких-либо перспектив", - рассказал один из активистов. "10 тысяч человек, наверное, просто нескончаемая толпа. Люди спокойно шли, постояли, покричали, высказали свою позицию и спокойно разошлись", - подтвердил главред телепрограммы "Советская Кубань" Вячеслав Потапов.
Маловероятно, что подобные акции, в частности, в Ростове-на-Дону, помогут освобождению Навального или улучшат его положение, согласился Дмитрий Абросимов. "Вышло не больше 1% населения города. Вышло бы процентов 10% - возможно, это и повлияло бы на власть", - сказал он.
Схожее мнение высказал и Сергей Смирнов. "Такие акции, особенно если они будут сопровождаться провокациями и попытками силового противостояния полиции, ничуть не помогут освобождению Навального", - пояснил он.
Властям, по мнению Сергея Смирнова, теперь нужно "быстро придумывать более конструктивные каналы для протестных настроений, например, через допуск малых и даже оппозиционных партий в Госдуму".
Протестный потенциал жителей Ростовской области невысок
При этом эксперты скептически оценили протестный потенциал сторонников Навального в Ростове-на-Дону. "У молодежи и сторонников Навального эйфория: они победили, задержанных крайне мало, наказания минимальные", - заметил, в частности, Дмитрий Абросимов.
Перед президентскими выборами 2018 года команда Навального открыла 63 региональных штаба, в том числе в Астрахани, Волгограде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Ставрополе, говорится в материале "Кавказского узла" "Волонтеры Навального: проплаченный пиар или новая политическая сила?". По данным сайта "Штабы Навального", к 23 января 2021 года на юге России продолжали работу лишь три штаба оппозиционера – в Волгограде, Краснодаре и Ростове-на-Дону.
С мнением Дмитрия Абросимова согласен и Сергей Смирнов. "Пока что многие воспринимают задержание на пару часов в районном отделении полиции как своеобразное экстремальное приключение, о котором можно и нужно рассказать в социальных сетях с кучей селфи. Нужно, чтобы кто-то доходчиво и убедительно рассказал молодежи, что сам факт задержания может осложнить, а в некоторых случаях и испортить их дальнейшую карьеру. А пока что это только раззадоривает их", - сказал он.
Впрочем, добавил Смирнов, власть "тоже делает выводы, как из предыдущих российских протестов, так и из недавних белорусских", поэтому впредь задерживать будут "не обычных или даже "разовых" участников акций, а их организаторов и координаторов", но уже не будут ограничиваться мягкими наказаниями.
Характерная черта "ростовской публики" – "равнодушие и аморфность", согласился Сергей Резник. "В Ростове всегда было 200-300 человек, выходивших по зову сердца. Когда в межнациональном конфликте погиб студент ДГТУ, вышло тысячи три, и они прошли весь город. Но там был определенный организационный ресурс - приехали фанаты. Ростовчан [...] вообще мало что трогает", - сказал он.
Студент Донского технического университета Максим Сычев скончался в результате травмы, нанесенной однокурсником, 27 ноября 2010 года. В 2011 году суд признал виновным в смерти Сычева уроженца Ингушетии Хасбулата Мархиева и приговорил его к трем годам колонии, апелляционный суд оставил приговор в силе. Смерть Сычева вызвала широкий общественный резонанс. Так, 12 декабря 2010 года в Ростове-на-Дону прошел митинг, который перерос в шествие с националистическими лозунгами.
* организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
источник: корреспондент "Кавказского узла"