Бывший президент "Роснефти" отверг версию о растрате в кабардино-балкарском филиале
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Бывший президент компании "Роснефть" Сергей Богданчиков в своих показаниях в суде по делу экс-руководителя ОАО "Роснефть-КБТК" Валерия Карданова заявил, что компания не располагала средствами на содержание непрофильных активов, в том числе базы "Баксан". При этом деятельность дочерних компаний строго регламентировалась, и проверки ни разу не выявили в Кабардино-Балкарии недостачи или нецелевого расходования средств.
Как писал "Кавказский узел", бывший глава Кабардино-Балкарской топливной компании Валерий Карданов был арестован по обвинениям в мошенничестве, присвоении или растрате имущества и подделке документов. С февраля 2020 года он находится под домашним арестом. На заседании 22 января свидетели рассказали суду подробности приобретения базы "Баксан" спортсменами. 28 января свидетели по делу Карданова опровергли версию обвинения, сказав, что базу отдыха "Баксан" Кабардино-Балкарская топливная компания продала в 2000 году, не вложив в нее никаких средств.
Следствие полагает, что Валерий Карданов, возглавляя Кабардино-Балкарскую топливную компанию "Роснефть", перевел на счета подконтрольных ему фирм-однодневок 45 миллионов рублей, а незадолго до увольнения оформил фиктивный договор купли-продажи базы отдыха "Баксан". Обвинения предъявлены по статьям о мошенничестве, присвоении имущества и подделке документов. Своей вины Карданов не признает. Документов, подтверждающих его вину, в деле нет, утверждает защита.
На суде 29 января свидетель Сергей Богданчиков рассказал, что компания не располагала средствами на содержание непрофильных активов, в том числе базы "Баксан". Деятельность дочерних компаний строго регламентировалась и при выявлении нарушений виновный строго наказывался. Свидетель также отметил, что контрольно-ревизионные проверки кабардино-балкарской дочерней компании никогда не выявляли недостачи или нецелевого расходования средств, передала корреспондент "Кавказского узла".
Допрос свидетеля вел адвокат Мурад Мусаев. Он спросил, известно ли Богданчикову о приобретении "Каббалкнефепродуктами" (прежнее название КБТК - прим. "Кавказского узла") базы "Баксан" в Приэльбрусье. Свидетель ответил, что она была приобретена в конце 90-х годов. Сам Богданчиков вступил в должность президента "Роснефти" 14 октября 1998 года, а до этого был вице-президентом компании, членом Совета директоров.
По его словам, в Кабардино-Балкарии планировалось строительство сети автозаправочных станций, и с руководством Кабардино-Балкарии у них был "взаимный интерес к сотрудничеству". "Надо было реконструировать нефтебазу, заправки. И, чтобы все шло быстро, надо было сотрудничать с местными властями, с теми, кто отвечал за землю, за согласование документации. В этом заключался наш интерес", - рассказал свидетель.
Со стороны руководства КБР, по его словам, интерес заключался в том, чтобы "Роснефть" приобрела в собственность несколько социальных объектов и развивала их. Нам предложили не только базу "Баксан", но и санаторий "Терек".
Между руководством республики и "Роснефтью" было подписано соглашение. Сеть АЗС и нефтебаза были построены в кратчайшие сроки, в чем большая личная заслуга Валерия Карданова, заявил Сергей Богданчиков.
Он отметил, что руководство КБР свои обязательства выполнило, а компания - нет. "Не потому, что мы такие безответственные, - жизнь была такая", - сказал Богданчиков.
Свидетель сообщил, что к моменту его вступления в должность компания "Роснефть" состояла из центрального аппарата и 30 дочерних компаний. "Во многих коллективах по году не выплачивали зарплату. Даже в центральном аппарате бывало, что по три месяца работники не получали зарплату. Нефть, которая добывалась в стране, вся направлялась на заводы "Сибнефти", которые контролировал [Борис] Березовский. Два нефтеперерабатывающих завода в Туапсе и Комсомольске-на-Амуре к этому времени стояли около года. Нефти не было. При этом в Чечне, разрушенной войной, горели 157 скважин. От них столб черного дыма тянулся на 100-150 метров. Это был ужас", - рассказал он.
Богданчиков, по его словам, получил личное распоряжение от руководства страны восстановить нефтегазовый комплекс Чечни. Все средства "Роснефти" были направлены на восстановление. При этом компания нашла возможность оказать помощь и Кабардино-Балкарии, когда в 2000 году на Тырнауз сошел сель, но отказалась от обязательств по базе "Баксан" и другим объектам.
По указанию главного акционера "Роснефти" - Росимущества - была разработана программа повышения эффективности, которая предусматривала продажу непрофильных активов по всей России, рассказал свидетель.
Базу "Баксан", которую к этому времени "Каббалкнефепродукты" успели выкупить за 470 тысяч рублей, компания не могла финансировать. По словам свидетеля, фактическое отчуждение базы "Баксан" могло произойти в 2000 году либо в начале 2001-го. Он не исключил, что база позже могла использоваться КБТК на правах аренды. Однако КБТК никак не могла выделять деньги на реконструкцию базы, после ее отчуждения, подчеркнул свидетель.
"Дочерние компании работали по бизнес-плану, который утверждался Советом директоров. По итогам его исполнения в Москву направлялся отчет, где все суммировалось. В отчете было 142 показателя. Отчет направлялся в министерства экономики, финансов. Все тщательно проверялось. В этих условиях не вижу, как можно было финансировать строительство базы", - отметил Богданчиков. По его словам, осуществлялись также регулярные проверки с выездом на место.
При этом свидетель отметил, что до 2006 года дочерние предприятия, если они зарабатывали достаточно прибыли, могли часть ее направить на социальные нужды. Но и эти расходы надо было указывать в отчете. Однако, насколько он помнит, "в КБТК особой прибыли не было никогда". "Деньги были, но это не такие деньги, на которые можно построить базу. А после 2006 года все стало абсолютно жестко", - сказал Богданчиков.
Свидетелю были показаны письма, которые имеются в уголовном деле. Якобы эти письма были направлены ему Кардановым в 2001, 2003 и в 2010 годах. В них речь идет о том, что на реконструкцию базы было направлено 22 млн рублей, 27 млн рублей, 8,2 млн долларов, 35 млн евро. На вопрос, получал ли он такие письма, Богданчиков ответил, что письма не зарегистрированы в установленном порядке - на них нет штампа для входящей корреспонденции и нет его резолюции. Кроме того, если бы он получил такие письма, их автор имел бы большие неприятности, отметил Богданчиков.
Особое удивление у свидетеля вызвало письмо о выделении 8 млн долларов на реконструкцию базы. По его словам, накануне указанной на письме даты он взял в кредит 15 млн долларов на всю "Роснефть". "И как вы представляете, что из этих 15 миллионов долларов 8 миллионов я отвалю на какую-то базу у черта на куличках. "Кабалкнефтепродукты" не могли расходовать такие деньги, у них их просто не было. Им выделялся лимит на определенный объем нефтепродуктов, который они должны были продать с небольшой наценкой", - пояснил он.
По словам свидетеля, если бы он получил такое письмо, он бы тут же отправил внеочередную проверку в дочернюю компанию. Он отметил, что даже на телефонные разговоры устанавливался лимит и на канцелярские расходы. Стало быть, такие огромные расходы не могли остаться незамеченными, сказал Богданчиков. Отвечая на вопрос, имела ли КБТК право закупать нефтепродукты у сторонних предприятий, он ответил, что право приобретать нефтепродукты у других российских компаний было предоставлено, но это тоже строго контролировалось.
Свидетель также сказал, что в ходе плановых проверок в КБТК никогда не была выявлена недостача, либо нецелевое расходование средств. "Я бы рекомендовал обратиться в архивы "Роснефти" - там все есть", - заявил он.
Показания в суде также давал бывший президент Московской биржи нефтегазового комплекса Виктор Баранов. Он сообщил, что КБТК участвовала в биржевых торгах. За все время участия КБТК приобрела на бирже около 500 тысяч тонн нефтепродуктов. Свидетель отметил, что особенность биржевых торгов в том, что покупатель и продавец не знают друг друга.
Адвокат Алаудин Мусаев считает, что показания Баранова опровергают обвинение Карданова в растрате 45 млн рублей. Это обвинение возникло из-за того, что после его отстранения от должности в КБТК не нашли два договора о поставках на указанную сумму. При этом никакой недостачи выявлено не было. "Свидетель подтвердил, что КБТК на бирже приобрела нефтепродуктов 500 тысяч тонн. Между тем следствие не удосужилось направить запрос в Московскую биржу нефтепродуктов и выяснить этот факт", - сказал адвокат.
Следующее заседание по делу Карданова назначено на 16 февраля.
источник: корреспондент "Кавказского узла"