Журналисты в Ереване возмущены ограничением доступа в приграничные села
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Служба нацбезопасности Армении запретила журналистам без специального разрешения работать в приграничных селах Сюникской области. Требование спецслужб противоречит Конституции Армении и указывает на возможность новых территориальных уступок со стороны Еревана, заявили «Кавказскому узлу» представители общественных и журналистских объединений.
Как писал "Кавказский узел", по итогам осеннего обострения конфликта в Нагорном Карабахе и передачи под контроль Азербайджана "буферной зоны" вокруг этого региона были начаты работы по демаркации армяно-азербайджанской границы. В ходе этих работ жители нескольких сел Сюникской области Армении лишились хозяйственных угодий и домов.
Жители Сюникской области выходили на акции протеста, заявляя об опасении за свою безопасность из-за близости азербайджанских военных, они обвиняли власти в территориальных уступках. Процесс демаркации армяно-азербайджанской границы начнется только после установления дипломатических отношений, пока определяются лишь зоны фактического контроля двух стран, заявил МИД Армении в конце декабря.
Для работы в приграничной Сюникской области Армении журналисты теперь обязаны получать специальное разрешение органов национальной безопасности. Такие меры введены в связи с оперативной обстановкой, соображениями безопасности и ввиду проведения пограничных работ в регионе, говорится в заявлении Службы национальной безопасности Армении, опубликованном на странице Единого информационного центра в Facebook.
Для получения разрешения журналистам необходимо заранее письменно, в том числе в электронном виде, обратиться в СНБ, отмечается в публикации.
Армянским журналистам не объяснили причины ввода ограничений на работу в Сюникской области, заявила глава Союза журналистов Армении Сатик Сейранян. По ее предположению, властям Армении не понравились репортажи о проблемах приграничных сел, поэтому теперь журналистам не разрешено появляться в этих местах без специального разрешения.
«В последние три года власти принимают сиюминутные решения, которые не исходят из интересов СМИ, свободы слова и общества. Эти решения преследуют узкополитические цели удержания власти. Очевидно, что власти проявляют нетерпимость к свободе слова, объявив войну СМИ и инакомыслию», - заявила она «Кавказскому узлу».
Решение об ограничении работы журналистов в Сюникской области противоречит Конституции и законам Армении, которые не оговаривают для журналистов необходимость получать разрешения спецслужб для освещения ситуации в приграничных селах.
«Чтобы ограничения имели юридическую силу, необходим правовой акт о внесении поправок в решение о введении военного положения. В заявлении СНБ есть двоякие формулировки, как должен себя вести журналист. Кроме того, нет какого-либо правового урегулирования (по вопросу о том), чем грозит нарушение этого запрета», - пояснила Сейранян.
Есть мнение, что ограничения для журналистов связаны "с новыми территориальными уступками" в Сюникской области, глава добавила Союза журналистов. «Скорее всего, именно с этим и связаны эти ограничения - чтобы журналисты не увидели того, чего могут увидеть. Это не только вопрос деятельности журналиста, это и вопросы, связанные с будущим страны», - предположила она.
Координатор программ общественной организации «Союз информированных граждан» Даниел Ионесян разделяет мнение, что требование спецслужб о получении разрешения на журналистскую работу в приграничных селах Сюника не имеет никаких правовых оснований.
«Конституция гарантирует свободу выражения мнения и право получения информации. Кроме того, это требование противоречит пункту 3 статьи 4 закона «О СМИ», который запрещает цензуру, запрещает принуждать к отказу от распространения информации и запрещает какие-либо действия, которые препятствуют законной профессиональной деятельности журналиста», - заявил он «Кавказскому узлу».
Статья 42 Конституции Армении гарантирует право на свободное выражение мнения, а также на получение и распространение сведений без вмешательства государственных органов. Свобода выражения мнения может быть ограничена законом, в частности, исходя из интересов государственной безопасности. Статья 51 Конституции Армении, в свою очередь, гарантирует право на получение информации. Это право может быть ограничено только законом, в целях защиты общественных интересов или основных прав и свобод других лиц.
Нет закона, предусматривающего особую процедуру получения разрешения от спецслужб для профессиональной журналистской работы, отметил Ионесян.
«Ограничения могут быть введены в условиях военного положения соответствующим проектом решения. Кстати, 2 декабря парламент проголосовал за отмену соответствующего положения [об ограничениях для СМИ] в решении о введении военного положения. Если же есть объективная необходимость ограничить деятельность СМИ в интересах национальной безопасности, это должно сделать правительство, четко прописав объем ограничений, права и порядок, а парламент должен утвердить это решение. Теперь же получается, что СНБ взяло на себя полномочия, предписанные Конституцией парламенту», - пояснил он.
Спецслужбы не имеют права запрещать журналистам работу в приграничных селах и препятствовать их деятельности, добавил активист. «За воспрепятствование журналисткой деятельности предусмотрена уголовная ответственность. И если кто-то, в том числе пограничные войска, пойдут на нарушение закона, эти действия подпадут под соответствующую статью Уголовного кодекса», - подчеркнул Ионесян.
Согласно статье 164 УК Армении, воспрепятствование законной деятельности журналиста предусматривает штрафа в размере до 100 тысяч драмов (190 долларов США) либо исправительными работами на срок не свыше одного года. То же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего должностного положения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет, указано на портале правовой информации Arlis.am.
Ограничение на распространение и получение информации журналистами недопустимы, заявила корреспонденту «Кавказского узла» исполнительный директор Центра медиа-инициатив Нуне Саркисян.
По ее словам, подобные шаги властей могут привести к дестабилизации ситуации в стране. «Это может породить панику в обществе, особенно учитывая поток непроверенной информации и слухов. Сегодня необходимо максимально доверять обществу и говорить с ним. Кроме того, в эпоху цифровой информации ограничения нелогичны и абсурдны», - отметила она.
Любое подобное ограничение в конечном итоге приводит к ограничению прав граждан во многих сферах, добавила Саркисян. «Ограничением свободы слова власти пытаются решить сиюминутные вопросы. Какой-либо концепции развития СМИ, чтобы общественность могла получать качественную информацию, ни правительство, ни парламент не предпринимали», - подчеркнула она.
Редактор русской версии Lragir.am, политический обозреватель Наира Айрумян тоже связывает решение СНБ с территориальными уступками Армении в Сюнике.
«После заявления Пашиняна о том, что правящая партия не собирается уходить, не осталось никаких сомнений, что властям придется выполнять все устные и письменные договоренности [трехстороннего заявления]. Возможно, в глубине души власти надеялись, что народ «не позволит» им выполнить договоренности, заключенные в страхе или в пылу поражения. Однако получилось так, что оппозиция и общество не оказали должного сопротивления, а оппоненты не обещали гарантий безопасности для нынешней власти. В итоге у властей Армении не осталось мотиваций для того, чтобы отказываться от выполнения обещаний», - заявила она «Кавказскому узлу».
Самый актуальный вопрос - организация коридора, который свяжет Нахичевань с Азербайджаном, добавила политобозреватель.«Эксперты не без оснований говорят, что речь идет о потере армяно-иранской границы и смыкании тюркского мира через Сюник. Это говорит не столько о территориальных уступках, сколько о полной геополитической трансформации региона и вероятной утере государственности Армении», - считает Айрумян.
По условиям трехстороннего соглашения, заключенного 9 ноября 2020 года, две трети территории, которую до 27 сентября 2020 года контролировал Степанакерт, перешли под контроль Баку. Перекройка границ затронула и ряд муниципалитетов в Армении. Документ также предполагает, что Азербайджан через Армению получит прямое транспортное сообщение со своей Нахичеванской автономной республикой. Переговоры в Москве 11 января проходили на фоне акций протеста армянской оппозиции, которая обеспокоена тем, что итоги встречи "могут стать продолжением капитуляции 9 ноября 2020 года".
Полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе продолжались с 27 сентября по 9 ноября. Подробнее о новом обострении карабахского конфликта говорится в справке "Кавказского узла" "Карабах: эскалация конфликта или новая война?" и хронике боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на специальной тематической странице "Карабах: худой мир или война?"
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08