Правозащитники обновили список политзеков в Азербайджане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" обнародовал обновленный список осужденных по политическим мотивам, куда вошли 111 человек. Мартовское помилование не решило проблему политзаключенных в стране, несмотря на то что были освобождены 38 человек из предыдущих версий списка.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 января 2021 года союз "За свободу политзаключенных Азербайджана" (ССПЗА) обнародовал список политзаключенных, в который было включено 146 имен.
Союз "За свободу политзаключенных" 5 апреля обнародовал обновленный список политзаключенных, в который вошли 111 человек. Составители списка, как и прежде, исходили из критериев понятия "политзаключенный", установленных ПАСЕ, сказано в документе.
Пять критериев понятия "политзаключенный" резолюции ПАСЕ: a) если человек задержан в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской конвенции по правам человека и протоколов к ней; b) если помещен под стражу по чисто политическим причинам; c) если по политическим мотивам продолжительность и условия содержания под стражей явно не пропорциональны преступлению; d) если человек задержан на дискриминационной основе; e) если задержание стало результатом несправедливых разбирательств и связано с политическими мотивами.
"Мы обновили список с учетом мартовского распоряжения президента о помиловании. Несмотря на то, что распоряжение коснулось 625 человек, и 475 из них были освобождены из тюрем, только 38 освобожденных были политзаключенными", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" соавтор исследования, глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов.
18 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании. Согласно документу, 475 человек были освобождены от отбывания оставшейся части наказания в местах заключения. 98 приговоренным к лишению свободы оставшаяся часть наказания была сокращена вдвое. Трем лицам, приговоренным к пожизненному заключению, этого наказание было заменено 25 годами лишения свободы. Два человека, осужденных условно, были освобождены от отбывания наказания. Три человека, которые были приговорены к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, были освобождены от отбывания данного наказания. Также были освобождены от отбытия наказания девять человек, приговоренных к ограничению свободы, 12 - к исправительным работам, 23 – штрафам.
По словам Гасанова, из 38 освобожденных политзаключенных 28 - верующие, осужденные по нардаранским событиям 2015 года, трое – фигуранты "гянджинского дела".
Материал о поселке Нардаран и конфликтах его жителей с властями опубликован в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". По делу о беспорядках в Гяндже были осуждены около 60 человек. Это произошло после протестов, которые начались вслед за задержанием Юниса Сафарова по подозрению в покушении на главу администрации Эльмара Велиева в июле 2018 года. Протестующие выразили недовольство работой самого Велиева. При разгоне акции погибли двое полицейских. Велиев был отправлен в отставку.
"Кроме того, были освобождены два человека из категории «члены политических партий» - активисты Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Бабек Гасанов и Орхан Бахышлы", - рассказал Гасанов. По его словам, вышел на свободу также член ПНФА Эльчин Исмаиллы, который был упомянут в списке в группе "журналисты и блогеры". Еще один освобожденный активист ПНФА Мухаммед Иманлы находился в группе "арестованные после митинга 14-15 июля 2020 г.", сообщил правозащитник.
Кроме того, добавил он, был помилован "политический заложник" Эмин Сагиев (Шагиев), которого преследовали из-за журналистской деятельности его свояка Тюркеля Азертюрка, находящегося в политэмиграции. Вышли на свободу еще двое политзаключенных, осужденных по другим делам.
В то же время список пополнили блогер Эльчин Гасанзаде и осужденный вместе с ним за диффамацию блогер и актер Ибрагим Саламов (Тюрксой), а также общественный активист Ниджат Ибрагим, отметил Гасанов.
В списке, составленном правозащитниками, 111 политзаключенных классифицированы на семь групп.
К категории "Журналисты и блогеры" отнесены семь человек, в том числе главный редактор сайта Azel.Tv Афган Садыгов, руководитель сайта xeberman.com Полад Асланов, глава сайта yukselis.info Эльчин Мамед, редактор nia.az Бахруз Алиев, блогер Аслан Гурбанов и упомянутые выше блогеры Эльчин Гасанзаде и Ибрагим Саламов (Тюрксой).
В группе "Члены оппозиционных партий и движений" также шесть человек - члены ПНФА Ниямеддин Ахмедов, Агиль Магеррамов, Паша Умудов, Ализамин Салаев, бывший глава Гедабекского района Салех Рустамов и общественный активист Ниджад Ибрагим.
В категории "Арестованные после митинга 14-15 июля 2020 года" – три человека. "По этим событиям были арестованы по уголовным обвинениям полсотни человек. Тех, кого привлекли непосредственно за участие в несогласованной акции и совершении на ней противоправных действий, впоследствии освободили из-под стражи. Некоторых же привлекли по обвинению в преднамеренном распространении коронавирусной инфекции. Из них трое все еще отбывают тюремное наказание", - рассказал правозащитник Гасанов.
В ночь на 15 июля 2020 года в Баку прошло несанкционированное шествие в поддержку азербайджанской армии, которое завершилось стычками активистов с полицией. После акции были арестованы 28 активистов Партии Народного фронта Азербайджана. К 1 августа число активистов партии, задержанных после митинга в Баку, возросло до 48, указали в ПНФА. В качестве обвиняемых по нескольким уголовным статьям были привлечены 37 человек, в том числе 16 членов Партии Народного фронта Азербайджана. Оппозиционеры отказались признать себя виновными.
В категории "Верующие" - 18 человек. В этой группе фигуранты разных уголовных дел, в том числе четыре члена Исламской партии Азербайджана, включая ее председателя Мовсума Самедова и его преемника на этой должности Ильхама Алиева, двух богословов Абгюля Сулейманова и Джейхуна Мустафаева. В этой же группе остаются основные фигуранты "нардаранского дела", включая лидера движения "Мусульманское единство" Талеха Багирзаде и его помощника Аббаса Гусейнова.
В группе осужденных по "тертерскому делу" по прежнему 25 имен. "В мае 2017 года прошли массовые аресты среди военных, которые служили в частях на территории Тертерского района, а также местных граждан. Утверждалось, что они занимались шпионажем в пользу Армении. Однако следствие велось с грубейшими нарушениями процессуальных норм, обвиняемых подвергали изощренным пыткам", – заявил Гасанов.
Следствие и суды по "тертерскому делу" были закрытыми. Согласно заявлению Генпрокуратуры, СГБ, Минобороны и МВД от 7 мая 2017 года, группу из военных и гражданских лиц обвиняли в сотрудничестве со спецслужбами Армении и подготовке диверсий в Тертерском районе. Во время следствия восемь человек были замучены до смерти, четверо из них впоследствии посмертно реабилитированы.
В группе "Осужденные по «гянджинскому делу»" после помилования трех фигурантов осталось 38 человек. "Речь идет об осужденных в связи с беспорядками в Гяндже 10 июля 2018 года. Они не имели отношения к убийству двух полицейских в ходе беспорядков, а пришли, чтобы посмотреть на происходящее в связи с объявленной через социальные сети протестной акцией. Арестованных подвергали изощренным пыткам, пускали ток по телу. Всех представили исламскими радикалами, хотя некоторые даже вовсе не верующие", - пояснил Гасанов.
На главу администрации Гянджи Эльмара Велиева 3 июля 2018 года было совершено покушение. Силовики характеризовали покушение как теракт и задержали подозреваемого в преступлении уроженца Гянджи Юниса Сафарова. После этого в городе прошли массовые протесты, участники которых выразили недовольство работой самого Велиева. 10 июля 2018 года около 200 человек приняли участие в митинге в Гяндже, потребовав расследовать действия не только нападавших, но и Эльмара Велиева. При разгоне акции протеста погибли двое полицейских. В конце августа 2018 года Велиева освободили от должности главы администрации Гянджи. По делу о беспорядках были осуждены около 60 человек.
В группе "Пожизненно заключенные" по-прежнему 14 человек. Среди них - шесть бывших офицеров отряда полиции особого назначения, осужденные в связи с мятежом в 1995 году, три бывших члена воевавшего в 1992-1993 годах в Нагорном Карабахе отряда "Гарангуш" и пять осужденных по делу бывшего премьер-министра Сурета Гусейнова.
"Этим лицам после отмены смертной казни в 1998 году высшую меру автоматически решением парламента заменили на пожизненное заключение. Однако закон не имеет обратной силы. Поэтому им должны были заменить смертную казнь на альтернативное на тот момент максимальное наказание – 15 лет тюремного заключения. Эти люди уже провели в тюрьме четверть века", – ранее пояснял Гасанов.
Союз выразил неудовлетворение актом помилования, поскольку он вновь не решил проблему политзаключенных, подчеркнул он.
"Политические репрессии в Азербайджане не прекращаются вот уже 28 лет. Они начались сразу после возвращения к власти в республике в 1993 году бывшего генерала КГБ Гейдара Алиева. В 2003 году отца сменил его сын Ильхам Алиев, и политика репрессий против инакомыслящих была продолжена", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" соавтор списка, директор Института мира и демократии Лейла Юнус.
Зампред движения D18 Самира Агаева также считает, что президентское распоряжение кардинально не решило проблему политзаключенных.
"Несмотря на освобождение 38 политзаключенных, в стране все еще не менее 100 лиц, осужденных по политически мотивированным обвинениям. В Азербайджане распространена практика преследования граждан по надуманным и сфабрикованным обвинениям за их политическую или журналистскую деятельность. В ходе следствия они подвергаются давлению, нередко - пыткам, а суды приговаривают их к наказанию на основе недостоверных доказательств. Факты вынесения приговоров по политическим мотивам, применения пыток против обвиняемых уже подтверждались вердиктами ЕСПЧ", - рассказала Агаева корреспонденту "Кавказского узла".
По ее мнению, эффективному решению проблемы политзаключенных может способствовать давление со стороны международного сообщества.
Координатор Центра против репрессий и пыток Намизад Сафаров отметил, что власти Азербайджана заинтересованы в сохранении проблемы политзаключенных.
"Это вытекает из природы действующего в Азербайджане авторитарного режима. Он использует политически мотивированные аресты как средство устрашения общества. Кроме того, проблема политзаключенных - это всегда предмет для политического торга с Западом. Сначала наращивают число политзаключенных, а потом, освобождая часть из них, они демонстрируют «добрую волю», «конструктивность». Многие же западные институты идут на конформизм, они готовы в интересах геополитики, энергетики приветствовать любой маломальский шаг в сфере прав человека, занимая созерцательную позицию в отношении отсутствия прогресса по фундаментальным вопросам, таким как проведение честных выборов, обеспечение независимости суда", - заявил Сафаров корреспонденту "Кавказского узла".
Глава Бакинского клуба прав человека Расул Джафаров отметил, что "помилование частично решило проблему политзаключенных".
"Наша организация направила руководству страны список из 110 заключенных о помиловании, которых мы просили. Это были не только политзаключенные, но и просто лица, несправедливо осужденные. Из нашего списка были помилованы 40 человек, в том числе освобождены 38 политзаключенных. Еще одному политзаключенному сократили срок наказания наполовину, и ему остается год до выхода на свободу. Еще одному осужденному пожизненное заключение было заменено на 25 лет лишения свободы. В этом деле не было политических мотивов. Он был приговорен к пожизненному заключению за убийство сына главы одного района. Преступление он совершил, защищая честь своей девушки. Пожизненное заключение выносится за убийство двух и более лиц. Этому человеку было вынесено чрезмерное суровое наказание. Очевидно, что бывший чиновник, который уже сам умер, в свое время использовал служебное положение для мести. Кстати, в то время девушку тоже посадили как «соучастницу». Но, несколько лет назад она была досрочно освобождена", - рассказал Джафаров корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, БКПЧ продолжит работу над освобождением остальных 70 лиц из списка организации. "Конечно, власть могла бы освободить больше лиц. Но помилование 40 лиц - это тоже результат. Мы предложили властям использовать другие правовые механизмы для освобождения несправедливо и неправомерно осужденных. Речь идет о принятии актов амнистии, условно-досрочным освобождении по решению судов, досрочном освобождении по болезни. Мы продолжим работу в этом направлении, контакты с представителями различных ветвей власти. Диалог в работе правозащитников необходим. И, конечно, власти должны прекратить новые политически мотивированные аресты", - отметил Джафаров.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" содержится справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 декабря 2024, 21:22
Более 2000 машин ожидают открытия проезда через КПП "Верхний Ларс"
-
22 декабря 2024, 19:32
-
22 декабря 2024, 18:34
Дипломаты призвали наказать убийц уроженца Дагестана в Иране
-
22 декабря 2024, 13:41
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26