Свидетели отвергли версию следствия по делу лидеров протеста в Магасе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Свидетель Магомед-Гирей Сукиев вопреки версии следствия заявил в суде, что ингушский активист Барах Чемурзиев не просил его собрать бойцов для участия в митинге. Обвинения в адрес семи лидеров протеста в Магасе абстрактны и могут быть распространены на большинство жителей республики, указал суду первый председатель "Опоры Ингушетии" Магомед Бекбузаров.
Как сообщал "Кавказский узел", дело семи лидеров протеста в Ингушетии о создании экстремистского сообщества рассматривается судом на Ставрополье с ноября 2020 года. Обвиняемые находятся под арестом, срок которого продлен до 9 ноября. На заседании 14 сентября демонстрировалось видео, из которого следует, что подсудимые пытались успокоить участников митинга в Магасе, а силовики допускали провокационные действия. Правозащитный центр "Мемориал"* считает политзаключенными всех семерых обвиняемых: Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова, Исмаила Нальгиева, Зарифу Саутиеву, Малсага Ужахова, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева.
26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный митинг против соглашения о границе с Чечней. Митинг был согласован с властями, но протестующие не разошлись на ночь, и утром силовики попытались разогнать их. Произошли столкновения. Уже после, в начале апреля 2019 года, в республике прошли массовые аресты активистов, говорится в справке "Кавказского узла" "Ингушетия: за девять дней задержаны 40 активистов". По данным Правозащитного центра "Мемориал"*, по "ингушском делу" вынесены обвинительные приговоры в отношении 37 человек. Все судебные процессы проходят за пределами республики — в Ставропольском крае. Преследование ингушских активистов ведется по политическим мотивам и направлено на прекращение публичной критики власти, утверждают правозащитники.
21 и 22 сентября в Ессентуках прошли очередные заседания Кисловодского городского суда, на которых, в частности, были допрошены два свидетеля. Один из них, житель Ингушетии, на заседании 21 сентября положительно охарактеризовал тех подсудимых, с которыми знаком, в частности, Ахмеда Барахоева и Зарифу Саутиеву. На следующий день был допрошен свидетель Магомед-Гирей Сукиев, который опроверг информацию, имевшуюся в материалах следствия — о том, что Барах Чемурзиев просил его собрать бойцов для участия в митинге. По словам Сукиева, он стоял у истоков создания правоохранительных органов Ингушетии и после такого предложения постарался бы привлечь его автора к ответственности. Сукиев также рассказал о том, что принимал участие в митингах 2018-2019 годов, и не видел, чтобы кто-либо из подсудимых нарушал закон, сообщил сегодня Правозащитный центр "Мемориал"*.
По инициативе защиты в суде 21 сентября исследовали два видео, сделанные в июне 2018 года. На одном из них представитель организации "Защитники Отечества" Мухтар Газгиреев говорит, что митинг в Магасе будет проведен, хотя власти не ответили на уведомление об акции. На втором видео десятки активистов 2 июня 2018 года пытаются пройти на площадь в Магасе для проведения акции протеста. Адвокаты указали суду, что шествие возглавляли члены оргкомитета по проведению данной акции, в том числе Дауд Хучиев, а не подсудимые. На видео из числа обвиняемых запечатлен только Малсаг Ужахов. Он не участвует в переговорах с властями, а просто наблюдает за происходящим.
22 сентября защита предоставила в качестве доказательства видео заседания конгресса ингушского народа, которое проходило в Назрани в октябре 2018 года. Малсаг Ужахов вступает там в перепалку с Ахмедом Барахоевым, выражая свое несогласие с процедурой ведения конгресса. По мнению адвокатов, представленные суду видеозаписи убедительно доказывают, что ни в мае, ни в октябре 2018 года подсудимые не создавали никакого экстремистского сообщества с единым умыслом и намерениями, а, наоборот, имели между собой разногласия.
По словам адвоката Джабраила Куриева, по ходатайству защиты судья приобщил к материалам дела решение Верховного суда Ингушетии от 27 марта 2020 года о ликвидации Совета тейпов. Верховный суд не усмотрел при этом в действиях Совета тейпов признаков экстремистской деятельности. "Это все происходило, когда Малсаг Ужахов находился под следствием, и в материалах уголовного дела есть утверждение, что с мая 2018 года было создано экстремистское сообщество. И в то же время у нас есть судебный акт, который говорит об обратном. Этот юридический преюдициальный факт для нас имеет огромное значение", — процитировал Куриева на своем сайте Правозащитный центр "Мемориал"*.
Бекбузаров также указал, что после ареста главы "Опоры Ингушетии" Бараха Чемурзиева организация практически никакой деятельности не вела. "Пока не видим возможности деятельность осуществлять, потому что власти очень болезненно реагируют на любую деятельность общественных организаций. То есть они боятся всего и вся. Я не знаю, почему. Наоборот, я считаю, с общественными организациями надо работать властям, взаимодействовать, спрашивать, что, как. Потому что только общество донесет до них, какие проблемы в обществе, что происходит, как люди видят ту или иную ситуацию. У властей своя точка зрения. Людей же много. Поэтому, я считаю, это ошибочная позиция властей, что они не работают с общественными организациями, как надо. Или вообще в принципе не работают, смотря, где это происходит. Без Бараха мы не хотим больше проводить никаких мероприятий", — сказал Бекбузаров в суде.
Информация о задержаниях противников соглашения о границе с Чечней собрана в хронике "Кавказского узла" "Протесты в Ингушетии: хроника передела границы с Чечней", а новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа размещены на тематической странице "Преследование активистов".
* — организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14