Защиту Полада Асланова не устроило решение Верховного суда Азербайджана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение Верховного суда Азербайджана сократить срок журналисту Поладу Асланову на три года будет обжаловано в ЕСПЧ, заявил адвокат, требующий освободить своего подзащитного. Правозащитники заявили о необоснованности преследования журналиста.
Как сообщал "Кавказский узел", 6 января Полад Асланов объявил голодовку, требуя пересмотра своего дела. 18 января жену Асланова принял генпрокурор Азербайджана и взял дело под личный контроль, но Асланов продолжил голодовку. Журналист озвучил жалобы на физическое и психологическое давление в колонии. Состояние Асланова резко ухудшилось на 18-е сутки голодовки, что обеспокоило врачей. На 19-е сутки голодовки он был госпитализирован в лечебное учреждение Пенитенциарной службы после того, как упал в обморок в колонии. 25 января, на 20-е сутки голодовки, Асланов прекратил акцию по настоянию врачей. Состояние журналиста ухудшилось после голодовки, но ему не оказывается медицинская помощь, заявила его супруга 29 января. 31 января Асланов был этапирован из Лечебного учреждения Пенитенциарной службы в СИЗО. Верховный суд Азербайджана сегодня частично удовлетворил кассационную жалобу журналиста, сократив ему срок наказания с 16 до 13 лет лишения свободы.
На процесс по делу Полада Асланова в Верховный суд Азербайджана пришли правозащитники и журналисты, а также представительница посольства США с переводчиком. В начале заседания сотрудник суда сказал, что оно будет закрытым, потому что "так решил судья, и это его полномочия". В зал был пропущен только адвокат журналиста Эльчин Садыгов. Однако, спустя несколько минут стало известно, что председательствующий судья Хафиз Насибов удовлетворил ходатайство адвоката о проведении открытого процесса и желающих пропустили в зал.
Слово сначала было предоставлено адвокату, который просил суд прекратить преследование Асланова по оправдательным основаниям. По словам Эльчина Садыгова, его подзащитный был осужден без представления достоверных доказательств, передал корреспондент "Кавказского узла", присутствоваший на заседании.
"В течение 19 часов после задержания Асланова в июне 2019 года он подвергался беспрерывным допросам в Службе госбезопасности (СГБ) без приглашения адвоката по выбору. Он подвергался психологическому давлению, угрозам ареста и его жены. Он дал признательные показания под давлением, только после этого освободили его супругу и дали возможность встретиться с адвокатом по выбору", - сказал Садыгов.
Он подчеркнул, что Асланов был арестован из-за публикации трех статей, в которых говорилось о вымогательствах силовиков у туристических компаний, организующих поездки паломников в Иран и Ирак.
"В материалах обвинения также указывались эти публикации. Обвинение утверждало, что Асланов имел тайные встречи в Иране с представителем спецслужб этой страны. Однако эти утверждения не опираются на достоверные доказательства. Свидетели в суде подтвердили, что во время поездки Асланов был всегда вместе с ними и не уединялся с кем-либо из иранцев. Другие привлеченные следствием свидетели не явились в суд, и суд не обеспечил их принудительной явки, и потому их показания на следствии не могут считаться доказательствами", - заявил адвокат.
Садыгов подчеркнул, что журналист подвергся преследованию "именно за профессиональную деятельность, критику спецслужб". Он просил суд оправдать его, поскольку "Асланов был арестован за свободу выражения".
Сам Асланов поддержал выступление адвоката. Журналист заявил, что на протяжении трех лет после ареста он и его семья подвергаются давлению.
"Давление на нас было постоянным. Даже в суд первой и апелляционной инстанций приходили и в зале сидели сотрудники спецслужб. Видимо, они так оказывали давление на суд и адвоката. И в колонии на меня оказывается давление, против меня настраивают других заключенных. Мои жалобы не доходят до адресатов. Я несколько раз проводил голодовки", - сказал Асланов.
Он призвал Верховный суд прекратить это преследование и восстановить справедливость. "Будет лучше, если мои права восстановят в Азербайджане, чтобы я не искал справедливости за пределами страны - в Европейском суде", - сказал Асланов.
Гособвинитель Рамиз Алвердов предложил смягчить наказание Асланову и снизить срок тюремного заключения на три года. При этом он заявил, что вина Асланова была "полностью доказана судом", но отметил "смягчающие обстоятельства" в виде отсутствия ранее судимости, а также семейного положения, в частности наличие малолетнего ребенка.
Суд после короткого совещания частично изменил приговор Бакинского апелляционного суда, сократив срок наказания с 16 до 13 лет лишения свободы.
Адвокат Садыгов заявил корреспонденту "Кавказского узла", что защита обратится теперь в ЕСПЧ. "Мы прошли все национальные судебные инстанции и теперь будем обращаться в ЕСПЧ. Очевидно, мы будем ставить вопрос о нарушении прав Полада Асланова по ст. 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 10 (свобода выражения) и 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Европейской конвенции прав человека", - сказал он.
Супруга журналиста Гюльмира Асланова сказала корреспонденту "Кавказского узла", что продолжит борьбу за права мужа и будет дальше привлекать к его делу внимание местной и международной общественности. Она не исключила, что муж может прибегнуть к новым акциям голодовки.
"Полад не смирится с несправедливостью. Решение Верховного суда несправедливо. Он не совершал преступлений. Ему мстят за разоблачения взяточничества силовиков. Я буду его поддерживать до конца. Но я не хотела бы, чтобы он вновь проводил голодовку, потому что это вредит его здоровью. Но пусть те, кто его упрятал за решетку, знают, что мы не остановимся, пока Полад не будет освобожден. Мы каждый день будем говорить о беззаконии против Полада и причинах этого произвола", - заявила Гюльмира Асланова.
Член НПО "Линия защиты" Зафар Ахмедов сказал корреспонденту "Кавказского узла", что пришел в суд, чтобы наблюдать за процессом, поскольку убежден в невиновности Асланова.
"Я с самого начала отслеживал это дело. Я посещал открытые заседания в суде первой инстанции и апелляционном суде. Ни одного убедительного доказательства против Асланова не было. Ни один свидетель против него не дал показаний. Они отказались от показаний на предварительном следствии", - сказал Ахмедов.
Другой правозащитник, глава Центра исследований фактов пыток Фикрет Джафарли также выразил уверенность в невиновности Асланова. "Наша организация фиксирует факты нарушения прав задержанных, пытки. Полад Асланов - один из тех, кто подвергся пыткам. Мы до конца отслеживаем его дело. Он стал жертвой своей журналисткой деятельности", - заявил Джафарли корреспонденту "Кавказского узла".
Гюльмира Асланова считает, что ее мужа преследуют за освещение случаев нарушения прав человека и дел политзаключенных. В обвинении фигурировали его публикации от 3 января и 5 января 2018 года на Xeberman.com, рассказала она "Кавказскому узлу". В этих публикациях говорится, как силовики требуют денег от турфирм за каждого паломника, который выезжает в Иран. Асланов также публиковал списки политзаключенных, фокусируя внимание на этой проблеме. В частности, "Новый список политзаключенных – 94 человека" был опубликован в интернет-издании Xeberman 17 октября 2016 года, рассказала супруга журналиста.
Глава Группы права медиа Халид Агалиев также считает, что Асланов пострадал именно из-за своих публикаций. "Сайты Полада Асланова освещали проблемы с правами человека, факты коррупции. В обвинении ему официально предъявили претензии из-за публикаций. Его обвинили в том, что, публикуя материалы о вымогательствах [силовиков], он выполнял задание иранских спецслужб по дискредитации госорганов Азербайджана на основе ложных утверждений. Однако убедительных доказательств его шпионской деятельности общественности не было предоставлено", - заявил правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, доказательной базы нет и утверждениям о финансировании изданий Асланова со стороны иранских структур. Вместе с тем, Агалиев, по его мнению, не обладал точными данными об источниками финансирования этих изданий.
Агалиев разделил медиа в Азербайджане по принципам финансирования на три группы, отнеся к первой "крупные провластные медиахолдинги, которые щедро финансируются государством". По его словам, "они формально соблюдают этические нормы, но больше освещают в позитивном свете деятельность госорганов".
"Вторая группа - это провластные сайты с численностью работников четыре-пять человек. Их используют не только для освещения деятельности правительства, но и для черного пиара против критиков власти. Наконец, третья группа медиа - это небольшие оппозиционные и независимые ресурсы. Часть из них получают помощь у международных доноров и сами зарабатывают на рекламе из аккаунтов в интернете. Другая часть - это сайты, в которых работают по два-три человека. У них минимальные расходы. У них даже редакций не бывает. Их владельцы как правило имеют альтернативный источник дохода - микро или малый бизнес. Они зарабатывают на рекламе со страниц в социальных сетях. Такие сайты, как правило, небольшими пожертвованиями могут поддерживать отдельные группы по интересам. Если сайт религиозной направленности, могут делать пожертвования знакомые владельцу верующие, если сайт лоббирует интересы малого бизнеса - некоторые бизнесмены. Сайты Асланова из последней категории сайтов, которые издаются при минимальных затратах, и соответственно приносящие скромный доход", - сказал Агалиев.
Случаи преследования активистов в регионах юга России и Кавказа освещаются на странице "Кавказского узла" "Преследование активистов".
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08