Жители Храморта настаивают на гарантиях безопасности для возвращения в село
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Если власти Нагорного Карабаха и российские миротворцы дадут гарантии безопасности, эвакуированные жители общины Храморт планируют вернуться в село, чтобы спокойно заниматься сельским хозяйством, не опасаясь обстрелов со стороны азербайджанских военных.
Как писал "Кавказский узел", 8 марта из-за обстрелов жители сел Храморт были эвакуированы. После 15 марта жители стали возвращаться в свои дома, но 24 марта Нагорный Карабах заявил, что азербайджанские военные нарушили линию соприкосновения в Аскеранском районе, а из общин Парух и Храморт были эвакуированы женщины и дети. В тот же день Баку отверг обвинения в нарушении границы. Большая часть эвакуированных семей обосновались у родных и знакомых.
Минобороны России 27 марта сообщило, что после переговоров Азербайджан вывел свои военные подразделения с территории в районе карабахского села Фурух (азербайджанское название села – Фаррух, армянское – Парух). Однако Минобороны Азербайджана опровергло эту информацию, сообщив, что военные остаются на своих позициях.
Власти Нагорного Карабаха провели сегодня очередное заседание Совета безопасности под председательством президента республики Араика Арутюняна, сообщило правительственное издание республики газета "Азат Арцах". На нем министр обороны Нагорного Карабаха Камо Варданян "выступил с докладом о ситуации на линии соприкосновения, подчеркнув, что оперативно-тактическая обстановка в последние дни была относительно стабильной на фоне определенной напряженности".
"Предпринимаются активные усилия для поддержания мира и стабильности в Арцахе (Нагорном Карабахе, - прим. "Кавказского узла")", - отметил президент республики Араик Арутюнян, и заявил, что "в этом плане имеются достаточно позитивные тенденции, … мы продолжаем наши усилия с российской стороной по возвращению азербайджанских войск из села Парух и высоты Караглух Аскеранского района на исходные позиции".
Омбудсмен Нагорного Карабаха Гегам Степанян рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что женщины, дети и старики из села Храморт остаются в эвакуации, а мужчины общины вовлечены в мероприятия по безопасности, добавив, что "эвакуированные граждане нашли пристанище в разных общинах Нагорного Карабаха и получают помощь от миссии Красного Креста и благотворителей".
"Международный комитет Красного Креста (МККК) в Нагорном Карабахе с понедельника предоставил 348 жителям села Храморт по 68 тысяч драмов (около140 долларов США), а ранее предоставил помощь в виде месячного запаса продуктов и средств гигиены. Частные благотворители и организации предоставляют помощь в виде продуктов и бытовой техники. В свою очередь, правительство пока продолжает оценку потребностей эвакуированных", - сказал Степанян. Пока неизвестно, когда жители Храморта смогут вернуться в свои дома, заметил он.
Руководитель общины Харморт Зорик Абрамян сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что село Храморт в последние дни не обстреливают, однако ситуация остается напряженной. Относительно села Парух Абрамян рассказал, что "в Парухе находятся российские миротворческие силы, а часть горы Караглух остается у азербайджанских военных, что делает жизнь в Парухе и Храморте небезопасной".
В селе остались только мужчины, и почти ежедневно на работу приезжают работницы администрации села, и еще часть женщин, чтобы "помочь мужьям в домашнем хозяйстве - приготовить еду, испечь хлеб, постирать, в огороде поработать", отметил Абрамян. Глава общины сообщил, что по состоянию на 8 марта 2020 года в Храморте проживало 87 семей, из них 11 семей - переселенцы из территорий, перешедших под контроль Азербайджана в результате войны 2020 года.
Директор школы Храморта Ануш Габриелян с семьей проживает у родственников в Степанакерте. По ее словам, из более 60 учащихся школы общины Храморт около 30 временно посещают школу в других общинах, где поселились после эвакуации. "Я на связи с родителями и детьми. По указу Минобразования наши ученики должны быть временно зачислены в школы, но они не изъявляют желания, потому что все ждут скорейшего возвращения в деревню, где хотят закончить учебный год. Тот же указ касается воспитанников дошкольного учреждения - в Храморте детский сад посещали более 15 детей, и часть из них распределены в садики по месту временного жительства", - сказала директор корреспонденту "Кавказского узла".
"Многие родители во время эвакуации не успели захватить школьные формы, принадлежности, книги", - отметила она. "Но этот вопрос уже урегулируется, потому что есть поддержка отдельных благотворителей, МККК. А когда обстановка спокойная, люди могут съездить домой и забрать необходимое", - сказала Габриелян.
Медсестра Гаяне Тигранян рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что не смогла покинуть Храморт, потому что она медработник, и здесь могут пригодиться ее навыки. "Как у медработника, у меня всегда наготове все необходимое для оказания первой медпомощи, в случае необходимости могу быть вовремя на месте. А пока вместе с несколькими женщинами мы занимаемся бытовыми делами, чтобы мужчины не отвлекались на готовку еды или стирку одежды", - сказала Тигранян. Пока привозить домой в село детей женщина не хочет, так как считает, что нет гарантий безопасности. "Пока миротворческий контингент не добьется, чтобы азербайджанские военные ушли на свои исходные позиции, говорить о безопасной жизни в Храморте невозможно", - заявила Тигранян.
Лена Оганян несколько дней назад вернулась в Храморт без детей. Она говорит, что может поехать к родственникам в другие села, но без своего дома не может. "Уже весна, в огороде так много работы. И другие работы по дому. Несмотря на опасность, я не удержалась и вышла в огород копать. И саженцы приготовила, чтобы посадить фасоль. А как по другому жить сельскому жителю?" - сказала женщина корреспонденту "Кавказского узла".
Мать двоих детей, вдова Тамар Петросян эвакуировалась из Храморта 24 марта. Женщина поселилась в одной из степанакертских гостиниц, где временно проживают ее родители из Гадрута (Гадрутский район перешел под контроль Азербайджана в результате войны 2020 года, - прим. "Кавказского узла").
"Мои престарелые родители из Гадрута. После войны 2020 года им выделили комнату в гостинице Степанакерта. Когда нас эвакуировали из Храморта, мне некуда было пойти с детьми и я приехала к родителям. Здесь, в гостинице, нас приняли. Вначале было тесно с родителями в одной комнате. Отец спал на полу, чтобы дети и я смогли спать на кровати. Тогда администрация гостиницы нам дала еще одну комнату, где я и дети ночуем. Но готовим еду и кушаем в комнате родителей", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
"Власти не говорят, когда мы сможем вернуться в наше село. Представители власти с нами встречаются, но ничего определенного не говорят. А я очень хочу вернуться к себе домой, там столько работы по хозяйству. Если я весной не начну сажать огород, то у нас не будет дохода. Но как я могу вернуться, если там небезопасно? Прямо над селом, на вершине Караглух, стоят азербайджанские военные посты, а мой дом под их прямым прицелом. Я не уверена, что в селе безопасно", - заметила Петросян.
Она рассказала, что искала в Степанакерте жилье в аренду, но цены очень высокие, она не может платить столько за аренду. "Пробовала искать временную работу в Степанакерте, но пока безрезультатно. Пока живем на пенсию и пособия. Еще нам предоставляют помощь в виде продуктов. Обещали финансовую поддержку. Но и оставаться в Степанакерте у нас нет желания - мы все с надеждой ждем, что вернемся в село", - сказала Тамара Петросян.
Пенсионер Рома Аракелян с семьей - женой, детьми и внуками - живут в Степанакерте у родственников. Он заявил корреспонденту "Кавказского узла", что "в двухкомнатной квартире тесно - до 10 человек, однако выбирать не приходится".
"Это уже четвертая война и четвертая эвакуация из села. В первую карабахскую войну азербайджанцы разрушили село. Когда вернулись, начали заново все отстраивать. Потом была война 2016 года, и опять эвакуация. В страшной войне 2020 года мы потеряли родных и думали, что никогда не вернемся в село, но вернулись и начали опять жить. И вот март 2022 года, опять нас угрожают убить, обстреливают минометами и после эвакуируют. Уже 15 дней мы ждем, чтобы ситуация разрешилась, чтобы азербайджанские военные посты были убраны, и мы вернулись бы в село. Но почему-то переговоры российских миротворцев не дают результатов", - заметил пожилой человек.
"Всю жизнь прожил в Храморте. Там женился, родил детей, несколько раз достраивал дом. И вот опять, на старости лет, вынужден оставить свое родное село. Теперь целыми днями сижу в городской беседке и тоскую по дому. Очень хочу вернуться в село, но сыновья и внуки, которые остались в Храморте, не разрешают. А когда можно будет, и когда в Храморте будет безопасно, никто ничего не говорит и не обещает", - сказал Аракелян.
Напомним, полномасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе велись с 27 сентября по 9 ноября 2020 года. 10 ноября 2020 года в Москве представители Армении, Азербайджана и России сделали совместное заявление о прекращении боев. В результате Азербайджан получил контроль над двумя третями территории Нагорного Карабаха. Какие это территории, указано на опубликованной на "Кавказском узле" карте.
Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
Новости о событиях в зоне карабахского конфликта "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Карабах: худой мир или война?".
* – 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
14 ноября 2024, 14:39
-
14 ноября 2024, 14:18
Суд в Ростове-на-Дону назначил гражданке Украины реальный срок за призывы к терроризму
-
14 ноября 2024, 12:29
-
14 ноября 2024, 11:40
-
14 ноября 2024, 10:43
-
14 ноября 2024, 10:08
Республики Северного Кавказа столкнулись с нехваткой мусоровозов