Восстановление собора в Баку растопило русские сердца
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После официальной части открытия, когда высокие гости разъехались, простым верующим было позволено войти в храм. Трудно передать словами трогательную атмосферу, которая царила внутри. Толпа верующих, преимущественно бабушек, молодые женщины с детьми на руках. Приятный запах сгоравшего парафина придавал еще больше благодушия, которое охватывало верующих, молящихся под песнопения небольшого хора. Отражавшееся в мозаиках свечение создавало иллюзию многозеркалья.
Среди прихожан стояла одна совсем уж согбенная старушка, которая уверяла окружающих, что была здесь с родителями в ту пору, когда храм еще не закрыли большевики. Оспаривать это утверждение никто не взялся.
Если то, что говорила эта женщина, было правдой, в последний раз ей довелось молиться в Соборе святых жен-мироносец в 1920 году, когда в Баку вошла Красная Армия.
Состоявшееся 24 февраля торжественное открытие кафедрального собора после более чем 80-летнего вынужденного бездействия свидетельствует о благожелательном отношении к русской православной церкви нового Азербайджана. Более того, это событие должно способствовать не так давно наметившемуся потеплению в отношениях между Баку и Москвой, которые в начале 90-х характеризовала крайняя напряженность.
Отмечая значимость этого события, посол РФ в Азербайджане Николай Рябов отметил, что Азербайджан в очередной раз демонстрирует свою приверженность традициям религиозной толерантности, уважения к представителям других религиозных конфессий. Он особо отметил уникальную архитектуру храма, сочетающую в себе православие и восток.
В Баку имеются еще две православные церкви, куда ходят молиться представители здешней русской общины. Но место, которое занимает в жизни города Собор святых жен-мироносец, особенное. Поразительное сочетание стилей, которым отличается здание собора, делает его одним из примечательнейших архитектурных памятников азербайджанской столицы. Собор был возведен еще в 1909 году благодаря частным пожертвованиям азербайджанских меценатов, в частности, богатого нефтепромышленника Гаджи Зейнал-Абдина Тагиева.
В 1920 году после прихода к власти в Азербайджане большевиков собор был закрыт, а его настоятель убит. Затем в этом здании размещался склад, впоследствии переделанный в спортивный зал. И лишь в 1991 году полуразрушенное здание храма было передано Русской православной церкви. Ремонтно-восстановительные работы в Соборе освятил во время своего визита в Азербайджан в мае 2001 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, присвоив ему статус кафедрального собора Бакинской Епархии.
По данным Государственного комитета по работе с религиозными организациями, 95 процентов населения Азербайджана - мусульмане. Страна может гордиться своими традициями религиозной толерантности. Так, в Баку функционируют три православные церкви и три синагоги.
Но при этом некоторые протестантские конгрегации, в частности, баптисты жалуются на то, что азербайджанские власти препятствуют их работе в стране.
Из всех действующих на территории Азербайджана немусульманских конфессий наибольшее число прихожан у православной церкви. Точной информацией о числе прихожан центральная православная святыня в Азербайджане - Собор Пресвятой Богородицы - не располагает. В канцелярии Бакинской епархии IWPR сообщили, что в настоящий момент в Азербайджане проживают около 150 тысяч русских. Но православные храмы посещают также и украинцы, белорусы, греки и православные азербайджанцы.
Но религиозная значимость этого события едва скрывала его политический контекст. Выступая на церемонии открытия, президент Гейдар Алиев заявил, что воссоздание храма "является еще одним немалым шагом в дальнейшем развитии межгосударственных отношений между Азербайджаном и Россией".
"Многие наблюдатели склонны полагать, что президент посетил открытие православной святыни, сделав тем самым реверанс в сторону России. В свете того, что Азербайджан официально признал свое участие в антииракской коалиции, такой жест может во многом смягчить негативные последствия для нашей республики со стороны России, которая, как известно, является одним из ярых противников войны в Ираке", - считает Лейла Юнус, директор Института мира и демократии.
По словам Юнус, азербайджанский народ всегда отличался терпимостью к представителям других конфессий, в том числе и православной. Тут же она добавила: "Однако мне кажется, что Собор был восстановлен на деньги азербайджанского мецената, а не прихожан или финансов русской православной церкви, по прямому распоряжению главы государства. Дело в том, что любое сколько-нибудь масштабное меценатство в Азербайджане осуществляется под давлением правящего режима".
Значительный вклад в восстановление храма внес азербайджанский меценат, крупный российский бизнесмен Айдын Курбанов. Его участие в этом проекте уже сейчас является предметом горячих споров. Так, на прошедшем 22 марта в Баку общем собрании общественного объединения Союза соотечественников граждан России, было высказано общее мнение, что "восстановление кафедрального Собора святых жен-мироносиц вызывает противоречивые чувства, так как его реконструкция осуществлялась на деньги азербайджанского предпринимателя".
Однако мнение Союза разделяют далеко не все православные в Азербайджане. "А какая разница, ведь он потратил деньги на благое дело. Мы всегда дружили с азербайджанским народом, и Бог помогает всем по их поступкам", - сказала нам верующая, представившаяся Лидией Гордеевой.
А вот один из священнослужителей, предупредивший, что им запрещено официально общаться с прессой без благословения Бакинской епархии, высказался иначе. "Конечно, в некотором смысле обидно, что нет чисто русского капитала в восстановлении Собора. Но православная церковь в Азербайджане не располагает большими финансовыми возможностями, поэтому мы от имени Бога приветствуем любое меценатство, если оно исходит из богоугодных побуждений", - заявил он.
Опубликовано 3 апреля 2003 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39