Правозащитники назвали распространенной практику отказов в выдаче паспортов женщинам в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Усиление контроля над женщинами в Чечне привело к отказам выдавать загранпаспорта жительницам республики без поручительства члена семьи. Эта практика грубо нарушает закон и права человека, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
"Кавказский узел" неоднократно описывал судьбы уроженок Чечни, которые решились на побег из-за насилия со стороны родственников. Так, жительница Чечни, сопротивлявшаяся многолетнему насилию со стороны мужа и отца, смогла покинуть республику и уехать из России вместе с четырьмя детьми. История Халимат Тарамовой закончилась принудительным возвращением домой. 10 июня 2021 года силовики вывезли Тарамову, находившуюся в махачкалинском шелтере для жертв домашнего насилия, к родственникам в Чечню.
Сбежавшая от домашнего насилия уроженка Чечни Халимат Тарамова в 2021 году была вывезена дагестанскими силовиками из шелтера в Махачкале и передана чеченским силовикам, которые вернули ее родственникам в Грозном. Подробнее об этом можно прочитать в справке "Кавказского узла" "Халимат Тарамова: жертва традиций и силовиков".
Совершеннолетней жительнице Чечни отказали в выдаче загранпаспорта без присутствия члена семьи, говорится в пресс-релизе Кризисной группы СК SOS, поступившем в редакцию "Кавказского узла". Девушку попросили прийти с родственником-мужчиной, чтобы тот заполнил некое "поручительство". Адвокат жительницы Чечни подал жалобу на решение. "Институт поручительства вообще невозможен, не предусмотрен при выдаче документа, удостоверяющего личность", — подчеркнул он в жалобе и попросил выдать паспорт.
В Кризисной группе СК SOS подчеркнули, что их подзащитным часто не выдают необходимые документы. Сотрудники Управления по вопросам миграции требуют, чтобы присутствовал "поручитель" — старший родственник мужского пола. При этом для таких требований нет никаких законных оснований, так как все подзащитные организации — совершеннолетние люди, которые имеют право самостоятельно получать документы.
В 2015 году Магомед Аламов из Команды против пыток* и юрист Абубакар Янгулбаев сообщали о задержании девушек под предлогом того, что они уедут в Сирию, рассказала правозащитница и журналистка Светлана Анохина.
"Но сейчас мало кто бежит в Сирию. А гайки закручены и не раскручиваются. Сейчас это делается по другой причине, власти Чечни решили, что необходимо контролировать женщин. Для получения загранпаспорта одна из наших заявительниц, женщина с четырьмя детьми, вынуждена была искать родственника со стороны отца, без него паспорт ей не отдавали, чтобы, не дай бог, не смогла собой распоряжаться и куда-то уезжать", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
На блокпостах могут "тормознуть автомобиль с чеченскими номерами, если за рулем женщина", отметила правозащитница.
"Могут тормознуть девушку с ребенком или без в Грозненском аэропорту, даже если перелет внутри страны. У одной моей собеседницы потребовали, чтобы она набрала по телефону отца и он подтвердил, что он в курсе, что она улетает в Москву", - сказала Анохина.
По ее словам, это происходит с попустительства государства. "Сейчас случай уникальный – девушка находится в безопасности и потому у нее есть возможность опротестовывать решение чеченских властей. А остальным что делать? Тем, кто в Чечне? Кого за любую попытку напомнить, что они по Конституции тоже имеют права наравне с мужчинами, просто согнут в бараний рог. Но вообще тенденция по усилению контроля над женщиной расцвела так с попустительства властей России", - сказала Анохина.
Подобные случаи бывали и раньше, сказала корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь Кризисной группы CК SOS Александра Мирошникова. "Безусловно, это не единичный случай. Мы регулярно сталкиваемся с тем, что нашим подзащитным девушкам в Чечне не выдают загранпаспорт без сопровождения родственника-мужчины", - сказала Мирошникова. Привести конкретные примеры она отказалась.
Член Московской Хельсинкской группы**, журналист Валерий Борщев отмечает, что в данном инциденте имеет место нарушение прав человека.
"Российское законодательство игнорируется. Это грубое нарушение, в том числе и прав человека. И это устойчивая традиция, которая не меняется. Многократно бывал на Кавказе и о подобных фактах знаю. Это не единичный случай. Формы бывают разные: в данном случае не дают документ, в другом случае что-то еще", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что старшие родственники, независимо от их статуса, чаще всего имеют власть над младшими, при этом – независимо от пола. "Старший родственник имеет право высшего голоса над младшим родственником – это известная традиция. Кто-то с ней борется, но она до сих пор устойчива", - закончил Борщев.
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте и в приложении IOS, а также в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp*** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* "Комитет против пыток" внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Юристы организации создали "Команду против пыток".
** 25 января суд в Москве удовлетворил иск Минюста о ликвидации Московской Хельсинкской группы.
*** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"