Фильм о взаимоотношениях России и Кавказа показан на фестивале "Золотой абрикос"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В картине российского режиссера Алексея Федорченко "Большие змеи Улли-Кале", который был показан в рамках международной конкурсной программы XX фестиваля "Золотой абрикос" в Ереване, рассказывается о многовековой и противоречивой истории отношений России и народов Кавказа.
Как сообщал "Кавказский узел", девизом XX Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" стал слоган: "Looking back is yet to come" (Оглядываясь в грядущее). В программу фестиваля вошло около 70 фильмов, его открыл фильм Джессики Вудворт "Лука".
11 июля в Ереване состоялся показ фильма российского режиссера Алексея Федорченко "Большие змеи Улли-Кале". Фильм вошел в международную конкурсную программу XX фестиваля "Золотой абрикос", передает корреспондент "Кавказского узла".
Фильм в жанре исторической драмы стилизован под черно-белое немое кино, а местами и под анимацию. Режиссер собрал историю сложных взаимоотношений Российской империи и Кавказа, столкновений местной культуры и обычаев с имперскими традициями в эклектичную конструкцию из девяти глав и предисловия. Удивительным образом чередуются истории о влиянии Кунта-Хаджи Кишиева на учение Льва Толстого о непротивлении злу насилием, конфликте Александра Пушкина с горцами, службе Михаила Лермонтова на Кавказе, ссылке имама Шамиля.
Режиссер Алексей Федорченко рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что, работая над сценарием, он стремился отойти от Толстого, Пушкина и Лермонтова, так как большинство произведений про Кавказ, по его словам, в России снимается с оглядкой на классиков.
"Мне же хотелось снять другой взгляд, основываясь на первых исследователях Кавказа, на текстах суфийских шейхов, желая посмотреть на эту историю с точки зрения народов Кавказа", - отметил он.
По словам режиссера, работая над фильмом, он открыл для себя новый Кавказ. Работа над материалом длилась год, но в фильм вошла лишь часть наработок. "До того я ничего не знал [про Кавказ], но когда копаешь – узнаешь много интересного и хочешь поделиться этим", – сказал Федорченко.
Режиссер хотел показать, что с покоренными народами надо общаться на равных, что есть и другой взгляд, заслуживающий существования. "Любой малый народ имеет право быть. И иначе представлять историю, философию и отношения с соседями. Я хотел снять фильм о том, как Россия повлияла на Кавказ, и как Кавказ повлиял на Россию", – подчеркнул он.
В основу сценария легли исторические факты, добавил режиссер. "Фильм удивителен тем, что все истории – на 99% правда. Придуманная история – рамка, а события, о которых идет повествование, реальность, я их брал из первоисточников", – сказал Федорченко.
Кинокритик Алиса Таежная считает, что автору удалось показать противоречия России и Кавказа. По ее мнению, противоречия основан на глубоком непонимании, нежелании видеть людей другой культуры.
"В России до сих пор говорят – "на Кавказе", не различая, где Южный Кавказ, а где Северный Кавказ. Для многих Кавказ – это горы, где живут разные народы, говорящие на разных языках. Таким показывает Кавказ имперская культура, если брать литературные традиции Москвы и Петербурга XIX века, поэтов и авторов, которые приезжали на Кавказ. Но самое интересное, в фильме показано, как Пушкин, Лермонтов и Толстой менялись на Кавказе, иначе осознавали себя, историю, которую не найдешь в учебниках", – заявила она корреспонденту "Кавказского узла".
С развитием внутреннего туризма за последние 10-15 лет россияне стали открывать для себя Россию – Урал, Сибирь, Камчатку и Северный Кавказ, считает Таежная. "В 1990-е в эпоху двух чеченских войн и терактов шла информационная война, которая демонизировала [кавказский] регион, маркировала его как источник больших проблем. Алексей [Федорченко] провел огромную работу, изучая историю и общаясь с местными жителями. Фильм помогает понять кавказскую культуру", – сказала кинокритик.
Это фильм не про покорение Кавказа, это картина о необходимости доверия и диалога, в противном случае не избежать конфликта и насилия, подчеркнула она. "Можно держать под жестким контролем покоренные народы. Однако люди вправе жить свободно. У фильма есть четкий мотив – войны заканчиваются, остаются легенды и мифы, которые несут культурную связь из поколения в поколение, могут стать языком общения. Это фильм политический, в то же время очень ироничный по отношению к государству, как системе, политикам", – заключила Таежная.
Кириллу из России понравился стиль, с помощью которого режиссер преподносит свои истории, не смешивая их между собой.
"Сложно, конечно, сказать, насколько это привязано к реальности, однако это достаточно интересно", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
К фильму не надо относиться с позиции согласия или несогласия, это картина, рассказывающая историю, и эту историю приятно узнать для себя, подчеркнул Кирилл.
По его словам, фильм не ставит перед собой цель передать противостояние России и Кавказа. "Но противоречия естественны <...> А совершенно разным людям сложно принимать и понимать друг друга", – пояснил гость фестиваля.
Он считает, что фильм Алексея Федорченко – фестивальный. "Массовый потребитель не заинтересован почерпнуть новые познания, ему легче пролистать соцсеть, чем посмотреть двухчасовой фильм", – отметил Кирилл.
Виген Симонян остался под впечатлением от фильма. По его словам, автор в картине сочетает реальную историю и мифы.
"Каждая история – борьба. Борьба за свою культуру и традиции. Традиции сидят глубоко, на генетическом уровне. Россия никогда не сможет покорить Кавказ, подчинить его себе. В фильме тонкой линией проходит критика колониальной политики России", – заявил он корреспонденту "Кавказского узла".
Напомним, в 2022 году на фестивале в Ереване было показано около 100 фильмов, в том числе ленты-участники Каннского, Берлинского и других международных кинофестивалей. В конкурсе полнометражных фильмов XIX кинофестиваля "Золотой абрикос" одержал победу фильм Ли Жуйцзюня "Возвращение в прах".
Скачай приложение "Кавказского узла" – работает в России без VPN! В нашем приложении на Android (пользователи этой платформы также могут использовать для обхода блокировок браузер CENO) или IOS вы всегда прочитаете материалы "Кавказского узла". Если приложение будет исключено из Google Play или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08