Досуг в Грозном глазами приезжего
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Первое, что я понял, попав в Грозный, это то, что представлял я себе здесь все по-другому. Думаю, что если неверное представление о городе было даже у меня, жителя соседней республики, то у людей, которые живут дальше, оно должно быть еще искаженней. И дело здесь не в том, что в государственных СМИ сейчас вовсю "раскручивают" образ строящегося, безопасного и возрождающегося города, нет, я не был в этой ловушке. Но все же я был удивлен. Я думал, что все будет гораздо хуже.
Во-первых, я не думал, что в Чечню так легко попасть, я имею в виду досмотры на постах. Мне ни разу не пришлось выйти из машины, меня никто не обыскивал и никто не обыскивал нашу машину. Хотя именно этого я ожидал. Я только положил в паспорт десять рублей по совету водителя и, забрав его пустым, поехал дальше. "На всякий случай", сказал опытный водитель.
Следы войны
Единственное, что оказалось ожидаемым в Грозном, это следы войны, хотя и они поразили своим масштабом. Человеку не знакомому с такими картинами сначала это все кажется нереальным. Первое время просто трудно прийти в себя. Но потом видишь, как какие-то ребята смеются на улице и понимаешь, что люди давно привыкли к этим картинам. Они ездят в маршрутках, сидят в кафе, смотрят на девушек в длинных юбках, в общем, пытаются жить, как это делают все. Вообще-то я и представить себе не мог, что в Грозном можно посидеть в кафе и спокойно выпить пиво. Большинство моих друзей не верили, когда я в последствии им об этом рассказывал.
В поисках досуга
Отойдя немного от первого впечатления, я принялся за поиски досуга в Чечне. Помогал мне в этом Магомед Самбиев, который работает инструктором в тренажерном зале. Он сказал, что мне, что "молодежи в Чечне сейчас нечем заняться. У них очень небольшой выбор и чтоб не скатиться в наркотики и алкоголь многие выбирают спорт".
Вместе с Магой мы отыскали в Грозном два кинотеатра, что также было для меня удивительным. То есть, оба были похожи на самые настоящие кинотеатры с попкорном, кафе при входе и афишами на стенах. Правда, как оказалось туда почти никто не ходит. Это мне сказал Ахмед, администратор кинозала "FIRST". "В среднем два-три человека за сеанс", сказал он с расстроенным видом. Ахмед считает, что все сидят или в компьютерных клубах или в игровых автоматах. Это, наверное, действительно так, но мне кажется, что компьютерные клубы и залы игровых автоматов нигде не пустуют. Кроме кинотеатров и других вышеперечисленных мест отдыха, других заведений для развлечений я не нашел.
Фонтан
Остаток дня мы просидели у фонтана на центральной площади. Уже слегка привыкший видеть другое, я нашел этот фонтан, как и два новых здания в центре города, немного неуклюжими попытками изобразить возрождение жизни. Хотя, я конечно не прав, ведь с чего-нибудь надо действительно начинать.
Девушки
На второй день, глядя на фасады домов, я попытался представить себе, каким был этот город до войны и нашел его весьма привлекательным. Помпезные "сталинки" с вычурными фасадами... сейчас таких не построят. На второй день я вообще стал замечать много других интересных вещей. Так, я заметил, что на улицах Грозного очень много молодежи. И среди них немало девушек. От многих из них я подолгу не мог отвести взгляд. Правда, они глаза не поднимали.
Позже я познакомился с одной из них. Ася Умарова, студентка второго курса Грозненского университета, категорически не согласна с тем, что в Грозном нечем заниматься. Ася рисует картины, сочиняет стихи и играет под гитару песни собственного сочинения. "Меня бесит то, что парням здесь можно все, а девушкам ничего. Поэтому я все и делаю, из чувства протеста". Так говорит смелая девушка Ася. В принципе, она была наиболее оптимистично настроенным моим собеседником в Грозном.
О музыкальных вкусах
Например, Руслан из рок-группы "Ночь" выглядел куда более подавленным. Руслан занимается музыкой в Грозном вот уже 14 (!) лет, начинал еще при Дудаеве. Сейчас коллектив разбросан по всей стране, в поисках лучшего музыканты разъехались, и в Грозном остался только Руслан, вокалист и автор большинства песен. О прежних временах он вспоминает с ностальгией. "Тогда был сильный интерес, была интеллигенция. А сейчас все разъехались. Если бы ты был здесь до войны, сам бы увидел. Раньше на улице можно было услышать GENESIS или ROBERT PLANT. Но ничего, вернутся люди из-за границы, вернется интеллигенция". Дальше Руслан начал ругаться, часто упоминая при этом фамилию Басков.
Вообще-то, что касается музыкальных вкусов грозненцев, то здесь я с Русланом согласен. Музыка на улицах Грозного играет паршивая и звучит она при этом ужасно громко. Я еще могу понять всеобщую любовь к "Черным глазам", это мегахит по всему Кавказу, но остальное вообще назвать музыкой было бы натяжкой. Как ни обидно констатировать, но музыкальный вкус здесь диктуют маршрутчики и таксисты.
Единственной приятной находкой здесь была музыкальная передача на местном телеканале ГТР "Рок-арт". Я был по хорошему удивлен, когда увидел молодежную передачу о новинках музыкального мира. Потом я нашел этих ребят, которые ее делали. Одного зовут Али, другого Шамиль. Они рассказали мне, что долго воевали с министерством печати и коммуникаций, прежде чем смогли запустить первый выпуск. "Понятия о досуге здесь просто нет", сказал мне Али, "все сидят по своим дворам и ничего не делают". Мне нечего было возразить, но мне кажется, что такие, как эти двое и обеспечивают досуг в разрушенном войной городе.
О великих писателях
Вообще-то, в тот последний день я повстречал много творческих людей, всех здесь не упомянешь. Больше всего было среди них великих писателей. Меня постоянно знакомили с какими-то поэтами, имена которых сразу вылетали у меня из памяти. Но их количество не могло не радовать.
А самую интересную вещь мне рассказала Сацита Исраилова, директор грозненской библиотеки. Оказывается, знаменитый фантаст Айзек Азимов был чеченцем. Признаться, я ей не поверил, но она настаивала. "Его племянник до сих пор сюда приходит, много читает, правда все больше своего дядю".
В общем, литературная жизнь в Грозном мне показалась довольно оживленной. То есть, я хочу сказать, что она может не настолько оживленна, как в других больших городах Северного Кавказа, но на фоне событий последних 10 лет, она просто кипит.
Через призму войны
Волей не волей, но здесь все приходится рассматривать через призму войны. Я хочу сказать, что может мне не совсем понравились песни группы "Ночь" или стихи Аси Умаровой, но, учитывая условия, в которых они творят, для меня они просто молодцы. Здесь все построено на различиях, крайностях и парадоксах. Когда мы вышли из библиотеки, где я часа два разговаривал с творческими личностями, передо мной, гремя оружием, пробежал какой-то человек в черном. Мне эти картины не кажутся органичными. За два дня увидел слишком много оружия и пообщался с массой достойных людей.
Плохо-хорошо
Я бы мог обо всех них рассказать подробней, но чтоб не утомлять, лучше я подведу итог своим впечатлениям о городе и сделаю свой любительский вывод.
У людей за пределами Чечни ограниченное представление об этой республике. Мне кажется, что люди находятся во власти двух крайних представлений о происходящем в Чечне. Одни считают, что там идет процесс возрождения и налаживания мирной жизни. Другие, несогласные с этим, полагают, что в Чечне до сих пор идет война и что жизни там просто нет.
До какой-то степени обе эти точки зрения кажутся мне верными, но лишь до какой-то. Все вообще не так просто и однозначно. Нельзя однозначно сказать, что именно происходит, приходится описывать все в мелких подробностях. Ведь каждый видит по-своему. Поэтому, мне хотелось бы, чтобы люди перестали думать о Чечне понятиями плохо-хорошо, как это делал раньше и я. Нужно тренировать свой взгляд. Именно об этом я думал по дороге домой.
Алан Цхурбаев
Опубликовано 16 августа 2005 года
источник: Газета "Чеченское общество"
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13
-
23 ноября 2024, 18:47
-
23 ноября 2024, 15:50