В Чечне и Дагестане сформированы новые составы ОНК
Завершилось формирование общественных наблюдательных комиссий в половине из общего числа регионов страны (на эту тему я уже писал вот по этой ссылке http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/342/posts/26247). Комиссии четвертого созыва провели свои первые заседания и приступили к своей работе. К процедуре формирования комиссий и к результату работы Совета Общественной палаты Российской Федерации, который и утверждал их количественный и персональный состав, осталось много вопросов. Большое количество общественных наблюдателей, отработавших уже три созыва, не вошли в новые составы комиссий, по причине ограничений, установленных законом, который гласит, что лицо, отработавшее в ОНК три срока, не может входить в состав этой комиссии. Но большинство наблюдателей, зарекомендовавших себя как профессионалы высокого уровня, люди преданные своему делу, готовые жертвовать своими ресурсами, силами и средствами, ради изменения ситуации в местах принудительного содержания, в новый состав ОНК не вошли. Причин такой ситуации несколько, они требуют детального разбирательства и ее незамедлительного исправления.
Из числа комиссий Северо-Кавказского федерального округа, составы комиссий обновились только в двух регионах, Чечне и Дагестане, но эти обновления стали кардинальными, полномочия комиссий Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Ставрополья, истекают только в 2017 году, а Северной Осетии – в 2018. Необходимо остановиться на новых составах ОНК Чечни и Дагестана, так как опытом общественного наблюдения в изоляторах и колониях, в новых составах обладают единицы.
Так, в ОНК Чеченской Республики, раньше входило 10 человек, которые имели правозащитный опыт и занимались общественным контролем не первый год. Новый состав комиссии включает в себя 15 человек, что, конечно же, лучше, но реальным опытом наблюдения за тюрьмами, обладает всего 2 человека и, например, опытной Асет Мальсаговой, возглавлявшей прежние составы комиссии, там уже нет.
В ОНК Республики Дагестан раньше входило 20 человек, регион немаленький, мест принудительного содержания хватает, и число наблюдателей должно было быть соответствующим. В новый состав комиссии входит всего 9 человек, из которых только 2 обладают опытом общественного контроля в МПС. Нет в новом составе прежнего председателя Гасана Айгунова, как и Светы Исаевой, Закира Магомедова, Магомеда Шамилова, Абдурахмана Юнусова.
Трудно сказать какой станет работа новых комиссий, в любом случае для приобретения опыта им понадобится время, которого как всегда мало и постоянно не хватает.