Кущевский атаман
Офис Кущевского станичного казачьего общества совсем небольшой. Две комнаты в первом этаже жилой пятиэтажки. До казаков тут размещался магазин. Полно стэндов и небольшая выставка старинных вещей станичного быта — древние чугунные утюги, стиральная доска, дореволюционные деньги, награды царских времен, самовар — подарок одной станичницы. Над рабочим столом атамана висит герб Кущевского района, в углу икона столетней давности, доставшаяся по наследству от предков, чудом пережившая коллективизацию и раскулачивание.
Атаман Ейского отдела Кубанского казачьего войска (ККВ), казачий полковник Василий Бережной рассказывает об обществе и не только:
«Кущевское районное казачье общество появилось в станице в 1993 году, когда стало возрождаться казачье войско. Оно объединяет пять станиц, в том числе Кисляковскую, которая сильно пострадала в 30-е годы от голодомора. Из тринадцати тысяч населения выжили только шесть. Это известный факт, у казаков отбирали все, что было. Не излишки, а вообще все. Зерно люди оставляли для того, чтобы сеять. И его отбирали.
В 1990-е годы многие шли под защиту казачества, фермеры стремились под нашу «крышу». Мы в обиду не давали тех, кто обращался. Формальных полномочий у нас не было, но была сила. Вы же понимаете, когда можно поднять по первому зову двести-триста человек, и все про это знают...
Были ситуации, когда приходилось демонстрировать эти силы, собирать казаков по тревоге. В последние годы к нам часто обращаются женщины в связи с домашним насилием. Жалуются, что муж побил. Мы тогда «лечим». Выезжаем, объясняем, как надо вести себя с женой. Надо сказать, что действует.
Сейчас помимо охраны общественного порядка, мы помогаем пограничникам сторожить государственную границу. Кроме того, казаки содействуют природоохранной службе. Много выявляем нарушителей, кто незаконно рубит лес.
* * *
Раньше у казаков было свое здание, оно и сейчас есть, но не наше. Одно из самый старых в станице. В 1908 году на деньги общины построили здание казачьего правления, или штаб в Кущевке. Но после революции началось расказачивание, раскулачивание, истребление казаков, высылка в Казахстан... и штаб забрали. Сделали там райком партии, потом дом пионеров, ЗАГС когда-то был. А сейчас там дом творчества. Мы поднимали вопрос, пытались вернуть это злание, но нам ответили, что нет такого закона. А когда отбирали, был такой закон?
После возрождения войска мы базировались в новом штабе, но здание попало под снос и тогда глава района выделил нам эти две комнаты. Коммунальные услуги оплачивает войско. На краевом уровне казаков поддерживает губернатор Ткачев, он и сам казак, и председатель законодательного собрания Бекетов.
* * *
Я потомственный казак, у меня предки с Дона. Мой дед оттуда. Одна его фотография чудом осталась. Пережила все войны. Здесь, на Кубани он жил в селе Подкущевка, это рядом со станицей. Раньше оно называлось «донская сторона».
Увы, подробностей жизни деда я не знаю. В советское время к казачеству относились больше как к носителю фольклора, нежели как к реальной силе. Хотя, когда я служил в армии, попал в Венгрию, то все, узнавая, что я с Кубани, говорили, а, так ты казак.
Тогда это не афишировали, один из немногих сохранившихся в моей семье документов из тех времен — бабушкина метрика. Там есть графа «сословие» и указано «казачка». У нас хранится фото старое, редкое — казаки Кущевского куреня, проводы на японскую войну. Язык до революции был свой, «балакали». Даже и сейчас в некоторых станицах, в Ростовской области, в том числе, в Старочеркасской сохранилось казачье наречие.
Мы много работаем со здешней молодежью. Огорчает, что большинство не стремится в армию. В советское время было престижно служить, а сейчас не престижно. Наоборот, многие гордятся, что избежали службы, откосили. Мои командиры так говорили: армия — это школа мужества, которую нельзя пройти заочно. Там человек воспитывается, растет, мужает. Я спортсмен, футболист. Отец мой тоже был футболистом. Я по стопам отца пошел.
Нас очень обрадовала недавняя новость, что чемпионат мира будет в России проходить.
Школьники узнают о казачьем обществе друг от друга, либо видят своих сверстников казачат на парадах и спортивных соревнованиях. Красивая форма и погоны на плечах притягивают.
Всего сейчас в станице около двухсот казачат. Многие ходят постоянно, проявляют инициативу. Сейчас мы пытаемся открыть фехтовальный клуб, скорее всего он после нового года будет функционировать, воспитанникам понравится. Дети любят быть сильными.Мы каждый год, на месте боев времен Великой Отечественной, принимаем школьников в казачата.
Взрослые казаки тоже дают присягу там, на месте героической атаки наших предков.
Я долгое время еще до казачьего общества работал с молодежью. Сейчас спорт развивается, вроде возможности есть, интернет под рукой, телевидение. Но чувствуется, что молодежи чего-то не хватает. Думаю, духовного потенциала недостаточно. Все эти годы наложили свой отпечаток. Мы же, Россия, православная страна, а сейчас перестали бога боятся.
Мне бабушка говорила: «Нашкодил, бог тебя покарает». Надо в школах духовность детям прививать, чтобы человек знал о православии, знал, что надо пойти в церковь, поставить свечку, помолиться, отдать дань традиции.
* * *
Не только мальчики, но и девочки к нам в общество приходят. Мы ведем двадцать шесть казачих классов, в школах есть музеи истории станичной. Участвуем в парадах не только в районе, но и в Краснодаре. Когда мы вывозим наших воспитанников на сборы, нас сопровождает местный священнослужитель, батюшка Евгений или батюшка Игорь. Там дети учатся стрелять, изучают историю казачества, историю России, православия, играют, купаются. Ребятам казачатам нравится на сборах. Три дня там проведут, а потом все спрашивают, когда в следующий раз поедем? Им надоело наверное по улицам болтаться, хотят вместе, хотят туда, где их что-то объединяет. А кто занимается патриотическим воспитанием молодежи из общественных организаций? Только казаки.
Конечно, все это не полное решение проблем. К сожалению, часть молодежи тянется в криминал. А кто виноват? Носитель культуры у нас — телевидение. Посмотрите, что показывают? Насилие. А где патриотическое воспитание? Где образовательные передачи? Идет сериал про школу. Ребенок все это видит. А в реальности видит совсем другое, в жизни не так ярко. И подросток идет туда, где для него поярче, попривлекательней. Преступники заманивают красивыми машинами, легкой жизнью.
* * *
У нас общественная организация, все, кто тут служит — на добровольных началах. Помогаем охранять общественный порядок. К сожалению, у казаков не так много полномочий. Охранять порядок приходится только вместе с милицией. Когда велось расследование этого чудовищного убийства в начале ноября, то наших ребят вызвали понятыми. Это горе было для всех ужасное. Я и сам не мог поверить, что такое в нашей станице случилось.
Впрочем, вы их сами можете увидеть, - дружина в форме на машине вечером станицу патрулирует.
Особых проблем, или стычек нет. Некоторые говорят о межнациональном конфликте.
Но глава района, если возникают проблемы, собирает диаспоры и мы все обсуждаем, решаем. На совместных собраниях представителей всех наций удается решать житейские проблемы, внутренние станичные вопросы.
Здесь живут русские, казаки, турки, татары, турки-мескетинцы, армяне. Мы живем в одной станице, разборок нам тут не надо. Эту межнациональную карту можно так разыграть, что никому мало не покажется. Допустим, если армянин побил казачку, можно целую войну раздуть при желании. Но ведь лучше жить дружно"?
Мини-выставка предметов казачьей старины в офисе казаков в Кущевке
Стенд про династии
Историческое здание - дом атамана, памятник архитектуры
Памятная табличка
Герб Кущеского района, которым гордятся казаки