День национального спасения.
Мне вот эта версия больше нравится.
...На этом этапе на политическом небосклоне Азербайджана вновь появляется Гейдар Алиев, бывший в тот период председателем Верховного Совета Нахчыванской АР. Он совершает поездки в Москву и Баку. Суть переговоров в Москве остается неизвестной, а после встречи с А.Эльчибеем он заявил, что все должны сплотиться вокруг законно избранного президента. По мнению многих, цель позедки Г.Алиева в Баку была проверка своего рейтинга – бывший лидер Советского Азербайджана проверял, помнит ли его народ. Рейтинг Г.Алиева в народе оказался высоким, и в немалой степени этому способствовала существующая в тот период анархия. Население видело в Гейдаре Алиеве человека, который способен обеспечить стабильность.
4 апреля начинается мощное наступление армян в Кельбаджаре, вызвавшее новые потоки беженцев. Если все предшествующие военные поражения Азербайджана вызывали митинговые страсти, на этот раз ничего подобного не было. Народ явно устал от всего и не был готов ни восставать против Эльчибея, ни защищать его. На всякий случай, однако, Эльчибей вводит чрезвычайное положение.
Ситуация меж тем катастрофической еще не была. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую ухода армянских войск из захваченных районов. Эльчибей мог утешать себя тем, что военное поражение обернулось дипломатической победой.
На волне этого успеха А.Эльчибей объявляет, что осенью будут проведены парламентские выборы. Проведение выборов и формирование нового парламента из числа своих сторонников могло усилить позиции НФА – это привело бы к усилению новых элит и крепче привязало бы их к Эльчибею. Кроме того, труднее свергать власть, которая обладает законодательной поддержкой. Одновременно это решение вызвало недовольство старых элит, избранных при А.Муталлибове и все еще обладающих различными правами (при роспуске Верховного Совета всем его членам были сохранены депутатские права, в том числе неприкосновенность).
И вот 28 мая российская армия, до истечения заранее определенного срока уходит из Гянджи. Но все оружие она оставляет С.Гусейнову. Сразу после выхода российских войск в Гянджу посылают войска, чтобы разоружить мятежного полковника. Однако посланные войска потерпели поражение, погибли 21 человек, в том числе солдаты Президентской гвардии. Затем в Гянджу прибывает государственная комиссия по расследованию случившихся событий. Ее С.Гусейнов также арестовывает. Затем его отряды начинают двигаться на Баку. Сопротивления они не встречают, так как высокопоставленные чиновники МО заявляют, что приказы способные вызвать братоубийственную войну, выполняться не будут. Старые политические элиты, вкупе с высшим офицерским составом требует отставки Эльчибея и созыва сессии Верховного совета. С.Гусейнов поддерживает эти требования, и речь идет о фактическом возврате в страну А.Муталлибова.
Тут неожиданный для мятежников шаг предпринимает Эльчибей. Он обращается за помощью к Гейдару Алиеву, политику, имеющему связи в Москве, популярность в народе. Гарантии безопасности Гейдару Алиеву предоставлены. Он прилетает в Баку. После встречи с А.Эльчибеем он отправляется в Гянджу. Но переговоры с С.Гусейновым не приносят результатов. Ровно через год после инаугурации, 17 июня Эльчибей вдруг отправляется в Нахчыван, в родное село Келеки. НФА заявляет, что президент будет управлять страной из Келеки, но звучит это смешно. Национальное Собрание избирает Г.Алиева председателем и и.о. президента. С.Гусейнов становится премьер-министром. Сессия Верховного Совета не созывается и А.Муталлибов теряет последний шанс вернутся в Азербайджан. Спустя некоторое время проводится референдум о доверии к Эльчибею как к президенту. Всего лишь год понадобился для того, чтобы 97% участников голосования отказала в доверии к лидеру НФА.