Можно ли силовыми и административными мерами противостоять религиозным радикалам? Не лучше ли повысить уровень квалификации представителей традиционного ислама?
Верховный суд Азербайджана в среду оставил в силе решение Наримановского районного суда о приостановлении деятельности мечети «Абу Бекр», сообщили «Новости-Азербайджан» в Верховном суде.
«Наримановский районный суд вынес постановление, в котором говорилось, что суд имеет достаточно сведений и фактов об угрозе, которую может нанести мечеть («Абу Бекр»). В свою очередь религиозная община верующих данного района подала жалобу на это постановление», - сказали в суде.
17 августа 2008 года приблизительно в 20:50 в расположенной по улице У.Буниядзаде мечети "Абу Бекр", в которой действует духовная община верующих Наримановского района, в результате взрыва ручной гранаты, брошенной в мечеть неизвестным, погибло два человека, 19 - получили различные ранения.
Деятельность мечети была временно приостановлена.
=========
Вчера же была такая информация.
Деятельность бакинской мечети «Абу-Бекр» рано или поздно будет возобновлена.
Об этом агентству "Тренд" сказали в Госкомитете по работе с религиозными структурами Азербайджана.
«Закрытие этой мечети было связано с терактом. Вопрос ее деятельности в настоящее время не обсуждается. Следствие по некоторым вопросам продолжается. Рано или поздно мечеть откроется, она не будет всегда закрыта. Однако необходимо определить, соответствует ли ее деятельность закону», - сказал в интервью во вторник зампредседателя Госкомитета Эльчин Аскеров.
Э.Аскеров не согласен с утверждениями о существующей «тенденции закрытия мечетей в Азербайджане».
«Просто закрытие некоторых мечетей совпало по времени. Закрытие мечетей происходило по различным причинам. К примеру, никаких официальных поручений о сносе мечети на «Нефтяных Камнях» не было. Мечеть могла осесть из-за того, что морская вода смыла ее фундамент, поэтому она и была снесена. В Государственной нефтяной компании сказали, что данная мечеть будет восстановлена, для верующих будут созданы все условия. Документы снесенной на территории Ясамальского района мечети изначально были не в порядке. Вопрос о сносе мечети поднял орган местной исполнительной власти, а суд принял решение о сносе. Также появилась информация о закрытии мечети «Ilahiyyat», однако она не закрылась. Ректор Бакинского государственного университета считает, что деятельность мечети мешает работе ВУЗа. Однако снос этой мечети на повестке не стоит», - сказал зампредседателя.
По его словам, мечеть «Шехидлер» также будет открыта.
Э.Аскеров отметил, что в Азербайджане 1750 мечетей, из них действуют приблизительно 1000.
«Если бы это носило массовый характер, мечети сносили бы и в других местах», - сказал зампредседателя Госкомитета.
==========
Пройдемся по выделенным предложениям.
1. Если мечеть "Абу Бекр" закрыта из-за угрозы теракта, как утверждает представитель госкомитета, то как объяснить формулировку Нариманского суда, поддержанную судом Верховным - суд имеет достаточно сведений и фактов об угрозе, которую может нанести мечеть («Абу Бекр»)????
2. Если нет тенденции сноса мечетей, и это аргументируется тем, что если бы таковая тенденция была, то сносились бы мечети и в других местах - то как объяснить факт, того, что мечети как раз таки и сносятся в других местах? Сам чиновник перечислил несколько таких фактов. То есть, он играет формулировками, мол не все мечети сносятся, указывая на цифры. А кто утверждает, что - все? Сносятся "неугодные". Хотя как может быть мечеть угодна или незаконна - для меня лично неясно.
Далее по теме. Салафитов (вахабитов) решили загнать в подполье. ИМХО когда они были в своей мечети, то все было как на ладони. Кроме того, у них было ответственное лицо - имам мечети Гаджи Гамет, с которого и был бы спрос ежели что. Тем более он "тушил" радикалов. А теперь с кого спрос? Наверняка, они разобьются на мелкие группы, у каждого из которых будет свой лидер. Причем, уже можно гарантировать, что многие из этих лидеров будут более радикальны, чем Гаджи Гамет.
Административными и силовыми методами тут ничего не решишь. Надо работать с обществом. Надо уровень демократии повысить, реанимировать оппозицию, чтобы протестный электорат мог выпустить пар легально, а не бегал по радикальным религиозным общинам. И надо повышать квалификацию шиитских мулл, чтобы традиционный ислам противостоял новоприбывшему в страну.