В этот день и примерно в это часовое время, в 1992 году в Нагорном Карабахе начался геноцид мусульман, живших тогда в городе Ходжалы - азербайджанских тюрок и месхетинских тюрок. Апофеоз расстрела гражданских людей, среди которых было много женщин, стариков и детей (так как их мужчины воевали) пришелся на ночь, под утро, когда ходжалинцы бежали через заснеженный лес, в различные стороны от горящего города. Армянские отряды расстреляли мирных людей в лесу и в открытом поле.
Завтра в Азербайджане день траура. Сегодня в Баку прилетел президент Турции Эрдоган, он примет участие в траурном шествии к мемориалу.
Сегодня в интернете начались и завтра продолжатся инсинуации последователей и потомков массового убийства мусульман в Азербайджане. Для того, чтобы дать им полноценную и авторитетную, объективную информацию, предоставляю читателям текст Международного правозащитного Центра "Мемориал", расследовавшего события в Ходжалы, в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года.
Понимаю, что для болтунов из вражеского лагеря не важно - это "Мемориал" или Генеральная Ассамблея ООН. Они будут врать, упоминать всуе Муталлибова и прочих, которые что-то сказали, потом оказалось что не говорили и много раз давали по этому поводу объяснения.
Понимаю, что убийцы не заплачут, не станут бить себя в грудь и не заявят о том, что поняли свою вину и никогда больше лгать не будут.
Этот материал размещаю здесь не для убийц, которые лучше других знают, как они приканчивали невинных людей. Подавляющее большинство читателей блога - порядочные, адекватные и умные люди. Материал, в изложении историка Элдара Гинесли, для них. Ознакомившись, читатели напишут под блогом свое мнение.
В марте 1992 г. российская неправительственная правозащитная организация «Мемориал» провела независимое расследование расправы армянских военных формирований над мирными жителями Ходжалы. На основании расследования был опубликован отчет, в котором сделан однозначный вывод:
Массовое убийство мирных жителей, находящихся в зоне «свободного коридора» и прилегающей территории, не может быть оправдано никакими обстоятельствами. Правозащитный центр «Мемориал» констатирует, что в ходе штурма г.Ходжалы действия армянских вооруженных формирований Нагорного Карабаха по отношению к мирным жителям Ходжалы находятся в грубом противоречии с Женевской конвенцией, а также со статьями Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948 г.). Действия вооруженных формирований грубейшим образом противоречат Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 14.12 1974 г.)»
Ниже основные положения отчета представлены в виде цитирования:
ДОКЛАД ПРАВОЗАЩИТНОГО ЦЕНТРА «МЕМОРИАЛ» О МАССОВЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫХ С ЗАНЯТИЕМ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА ХОДЖАЛЫ В НОЧЬ С 25 НА 26 ФЕВРАЛЯ 1992 г. ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ
25 февраля 1992 г. начался штурм Ходжалы армянскими вооруженными формированиями. В штурме принимали участие подразделения Национально-освободительной армии Армении при поддержке бронетехники — бронетранспортеров, боевых машин пехоты и танков.
Из заявления руководства НКР («Нагорно-Карабахская республика» - непризнанное административно-территориальное образование на территории оккупированной армянской армией Нагорно-Карабахской области Азербайджана – ЭГ) о том, что оно полностью контролирует положение в Нагорном Карабахе, вытекает, что оно ответственно как за разработку и осуществление операции по взятию Ходжалы, так и за все остальные действия, связанные с решением проблем его населения.
По утверждению практически всех беженцев из Ходжалы, в штурме города принимали участие военнослужащие 366 полка (российской армии, дислоцированного в Степанакерте – ЭГ).
Часть населения вскоре после начала штурма стала покидать Ходжалы, пытаясь уйти в сторону Агдама. В некоторых группах бегущих находились вооруженные люди из гарнизона города.
Люди уходили по двум направлениям:
- с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран слева (именно этот путь, как указывали армянские официальные лица, был оставлен в качестве «свободного коридора») (и именно здесь, как подтверждает расследование, будет расстреляна бОльшая часть ходжалинцев - ЭГ),
2) с северной окраины города на северо-восток, оставляя Аскеран справа. Обстрелам подвергались также и группы беженцев, идущих по пути 2, которые оставляли Аскеран справа от себя.
В результате обстрела города неустановленное количество мирных жителей погибло на территории Ходжалы во время штурма. Армянская сторона отказалась предоставить информацию о количестве погибших таким образом людей.
По утверждению официальных лиц НКР, для выхода мирного населения из Ходжалы был оставлен «свободный коридор». По мирным жителям и членам военных формирований, выходящим без оружия, и находящимся в пределах данного «коридора», члены армянских вооруженных формирований обещали не вести огонь.
По словам официальных должностных лиц НКР и участников штурма, население Ходжалы в начале штурма было извещено о наличии такого «коридора» при помощи громкоговорителей, установленных на бронетранспортерах. Однако лица, сообщившие эту информацию, не исключали, что большая часть населения Ходжалы могла не услышать сообщения о «свободном коридоре» из-за стрельбы и маломощности громкоговорителей. Должностные лица НКР сообщили также, что за несколько дней до штурма с вертолетов над Ходжалы разбрасывались листовки, обращенные к населению Ходжалы с призывом воспользоваться «свободным коридором». Однако в подтверждение этого наблюдателям «Мемориала» не было предоставлено ни одного экземпляра такой листовки. В Ходжалы наблюдателями «Мемориала» также не было обнаружено никаких следов подобных листовок. Опрошенные беженцы из Ходжалы сообщили, что о таких листовках ничего не слышали.
Вскоре после начала штурма жители в панике устремились из города. Люди не успевали взять самое необходимое — многие из бежавших были легко одеты (в результате чего получили обморожение разной степени).
Большой поток жителей устремился из города вдоль русла реки (путь 1). Бегущие натыкались на армянские заставы и подвергались обстрелам. Часть беженцев все же сумела пройти в Агдам; часть, в основном женщины и дети, замерзла во время скитаний по горам; часть, по показаниям прошедших в Агдам, была пленена у сел Пирджамал и Нахичеваник. Есть показания уже обменянных жителей Ходжалы, что некоторое количество плененных было расстреляно.
Место массовой гибели беженцев, а также тела убитых были засняты на видеопленку, когда азербайджанские подразделения проводили операцию по вывозу тел на вертолетах в Агдам. Из отснятых кадров следует, что тела убитых были рассеяны на значительной площади. Среди тел, заснятых в месте массовой гибели, большую часть составляли тела женщин и людей пожилого возраста, среди убитых были также и дети.
В течение четырех дней в Агдам было вывезено около 200 тел. Несколько десятков трупов имели следы глумления. Врачами санитарного поезда г.Агдама зафиксировано не менее четырех скальпированных тел, одно тело с отрезанной головой. В Агдаме была проведена государственная судебно-медицинская экспертиза 181 тела (130 мужского пола, 51 женского пола, в том числе 13 детей); из заключений экспертов следует, что причиной смерти 151 человека были пулевые ранения, 20 человек - осколочные ранения, 10 человек — удары тупым предметом (добивали раненных – ЭГ). В журнале санитарного поезда в г.Агдаме, через который проходили почти все пострадавшие жители и защитники Ходжалы, зафиксировано 598 раненных и обмороженных. Там же зафиксирован случай скальпирования живого человека.
По свидетельствам независимых наблюдателей, которые встречались в Степанакерте с пленными солдатами Национальной Армии Азербайджана, обращение с пленными было чрезвычайно плохим — они страдали от голода, холода, были избиты милицией, раненному офицеру не была оказана необходимая медицинская помощь (ему сделал операцию только русский врач из организации «Врачи без границ»). Имеются показания, подтвержденные врачами Баку и Агдама, о случаях изнасилований, в том числе — несовершеннолетних.
Наблюдатели «Мемориала» были свидетелями активного, ничем не сдерживаемого мародерства в захваченном городе. Оставленное имущество вывозилось жителями Степанакерта и близлежащих населенных пунктов. Власти НКР легализовали такое присвоение чужого имущества, выдавая ордера на вселение в дома, принадлежащие бежавшим и депортированным жителям Ходжалы