Формальный повод. Арбитражный суд лишил жителей Совхозного надежд
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Вчера стало известно, что Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Краснодаре отказал признать договор аренды земельного массива в 361 гектар, заключенного с руководителем КФХ «Алина» Анзором Мишхожевым, недействительным.
Кассационный суд оставил в силе решения по землям в Совхозном
Тем самым Суд оставил землю в его распоряжении до 2055 года, применив при этом весьма формальный повод - истечение срока давности, когда договор мог быть признан незаконным.
О ситуации в Совхозном я писала тут
Поля Маркиза Карабаса. Почему в Совхозном жителям не дают землю в аренду?
Своим решением суд лишил последней надежды жителей Совхозного получить в аренду хотя бы по 5 или 10 гектаров, чтобы, живя в селении, иметь возможность содержать животных, выращивать для них корма, и вообще иметь какой-то доход. Без этого в селе просто делать нечего.
Полицейские начальники, пытаясь утихомирить возмущающихся жителей селения, которые этой весной целую неделю дневали и ночевали в поле, все время говорили - мол, как суд решит, так и будет. Между тем вопрос земли - политический, а не правовой. И решать его должна политическая власть, а не суды. Ибо суды, принимая решения, ничего не знают о нуждах жителей Совхозного, и о том, что эти арендованные гектары могли решить проблемы как минимум 60 семей, что это социальный вопрос. Да это и не входит в сферу деятельности судов, поэтому они подошли к разрешению спора с формальной точки зрения – истек срок, когда можно было оспорить незаконный договор аренды.
Доводы истцов, что Мишхожев получил участок без проведения аукциона, что он не платил все эти годы арендную плату, суд оставил без внимания. К тому же, в суд с иском обратились не сами жители, а Территориальное Управление федерального агентства по управлению госимуществом в КБР.
Дело в том, что когда в 2006 году заключался договор аренды, спорный участок земли относился к федеральной собственности, как и все остальные две тысячи с лишним гектаров, которые арендованы группой лиц. Позже федеральные органы власти, по жалобам жителей передали эту землю в администрацию селения Совхозное с расчетом на то, чтобы разделить ее на участки и передать в аренду жителям Совхозного.
Но не тут то было. Ко времени принятия этого решения, вся земля в Совхозном уже была в аренде у нескольких людей. В долгосрочной аренде. И неважно, кто и на каком основании им ее передал. Назад, увы, вернуть через суды не получается.
Многие в Кабардино-Балкарии считают, что земельный вопрос в таком состоянии, в каком он сейчас находится, является миной замедленного действия, которая рано или поздно может взорваться. Например, многие в Совхозном говорили, что у них сыновья находятся в СВО, защищают Родину, а тем временем - ни один их тех, кто держит в аренде землю в их селении, не послал своего сына туда.
Земельный вопрос пытались решать все предыдущие главы республики. Арсен Каноков, к примеру, создал специальную комиссию из специалистов, которая разработала план поэтапного решения проблемы. Но вопрос не был проработан до конца.
Сейчас земля находится в пользовании, в долгосрочной аренде у узкого круга лиц. Большинство же сельских жителей не имеют ни клочка земли, и соответственно у них нет ни работы, ни доходов, ничего. Они постепенно покидают место жительства и переезжают в города.
Ноги этой проблемы растут с 90-х годов, когда затевалась аграрная реформа, в результате которой в сельском хозяйстве должен был появиться класс «эффективных собственников». Собственники появились, возможно, они даже эффективные, но только для себя. Ни для бюджета КБР, ни для решения социальных задач от них нет никакой пользы.