Дадиванк - средневековый ранне-христианский монастырь. ч.1
«Въехав в село Дадиванк, мы начали подниматься по грунтовой дороге, вьющейся серпантином и, проехав минут 10, после очередного поворота мы увидели вдалеке… монастырь Дадиванк...» средневековый ранне-христианский монастыре IV-VIвв.
Дадиванкский монастырь один из девнейших армянских монастырей и относится к монастырям, которые считаются Апостольскими. Кстати, у него есть еще одно «неофициальное» название — Хутаванк («монастырь на холме»).
Немного истории: первая базиликовая церковь, существующая в полуразрушенном состоянии и поныне, построена на могиле ученика христианского апостола Фаддея (одного из семидесяти апостолов (учеников) Христа) – Св.Дади.
Первое святилище на могиле погибшего в I веке н.э. Св. Дади было построено в раннем Средневековье, а первые упоминания монастыря относятся к IX веку. Дади проповедовал христианство на западе Армении, за что был предан мученической смерти.
В первой половине XIII века монастырские сооружения, разрушенные до основания сельджуками были восстановлены, появились новые постройки. Это время считается периодом расцвета монастыря. В 1214 году Арзухатун Арцруни, супругой Вахтанга Тагаворазна, была возведена соборная церковь монастыря, первой половиной века также датирован притвор-часовня епископа Григора.
До конца XVII века монастырь являлся крупным культурно-религиозным центром, обслуживало его большое селение Хут.
За всю свою историю монастырь неоднократно разрушался, заново отстраивался.
В марте 1993 года, здесь были начаты реставрационные работы на средства Армянской Апостольской Церкви и государства. Работы продолжаются до сих пор. На территории Дадиванка сохранилось ок. 30 построек (4 церкви, 2 гавита, галерея, колокольня и сооружения мемориального и гражданского назначения).
В 1994 году. Дадиванк был вновь освящён и в настоящее время является действующим монастырем Арцахской епархии Армянской апостольской церкви.
Много повидал в жизни церквей, храмов, монастырей, костёлов, как в дальнем, так и в ближнем зарубежье, все они красивые, но лично для меня Дадиванкский монастырь стоит на особом месте. К нам каждый год приезжают тысячи и тысячи гостей, туристов, все считают своим долгом пойти в Гандзасарский, в Амарасский (в начале V века создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал в Амарасе первую армянскую школу, отсюда же началось распространение армянской письменности) монастыри, в Казанчецоц, в другие церкви и храмы Карабаха, но в Дадиванк не каждый может идти – по нашим горным меркам, очень далеко – от Степанакерта 95 км., да и половина дороги не очень, но пойти в Дадиванк стоит, атмосфера там совсем другая, ощущение, что очищаешься, соприкасаешься с чем-то не очень понятным для тебя и появляется чувство, которое очень трудно передать...заряжаешься энергией Добра, на душе становится светло...
Из-за поворота показался монастырь Дадиванк.
Вид на монастырь сверху. Дадиванк.
Вид на монастырь с юго-запада. Дадиванк.
Вид с запада. Дадиванк.
Вид с севера. Дадиванк.
Вид через западные ворота на монастырь. Дадиванк.
Вид сверху. Дадиванк
Вход в основное помещение монастыря -Соборный храм Катогике. Дадиванк.
Зала притвор церкви Арзу хатун. Дадиванк.
Здесь уже видна рука мастеров-рестовраторов. Дадиванк.
Идут реставрационные работы. Даддиванк.
Историческо-культурный объект. Дадиванк.
Камень-плита с рисунками. Дадиванк.
Камень-хачкар с рисунком. Дадиванк.
Боковая часть камня с орнаментами. Дадиванк.
Монастырь скрылся за деревьями. Дадиванк.
Монастырь утопает в зелени. Дадиванк.
Надписи на стене. Дадиванк.
Надписи... Дадиванк.
Одна из арок с изображением ктиторов. Дадиванк
Рельефная ктиторская композиция, изображающая князей Асана и Григориса с моделью храма. Дадиванк.
Остатки часовни на холме вокруг монастыря. Дадиванк.
Пока рестовраторы не добрались до этого помещения. Дадиванк.
Притвор-часовня епископа Григора. Дадиванк