Три дня из жизни детей дома-интерната г.Степанакерта…
«…а ты где живёшь, у тебя есть дом?» - спросил меня мальчик Самвелик…
Давно собирался пойти в Степанакертский дом-интернат, да, всё руки не доходили. Подсознательно понимаю, видимо, меня подтолкнуло поднять эту тему, то, что в последнее время много пишут о детях сиротах, их усыновлении и всё это связано с «Законом Димы Яковлева», фактически являющимся «антимагнитским законом». Вот, тогда, в голове у меня крутились мысли, а как живут дети в нашем интернате, как стоит вопрос усыновления/удочерения в Карабахе и т.д и я решил сделать соответствующий фото-репортаж и выставить пост.
Я знал, что попасть туда не проблема, двери для всех открыты, но решил соблюсти субординацию и вначале позвонил министру труда и социальных вопросов Нагорного Карабаха г-же Нарине Нариманян, чтобы получить разрешение. Получив «добро» от министра, я поехал в этот интернат, где встретился с директором этого заведения Нонной Мусаелян, которая с мая 2008 года является руководителем «Дома-интерната по защите и уходу за детьми №1».
Воспользовавшись тем, что дети были в школе, решил поговорить с директором, как бы подготовиться теоретически. И вот, что я узнал из разговора с ней.
«На сегодняшний день, в интернате содержатся 30 детей, хотя, был период, когда их было больше 40, возраст детей от 0 до 18 лет. Год назад полиция привела к нам 2-х месячного ребёнка, мы его держали до 7 месяцев, а потом он был усыновлён.
Хотя бывают и исключения – у нас есть брат с сестрой, которые завершат учёбу в школе в 20 лет, потому что, учиться они пошли в 9-ти летнем возрасте. Разные бывают случаи, например, две девочки поступили в медучилище, но живут в интернате, пока их возраст позволяет находиться здесь. Есть у нас девушка, круглая сирота, студентка 3 курса университета Месроп Маштоц (отличница), государство дало ей квартиру в новом микрорайоне, но она пока живёт здесь, потому что не работает и не может себя содержать. У другой есть мать, но болеет онкологией, мы и этой девочке тоже разрешили пока жить в интернате, хотя ей уже есть 18 лет»- сказала Нонна Мусаелян.
Мне было интересно, откуда черпает «ресурсы» дом-интернат, как к ним попадают дети. Как объяснила директор интерната, после решения администрации (города/района), отдела попечительства и согласования с министерством труда и социальных вопросов НКР, ребёнок поступает в дом-интернат. Иногда ребёнок попадает через полицию. Как правило, это трудные дети, беспризорные, за которыми родители не смотрят, из социально не обеспеченных семей.
«Когда необходимо, мы отпускаем детей домой на праздники, каникулы, к родственникам, у кого они есть» - продолжила Нонна Мусаелян.
«Дети утром идут в школу, которая находится недалеко от дома-интерната, потом, после возвращения оттуда, они обедают, занимаются своими уроками. У нас есть педагоги труда, которые обучают девочек ведению домашнего хозяйства, вышиванию, вязанию и т.д. Физрук занимается с мальчиками (футбол, баскетбол, настольный теннис и т.д). В интернате есть два психолога, врач, три медсестры. Каждый день у нас дежурят нянечка и дежурная медсестра. Питание в интернате 4-х разовое, в день на одного ребёнка у нас тратится почти 1400 драм ($1 равен 405 драм, ред.А.В.)» - в заключении сказала г-жа Мусаелян.
На мой вопрос, помогают ли бизнесмены, простые граждане этому заведению, Нонна Мусаелян сказала: «К нам очень часто поступает помощь от частных лиц и организаций. Когда, кто-то делает «матах» (ритуальное жертвоприношение барана), то делают так, чтобы часть мяса барашка принести в интернат детям и это мясо сразу доставляется на кухню и детям готовится обед.
Хотела бы отметить тех, кто часто и регулярно помогает продуктами, одеждами нашему дому-интернату: бывший житель г.Степанакерта Артур Шуманян, ныне прож. в Сочи; Сергей Мирзоян (бывший мэр г.Степанакерта) – взял список детей и на каждый день рождения дарит детям подарки, знает размер одежды каждого ребёнка, покупает им вещи на их вкус; Мгер Газарян, житель Степанакерта, бизнесмен, на солидную сумму (на полтора миллиона драм), один раз в год, покупал одежду и обувь детям; Гарник Абреян, представитель евангелистов христиан-баптистов (ЕХБ) – регулярно, в день рождения детей приходит и поздравляет именинников и др.
Также, ежегодно, к нам с хорошими подарками (телевизоры, компьютеры, спортивный инвентарь и пр.) приезжают представители Армросгазпрома; года три назад, от имени директора холдинга «Сухой» Михаила Погосяна нам подарили 6 компьютеров».
Ежемесячно, на каждого ребёнка, от 7 до 13 лет, полагается, со стороны государства, на мелкие карманные расходы, 2000 драм, а от 13 до 18 лет – 3000 драм.
На Новый год детей отвезли в дом культуры, на городскую ёлку, где они получили подарки, было представление, дети танцевали, пели-плясали и остались очень довольны…
Меня интересовало усыновление/удочерение и оказалось, что за четыре с половиной года, было 3 случая усыновления: двое малышей (1 – семимесячный, второй – 1,5 годика), а третьему было три года, все мальчики. Двоих усыновили в Карабахе, третьего в Ереване. В интернате есть две девочки, которые очень хотели бы, чтобы их кто-то удочерил. Их родители, за эти 4,5 года, ни разу не пришли навестить их. У одной папа алкоголик, а мать болеет шизофренией, у другой, тоже, почти аналогичные проблемы…
В доме-интернате есть дети, у которых есть родители, но они недееспособны, им трудно материально содержать детей и тогда они сами приводят их в интернат и просят помочь в их содержании. Но такие родители постоянно приходят, навещают своих детей. Бывают ситуации, когда родитель в тюрьме, матери трудно содержать ребёнка, есть дети из неполных семей… Однако, были моменты, когда ситуация в семье улучшалась, родители пришли и забрали ребёнка обратно…
На Новый год, наверное, около 15 детей заберут родные, остальные останутся в интернате, встречать Новый год….
Поговорил я и со старшей медсестрой Лией Арамян, которая сказала: «В основном дети в интернате здоровые, хотя бывают разные вирусные инфекции, также как и в семьях. Мы на месте оказываем первую помощь, у нас есть медпункт. Однако, если что-то сложное, то мы больного ребёнка отправляем в республиканскую больницу. Министерство труда и социальных вопросов и минздрав нам помогает медикаментами. По плану мы делаем необходимые прививки, регулярно следим за здоровьем детей, пока у нас в этом плане проблем не было».
Когда я зашёл в помещение, где живут дети, там уже стояла нарядная, разукрашенная ёлка, вокруг которой бегали, играли дети. Однако, присмотревшись внимательно, я заметил среди них двух взрослых девушек. Оказалось, что это студентки 1 курса филологического факультета АрГУ Аванесян Кристина и Шахназарян Карине, которые пришли поздравить детей с наступающим Новым годом. На их факультете студенты собрали денег и накупили детям сладости, подарки. И это не первый случай, когда студенты их факультета делают такие акции.
Хотелось поговорить и с детьми. Осмотревшись, я позвал в сторонку двух мальчиков Артака, Карена и девочку – Лусине. Сперва они стеснялись говорить, смущались, но потихонечку, не торопясь, я «раскрутил» их и узнал их незамысловатую жизненную историю: они ученики 6-7 классов и уже почти 6 лет, как находятся в интернате. У всех троих есть родители, у которых нет возможности содержать детей, поэтому они и оказались в интернете, родители навещают их каждую неделю… Лусине и Артак брат и сестра, у родителей Карена четверо детей и все четверо находятся в интернате… В разговоре дети сказали, что питанием, одеждой, они довольны, когда есть трудности во время выполнения домашних заданий, то в интернате есть педагоги, которые им помогают. Если кто-то заболеет, то всегда рядом медсестра, которая сразу даст лекарство, окажет первую помощь…
Три дня подряд я шёл в интернат, по крупицам собирал информацию, хотя мне никто в ней не отказывал, но я понял, что не надо торопиться, что могу упустить что-то важное. Видел, как дети играются, обедают, что говорят, где ночуют и пр. Но, у меня было ощущение, что я не могу собрать пазлы, что чего-то мне не хватает - не хватает всего одного пазла, штриха, мазка, чтобы завершить «написание картины», а это может быть один взгляд, слово, жест.... И это длилось три дня, пока ко мне не подошли мелкие - брат с сестрой Самвелик и Нуне, которые за эти дни привязались ко мне и не отходили ни на шаг и, Самвелик, держа меня за руку, смотря в глаза спросил: «…а ты где живёшь, у тебя есть дом?»…
Я понял, что вопрос малыша - это тот самый пазл, который мне не хватал, чтобы собрать полностью картину, этот тот самый штрих, после которого я могу завершить «писать картину» и выставить этот пост…
Как бы хорошо не было детям в доме-интернате, как бы не было им там уютно, какой бы теплотой и заботой не были бы они окружены там, а это в реале так и есть, дети хотят иметь свой дом, хотят иметь родителей и жить с ними под одной крышей и кто знает, какие сны снятся им и, вообще, что ждёт этих детей впереди, там, «за поворотом», детей, которые с детства попали в незавидную ситуацию – по независящим от них обстоятельствам лишились дома и тепла родителей...
Помещение дома-интерната, где выставлена Новогодняя ёлка.
Воспитатели Арамян Рита (слева) и Арутюнян Зоя с детьми.
Дети, слева на право: Самвел, Нона, Хачатур, Эрик, Самвел, Гайк...
Дианка...
Студентки АрГУ Шахназарян Карине (слева) и Аванесян Кристина с детьми..
Студентки АрГУ Шахназарян Карине (слева) и Аванесян Кристина с детьми...
Педагог Камелла Агаджанян помогает детям делать домашнее задание.
Обед.
Спальня детей младшей группы.
Рена Арутюнян, помощник воспитателя.
Медсестра интерната Зоя Мангасарян (в середине) с детьми. Слева от неё: Анна, Алёна, справа: Изабелла, Нуне.
Министр труда и социальных вопросов Нагорного Карабаха Нарине Нариманян со своим заместителем Ленстоном Гуляном.
Получение подарков от министерства труда и социальных вопросов Карабаха и их распределение.
Самвелик получил Новогодний подарок. Находится в интернате с братьями и сёстрами...
Спальня мальчиков старшей группы.
Студентка АрГУ Карине с воспитанницей дома-интерната Ангелиной.
Иван Мовсесян (крайний справа) и Вова Долуханян, студенты АрГУ - друзья нашей НПО, с детьми.
Нарине ловко собирает пазлы...
Брат и сестра Самвел и Нуне...
Рита Арамян, не только воспитатель, но в сумочке своей всегда держит НЗ лекарства для детей, на всякий случай. У Дианки заболел зуб.
Студентка АрГУ Карине Шахназарян с Арменом.
Иван Мовсесян и Вова Долуханян, студенты АрГУ, с детьми.
Полдник.
Воспитательница Рита Арамян возится с детьми - играет в игру "Метрополь".
Алёна смотрит любимый сериал.
Айко, Артак, Диана и Нонна играют в игру "Метрополь".
Дети дома-интерната. Слева на право: Нуне и Карине (сёстры), Марина, Алёна и Изабелла, Лусине и Нуне, Зоя, Артак.
Директриса дома-интерната Нонна Мусаелян.
Медсестра Рузанна Гарамян в медпункте.
Детишки.