«Тост должен быть кратким, как команда, как выстрел»?.. Институт тамады: тосты в нашем регионе
Тост — краткая речь, предшествующая распитию спиртных напитков или употреблению других веществ.
Из Википедии.
Очень часто, участвуя в различных застольях в Армении, Грузии, естественно и в Карабахе, я давно обратил внимание на различие в проведении таких мероприятий между карабахцами, жителями Армении и грузинами. Различие в том, как говорит тамада, как реагируют участники, скажем застолья. Впрочем, это касается не только свадебных столов, но и поминальных. Но, давайте по порядку.
Никогда не забуду моё первое участие в застолье в Армении: встаёт тамада, поднимает тост за кого-то, говорит долго, витиевато, «кудряво»... Сижу с бокалом вина и терпеливо жду, когда он закончит. Тамада завершил свою речь, я протянул руку, «чокнулся» с рядом сидящими, выпил и... слышу, что кто-то говорит... Смотрю, говорит тот, за кого поднял тост тамада. Я в недоумении... В это время, кто-то, мило улыбаясь, мне снова подлил вина. Говорящий тост завершил, я снова «чокнулся» с рядом сидящими и выпил... мне снова подлили вина. Короче, так несколько раз повторилось – говорили разные люди, друг друга нахваливали, каждый говорил ответную речь, потом говорил другой. А я пил после каждого тоста. Потом, когда, кто-то поднял тост за меня, я был уже «навеселе», если выразиться мягко, и мне тихо на ухо шепнули, что я должен поблагодарить, что пьют за меня. Я встал и сказал одно слово: «Благодарю». Вижу, люди разочарованно посмотрели на меня, видимо ждали что-то другое, а точнее целую речь... Потом я узнал, что это всё называется «алаверды», когда после тамады каждый, за кого пьют, должен сказать ответную «речь», в знак благодарности. А может и не должен в ответ говорить, но все считают своим долгом поблагодарить...
Тоже самое в Грузии, только там тосты более длиннее и «кудрявее»... Как с этим делом обстоит в Азербайджане, Абхазии, Осетии точно не могу сказать, поэтому, думаю, что читатели моего блога сами напишут об этом.
А как же у вас, в Карабахе, спросите вы? У нас такая картина: застолье, как правило выбирают тамаду, просят, чтобы он руководил застольем и пьют за него. После этого, тамада говорит тосты. Скажем, выпил он за кого-то, (тосты у нас в разы короче, чем тосты в Армении и Грузии), все пьют, едят, разговаривают. Потом, тамада снова встаёт и поднимает тост за другого, снова, также, коротко, ясно, лаконично. Снова все пьют закусывают и так дальше. т.е. такого обязательного института как «алаверды» у нас не существует, хотя, в конце, когда тамада закончит свою «работу», кто-то может попросить слова и сказать свой тост. Во время застолья, когда тамада говорит, не очень-то правильно его перебивать или же, сразу, после произнесённого им тоста, попросить слова...
У нас, во время поминальных столов, также, говорит только и только тамада и также, коротко, лаконично. Просить слова после тамады считается неприлично. Только после того, как тамада завершит свою работу, он может обратиться к присутствующим и предложить желающим высказаться, а может и не предложить. Но, как правило, родные усопшего, в самом конце, после тамады, говорят слова благодарности в его адрес и тех, кто пришёл с ними разделить их горе...
Друзья, здесь нет намёка на то, где правильней, а где нет, где хорошо, а где плохо, просто, это мои многолетние наблюдения, с которыми я решил поделиться с вами. Я считаю, что это не просто так, когда веками нам передались традиции и обычаи наших предков, которые мы должны помнить и чтить...
А в конце, для тех, кто может не знать откуда и как пришёл обычай чокаться бокалами: "обычай чокаться бокалами появился в те далекие времена, когда не считалось серьезным грехом подсыпать яду в бокалы гостей или соседей за столом. Поэтому, чтобы заверить гостей в своем миролюбии, хозяин не только наливал немного вина сначала в свой бокал и выпивал его, но и все гости в ходе застолья неоднократно «обменивались вином», то есть отливали из своего бокала в бокал соседа, а затем символически соединяли бокалы — чокались" Из Википедии.
Тамада.