Поминовение усопших: советский и постсоветский периоды
Я неоднократно писал, НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) была единственной административно-территориальной единицей в СССР, где не было действующих монаcтырей, церквей, мечетей и вообще, не было священнослужителей христианского и мусульманского толка. Люди, практически не знали, что такое религия, кроме одного – твёрдо знали, что религия, является опиумом для народа...
Но люди умирали, их хоронили, надо было, как-то, ходить на могилы родных усопших и нужны были дни памяти. Естественно, дни рождения и смерти умершего - это святое. А дальше, неужели в регионе, где атеизм пустил свои корни так глубоко, отмечать только эти дни? И появились дни, когда весь народ, в данном случае армяне, добровольно, с охотой их воспринял: 2 января, 2 мая и 8 ноября. И все люли, отмечая новый год, первое мая и 7 ноября, на следующий день, после этих праздников, шли поминать своих усопших родных и близких. И шли не " с пустыми руками"... а теперь, я расскажу подробно, как проходили у нас эти дни...
Будучи мелким и живя в Баку, я помню, как мы с нетерпением ждали 2 мая. Мы знали, что второго мая мы все: наши родители, мы - двоюродные братья и сёстры, шли на наше, армянское кладбище, на могилы нашей бабушки и дедушки, около м.Гянджлика в Баку и там... и там было для нас детей очень интересно: наши мамы заранее готовились к этому дню (мясо, приготовленное по разным рецептам, печёное, фрукты, лимонады, домашние соки...), приходили музыканты, которые играли грустную музыку на кларнете, зурне, дудуке, нагаре и пели, потом они, с нашими папами пили водку, получали свои деньги, кланялись и шли дальше, к следующей могиле, где их ожидали другие... А мы, мелкие, играли в прятки, ловитки, бегая по всему большущему кладбищу... И так было каждый год и мы, дети, с нетерпением ждали следующего 2 мая... Теперь я понимаю, что взрослые шли 2 января и 8 ноября, но уже без нас, их-за прохладной погоды... Надо отметить, что каждая армянская семья, имея своего похороненного родного, должен был на этой небольшой территории иметь стол, скамейки, чтобы родные смогли бы прийти, сесть, поесть, выпить, помянуть усопших...
Переехав в Степанакерт, я увидел, что почти то же самое было и здесь. Почти, один к одному - те же дни поминовения усопших (2 января, 2 мая, 8 ноября), такие же столы около могил усопших родных, такие же музыканты... Со временем пошла трансформация этого обычая - люди уже не ели-пили на кладбище, поминая усопших родных, а после того, как возложили цветы к могилам, шли домой, чтобы поднять бокал вина в память родных, которые покинули нас...
Так продолжалось до развала Союза, когда у нас не появилась Арцахская епархия ААЦ, когда мы впервые увидели "живого" священника (я, живя в Баку, их видел, конечно), когда люди узнали, что существуют религиозные праздники - дни поминовения усопших по Библии и, вообще, существуют религиозные праздники, обычаи и пр. Пошла "ломка" в мозгах людей, им надо было перестраиваться, войти в правильное лоно церкви. Не побоюсь сказать этого слова, т.к. карабахцы, за время жизни в Союзе, практически совсем отошли от христианской религии и для нас религия - это сделать матах (жертвоприношение) и зажечь свечи... практически, это всё...
Люди узнали, что по Библии существуют дни поминовения усопших - это на следующий день после Рождества, т.е. 7 января, также, на следующий день после Пасхи - 21 апреля... Конечно, есть и другие определённые дни, когда надо пойти на могилы своих близких...
Уже много лет, как я присматриваюсь к нашим людям, кто как принял эти дни и картина такова: одна часть населения, по старой привычке, кроме дня рождения, смерти родных и близких, идут на кладбище 2 января, 2 мая и 8 ноября, другая - только на "новые" дни по Библии, третья же часть - по старому варианту и по новому и таких, скажу, бОльшая часть. И сегодня, когда мне пришлось поехать на кладбище к моим близким (слава Богу, мать и отец пока живы), я увидел, что очень много людей пришли на городское кладбище, разбрелись по могилам своих родных... был слышен тихий плач, в воздухе стоял запах сирени, гвоздик...
Впрочем и похороны у нас были "упрощённые". Они у нас были, впрочем и сейчас такие - "сухие", без пышности, как правило без священника. Многого того, что я видел в Армении, у нас этого нет. Мы никогда не видели и не знали, что можно зажечь ладан, что такое запах ладана, да и откуда мы могли знать это, когда "НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) была единственной административно-территориальной единицей во время СССР, где не было действующих монастырей, церквей, мечетей и вообще, не было священнослужителей христианского и мусульманского толка. Люди, практически не знали, что такое религия, кроме одного – твёрдо знали, что религия, является опиумом для народа...
Думается, сколько же надо времени, чтобы то "наследие", которое пришло к нам от Советов, пропало, исчезло, сколько же нужно трудов и энергии для наших священнослужителей, чтобы карабахцы вошли в правильное христианское русло и, слава Богу, что у нас молодёжь уже другая, знает слово Божье с малых лет и, надеюсь, что следующие наши поколения будут жить по Святому Писанию и жить так, как того требует Библия, как веками жили наши предки...