20-ти летие перемирия на карабахском фронте
Ко дню перемирия на карабахском фронте, 12 мая (1994г), я собирался выставить соответствующий пост, но, узнав, что в офисе карабахской НПО «Хельсинкская иницатива-92» 13 мая состоится круглый стол, посвященный 20-летию оформления Соглашения о прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта, и я приглашён на это мероприятие, решил на день повременить, чтобы не повторяться дважды на одну и ту же тему.
И сегодня мы собрались в офисе Карена Оганджаняна (ХИГ), где обсуждали эту тему. Открывая мероприятие, Оганджанян отметил: «20 летний период мирного сосуществования позволил нашим народам не только сохранить многие человеческие жизни, но и восстановить разрушенные войной социально-экономические инфраструктуры и приступить к строительству и развитию демократических институтов и гражданского общества».
Я был рад видеть на этом мероприятии Масиса Маиляна, председателя Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР и Леонида Цатуряна, бывшего заместителя министра обороны НКР, зная, что они непосредственно участвовали в трехсторонних переговорах того времени.
Масис Маилян в тот период работал в МИДе НКР и участвовал в делегации Нагорного Карабаха, которую возглавлял Аркадий Гукасян (министр ИД НКР). В то время разные организации и ведомства прилагали свои посреднические усилия: СБСЕ (ныне это ОБСЕ), российский МИД отдельно тоже пыталось вести свою посредническую линию в лице Владимира Казимирова. Была также посредническая миссия минобороны РФ – были попытки организовать встречи на уровне глав оборонных ведомств. В этих форматах Масису Маиляну и Леониду Цатуряну приходилось принимать участие в делегациях Нагорного Карабаха.
Много было вопросов, особенно у молодых участников круглого стола, видно, что эта тема для присутствующих очень актуальна и жизненно важна.
Я попросил Масиса Маиляна рассказать о тех днях, поделиться воспоминаниями.
«Соглашение о прекращении огня в зоне карабахского конфликта является важным документом и его оформление является результатом переговорного процесса. Важным фактором того, что в целом этот документ соблюдается, объясняется тем, что под ним подписали основные стороны конфликта – Нагорный Карабах, Азербайджан и Армения, в лице руководителей оборонных ведомств. Это ещё раз говорит о том, что когда все реальные акторы связанные с конфликтом принимают участие в обсуждении, то этот документ работает, т.к. стороны берут на себя ответственность. Уникальность этого договора ещё в том, что в сохранении режима перемирия нет миротворческих сил. Стороны взяли на себя ответственность и сами поддерживают режим прекращения огня. В других конфликтах, например, на Балканах, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии миротворческие силы являются, как бы компонентом» - сказал г-н Маилян
Далее, он продолжил: «Перемирие вступило в силу 12 мая 1994 года, под документом поставили свои подписи министр обороны Армении Серж Саркисян, министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов и командующий Армии обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. И, когда российский посредник Владимир Казимиров получил три документа с подписями, он объединил их и было заявлено, что Соглашение вступает в силу.
16 мая 1994 года министр обороны России Павел Грачёв пригласил министров обороны Армении и Азербайджана и командующего Армии обороны Карабаха к себе на встречу, чтобы разработать новый документ, призванный укрепить режим прекращения огня. Само соглашение достигнуто, но надо было укреплять, договариваться о военно-технических мерах, о вводе международных наблюдателей и целый комплекс иных вопросов.
Карабахскую делегацию возглавлял командующий Самвел Бабаян. Леонид Цатурян был в составе делегации. Я тогда работал в МИДе Нагорного Карабаха начальником управления международных организаций и решением Роберта Кочаряна (председателя ГКО Карабаха) был включён в делегацию в качестве политического советника Самвела Бабаяна. Со стороны Армении был Вагаршак Арутюнян, который в то время занимал должность представителя минобороны Армении в штабе объединённых вооружённых сил СНГ. Впоследствии он стал министром обороны РА.»
«16 мая состоялась сама встреча, после министры разошлись, но эксперты остались, работали над документами, картой, обсуждали различные вопросы. Был разработан соответствующий документ, который назывался «Договорённость о выполнении Протокола встреч министра обороны России, Азербайджана, Армении и представителя вооружённых сил Карабаха от 18 февраля 1994 года». На следующий день, когда мы должны были встретиться у Павла Грачёва и поставить четыре подписи, оказалось, что ночью министр обороны Азербайджана был срочно отозван в Баку...» - резюмировал Масис Маилян.
Участники круглого стола, среди которых были представители неправительственных организаций, властей, масс-медии, бывших комбатантов, жертв военного времени, политических организаций и интеллигенции, коснулись текущего переговорного процесса, выразили озабоченность отсутствием прогресса на переговорах и однозначно высказались против имплементации в будущем так называемых «мадридских принципов» и элементов к ним.
Прошло 20 лет после подписания перемирия. Можно по разному подойти к этому факту, можно его частично оспорить, т.к. на фронте почти каждую неделю погибают солдаты и офицеры с двух сторон, но то, что нет боевых действий, нет массовой гибели людей – это факт. И думаю, что всем сторонам конфликта, всем посредникам нужно приложить свои усилия, чтобы перемирие ушло бы в историю, а на его место пришёл бы долгожданный мир на десятилетия, на века, чтобы люди смогли бы созидать, строить дома, рожать детей, сажать деревья и не бояться за жизнь своих родных и близких...
Председатель ХИГа Карен Оганджанян открывает меропримятие.
Масис Маилян (второй слева) рассказывает о своём участии в составе карабахской делегации...
Леонид Цатурян (слева) и Масис Маилян.
Давид Карабакян (второй справа), преподаватель АрГУ.
Депутат Национального собрания НКР Аревик Петросян.
Врач Бюро СМЭ Нельсон Григорян.
Представитель неправительственного сектора Нагорного Карабаха Айк Ханумян (слева).
Профессор АрГУ Карен Арамян.
Участники круглого стола.
Документ на имя МО, МИД РФ, подписанный тремя сторонами, который я нашёл в инете.