Мины, неразорвавшиеся боеприпасы «добросовестно» сопровождают людей в зонах конфликта
Сегодня в Степанакерте прошло очень интересное мероприятие – представители международной организации "The Halo Trust", занимающиеся разминированием в Нагорном Карабахе, провели с представителями молодёжных организаций презентацию программы информирования по минной опасности.
Эта тема для нас очень злободневная, до сих пор у нас люди подрываются на минах, особенно дети, которым интересны найденные «игрушки», очень часто бывают летальные исходы...
Для меня эта тема не нова, четыре года назад я выставил большой пост по этой проблеме («Единственное, что безукоризненно срабатывает в этой жизни – это противопехотная мина...»
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/4130
Презентацию провела командир команды информационного отдела "The Halo Trust" Ирина Бадалова, которая показала слайды, комментировала их, отвечала на вопросы. Почти каждый из присутствовавших на этой презентации – это дети военных лет, детство которых прошло во время войны и, как правило, в подвалах домов, зданий...
Вот, что говорит Ашхен Хачатрян, студентка АрГУ, жительница с.Талиш Мардакертского района: «Наше село очень пострадало во время войны. Когда я училась во втором классе, это было в 1999 году, 6 лет после войны, наш одноклассник нашёл мину и подумал, что это игрушка, принёс домой и спрятал в подвале. Он сказал своей младшей сестре, что нашёл игрушку, они спустились в подвал и начали играться с ней. В одно время сестра поднялась домой, чтобы выпить воды, а он молотком начал стучать по мине... мина взорвалась, мальчика разнесло в клочья...»
Девушки, вспоминали, что в детстве они собирали патроны на улицах, играли ими, прятали от родителей... Вспомнил, как сам находил у своих дочерей (4, 5 лет), в ТО время, патроны, которыми они играли, как объяснял им, что это очень опасно, отбирал у них эти «игрушки». А потом, через некоторое время... снова находил у них патроны, гильзы... детских игрушек ТОГДА не было...
Эрик Вартанян, житель г.Степанакерта вспоминает своё детство: «Мы пацанами бегали в близлежащем от Степанакерта лесу и всегда приходили домой с «добычей» - патроны, шариковые бомбы... Мы не понимали опасности всего того, что было у нас в руках. Один раз мы нашли две шариковые бомбы и начали ногами пинать, типа, играем в футбол. Хорошо, что мой отец проходил мимо и увидел. Он закричал на нас, мы разбежались... отец стоял бледный и приказал не приближаться.... чтобы мы поняли с чем мы играем, он взял одну шариковую бомбу и швырнул её далеко на опушку леса... прозвучал взрыв...После этого я отдал папе 15 шариковых бомб, которые мы нашли.»
По окончании я попросил Ирину Бадалову рассказать о их работе, о организации.
«"The Halo Trust" работает не только в Карабахе, но и в Грузии, Афганистане, Шри-Ланке, во многих Африканских государствах и т.д.
У нас только программный менеджер из-за границы, остальные - это местные сотрудники, которых подготовили. После сдачи тестов они работают в нашей организации. Много наших сотрудников находятся в районах Карабаха, т.к., почти в каждом районе у нас есть свои базы. Мы взаимодействуем с МЧС, различными государственными структурами, информируем их о нашей деятельности: что сделали, конкретно, где очистили, потом передаём им уже очищенную территорию.
Есть свои трудности в работе, в основном это то, что нет карт, где бы были зафиксированы заминированные места (во время войны, как правило, таких карт не было, ред. А.В.). Население понимает опасность, но зачастую сами идут в те места, где пока не очищено от мин и неразорвавшихся боеприпасов. Дети очень беспечны, они находят гранаты, шариковые бомбы и их влечёт любопытство, у них нет страха, они играются такими «игрушками»...
По нашему плану, мы постоянно проводим информирование населения о миной опасности, как в Степанакерте, так и в районах Карабаха (школы, учреждения, организации), раздаём брошюры, читаем соответствующие лекции...» - сказала Ирина Бадалова.
Сидел я на презентации, а перед глазами у меня был мой родственник Тигранчик, которому ТОГДА (2000 год) было 9 лет. Он поехал к своей бабушке в с.Мадагис Мардакертского района и там, играя с пацанами у берега реки, нашёл шариковую бомбу... взрыв... мальчику оторвало правую руку, он полностью ослеп...
Мины, неразорвавшиеся боеприпасы «добросовестно» сопровождают людей в зонах конфликта и сколько же надо времени, сил, энергии, чтобы человек почувствовал бы свою личную безопасность...
Пост подготовлен при поддержке International Alert, в рамках проекта EPNK.
Часть участников презентации.
Презентацию проводит Ирина Бадалова.
2000 - 2014г.г.: 10860 было уничтожено мин, 58105 – авиабомбы, неразорвавшихся боеприпасов, 158755 – небольшие снаряды, патроны и пр., более 47 млн. кв. метров – очищенная территория только от мин (противопехотных и противотанковых мин).
Спецтехника по обнаружению и подрыву мин.
Обнаружение и подрыв мины на месте.
Ирина комментрует слайды...
Ннформация о уже очищенном поле: название поля, его порядковый номер; время начало и завершения работы; сколько было очищено территории ( в кв. метрах); конкретно что нашли и количество; международные координаты.
Работа (информирование населения) "The Halo Trust" в селе (слева) и Степанакертсокй школе.
Жертва противопехотной мины.
Мальчик пострадал от шариковой бомбы.
Наглядные пособия, брошюры "The Halo Trust".
Брошюра, выставлены фотографии (образцы мин), указаны территории, куда пока опасно ходить...
Брошюра, где написаны номера телефонов, куда может обратиться население при надобности.
Слева на право: противотанковая мина; снаряд от миномёта; противопехотная мина «Лягушка», ПЗМ (противопехотная заградительная мина), обе эти противопехотные мины предназначены для уничтожения группы людей; противопехотная мина, предназначенная для уничтожения одного человека; граната «Ф-1 (противопехотная, оборонительная)» и шариковая авиабомба.
Житель г.Степанакерта Эрик Вартанян вспоминает , как они в детстве находили шариковые бомбы...