Нагорный Карабах: гуманитарная миссия МККК
«Надеешься на то, что эмблема Красного Креста лучше бронежилета, и она спасёт тебя от смерти...»
Томас Халье, глава миссии МККК в Нагорном Карабахе.
После размеренной, спокойной жизни во время Союза, если можно тот период так называть, для жителей бывшей мощной державы начались испытания. Почти во всех союзных республиках появились спорные вопросы, в некоторых из них пролилась кровь, начались войны... Счёт убитых пошёл на десятки тысяч, десятки тысяч пропали без вести, миллионы людей лишились своего крова, стали беженцами...
В зонах конфликтов начали появляться международные организации, занимающиеся решением гуманитарных проблем. И Нагорный Карабах в этом плане не стал исключением: с 1992 года по настоящее время в Степанакерте действует офис Международного комитета Красного Креста (МККК). Надо сразу отметить, что работа Красного Креста в зонах конфликта просто неоценима, у организации прекрасная история, достойная уважения. Помимо прочего, у МККК хорошая база данных по карабахскому конфликту, которую надо использовать, ведь еще предстоит большая работа по пропавшим без вести, местам захоронения, выяснению людских судеб, но об этом разговор будет ниже...
Я хотел бы остановиться на работе МККК как нейтрального посредника в наших конфликтах. Глобальная цель посреднической работы этой организации состоит в облегчении участи людей, пострадавших в результате вооружённого конфликта, содействии соблюдению МГП (международного гуманитарного права) – свода правил, который обеспечивает защиту тех, кто не принимает или прекратил принимать участие в вооружённом конфликте.
Нейтральная, независимая и беспристрастная деятельность МККК в вооружённых конфликтах лежит в основе мандата Красного Креста и Полумесяца. Часто такая роль помогает ведению переговоров между конфликтующими сторонами о получении доступа к нуждающимся в помощи на поле сражения или же в больнице с тем, чтобы оказать содействие жертвам вооружённого конфликта, как военнослужащим, так и гражданским лицам. Вся работа этой организации опирается на правовые положения Женевских конвенций.
Вот основные направления деятельности МККК в Нагорном Карабахе:
- посещение лиц, содержащихся под стражей, включая военнопленных и гражданских интернированных лиц из Азербайджана;
- восстановление семейных связей;
- социально-экономическая помощь семьям без вести пропавших;
- психологическая помощь для семей без вести пропавших;
- социально-экономическая помощь жертвам мин;
- материальная помощь остро нуждающимся;
- распространение знаний о МГП и т.д.
Хотел бы привести примеры нейтрального посредничества миссии МККК. Очень часто бывает так, что поля, где должны работать крестьяне (армяне и азербайджанцы), находятся под обстрелом одной из противоборствующих сторон. И тут сотрудники Красного Креста ведут конфиденциальные переговоры со сторонами, чтобы крестьяне противоположной стороны могли бы работать на своих полях, не боясь за свою жизнь.
Во время карабахской войны сотрудники Красного Креста посещали пленных с двух сторон, помогали им. Часто сами тоже принимали участие в процессе обмена пленными. Очень много труда они вкладывают и в дело поиска без вести пропавших с обеих сторон...
Ещё со времён карабахской войны МККК помогает членам смешанных семей найти друг друга, налаживает между ними переписку, организует их встречи на нейтральной территории, и таких случаев с двух сторон очень много.
Также хотел бы сказать о той огромной работе, которую предстоит сделать Международному Комитету Красного Креста. Во время вооружённого конфликта тысячи людей пропали без вести, как военнослужащие, так и мирное население, и родные до сих пор живут с надеждой, что их близкие живы. Но это война, которая не щадит никого. С недавнего времени сотрудники Красного Креста начали собирать ДНК у родственников пропавших без вести для проведения в дальнейшем судебной генетической экспертизы. Таким образом, это даёт надежду на то, что в будущем многие люди смогут узнать о судьбе своих без вести пропавших родных.
Но они не боги, и они не могут делать всё, и это вызывает определённое раздражение со стороны родственников без вести пропавших, как армян, так и азербайджанцев, равно как и властей сторон конфликта. Они нередко говорят: «Если Красный Крест захочет...» Но это не так, у каждого нейтрального посредника есть своя «планка», есть свои обязанности и права,за рамки которых они не должны выходить. Зачастую власти сторон конфликта политизируют эту гуманитарную проблему, а «шишки» падают на сотрудников этой организации. Так пишу, потому что, практически с 1993 года по 1997 год, работал с ними, много пришлось вместе пережить, пару раз попадали под обстрел во время обмена пленных, однако это уже другая история...
Готовя этот материал, я пошёл в офис МККК в Степанакерте, где познакомился с главой миссии в Нагорном Карабахе Томасом Халье. Из разговора с ним я узнал, что он работает в этой международной организации четыре года, а в занимаемой ныне должности – с апреля с.г. Я попросил его рассказать о себе, работе организации.
«Хотел бы сразу отметить – я счастлив, что нахожусь в Нагорном Карабахе. До прибытия в Карабах я работал в Узбекистане, Афганистане. Мне очень нравятся атмосфера в офисе и команда, с которой работаю, также я рад иметь хорошие отношения с теми людьми, с кем приходится сотрудничать по долгу службы. И вообще, Карабах очень красивый регион.
Я часто общаюсь с местным населением и хотел бы отметить, что это люди, которые желают жить в мире, также, как и везде.
Работа в Карабахе многогранная, интересная и одна из её частей – посещение граждан Азербайджана, содержащихся под стражей в Нагорном Карабахе. А когда обе стороны согласятся, также их возвращение. Такое бывает не каждый день, но после этой работы появляется ощущение того, что, хотя конфликт не разрешён, можно проложить мост между обществами сторон конфликта, и МККК выступает в роли нейтрального посредника» - сказал г-н Халье.
«МККК никогда не заставляет стороны принимать решения, он предлагает делать шаги доброй воли. Если человек попадает в плен, представители МККК посещают его, но это не значит, что сразу же последует освобождение. Мы являемся связывающим звеном между сторонами. Нам также приходится заниматься и передачей трупов и останков. И, когда выходишь на линию фронта, осознаешь грозящую опасность, но надеешься на то, что эмблема Красного Креста лучше бронежилета, и она спасёт тебя от смерти...
Одно из последствий конфликта – это разлучение людей. Существуют смешанные браки с двух сторон, бывают также случаи, когда родственники живут на расстоянии 10 километров друг от друга, но из-за конфликта не имеют возможности поддерживать отношения, и задача МККК – организовать на нейтральной территории встречу этих людей, осуществить их временное воссоединение. Однако, чтобы встреча произошла, приходится делать большой крюк: Степанакерт-Ереван-Грузия и обратно. Но мы рады, что можем это организовать и принести людям радость» - резюмировал Томас Халье.
В заключении могу сказать, что сотрудники этой организации – люди от Бога, и очень часто им приходится рисковать своими жизнями: их убивают, берут в заложники в разных частях света... Но они делают своё дело – протягивают руку помощи тем, кто оказался в трудной, тяжёлой ситуации, и бывает, что, помогая человеку, они отдают свою жизнь. Но это их работа, это их призвание – помогать тем, кто в беде...
Анри Дюнан (1828 - 1910), основатель Красного Креста.
Первая страница Женевской Конвенции от 22 августа 1864 года. Оригинал хранится в федеральном архиве г.Берна.
Томас Халье, глава миссии МККК в Нагорном Карабахе.
Этери Мусаелян, сотрудник информационного отдела посетила пожилую одинокую женщину. Фото из архива миссии МККК в Карабахе.
Эдгар Саркисян, сотрудник отдела по розыску.
Миссия организовала поездку к платану в Мартунинский район группе родных без вести пропавших. Фото из архива миссии МККК в Карабахе.
Сотрудники отдела по розыску собирают подробные данные о без вести пропавших членах семьи. Фото из архива миссии МККК в Карабахе.
Офис миссии МККК в Нагорном Карабахе.